Разработка прогноза для структуры доходов населения Тюменской области и обоснование его точности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Уровень и структура доходов населения является важнейшим индикатором благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья.
Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.60 Кб (Скачать файл)

На восьмом этапе определяются конечные (реально используемые доходы населения):

КД=ДП+НД+БУ+(–)ДЦ, (4)

где КД – конечные (реально  используемые) доходы населения;

ДП – размер денежных доходов  населения, используемых на приобретение товаров и услуг;

НД – размер натуральных  доходов, полученных населением от домашних, фермерских хозяйств, предприятий и  организаций;

БУ – размер бесплатно  предоставляемых услуг;

ДЦ – проигрыш (выигрыш) населения от динамики цен.

Третий способ расчета  прогнозных значений денежных доходов  и расходов населения основан  на использовании баланса денежных доходов и расходов населения. Но не все виды доходов отражены в  балансе доходов, расходов и сбережений. Начальник отдела департамента экономики  Тюменской области Колчина О.П. в статье «Денежные доходы населения  и проблемы методики их расчета» подчеркивает, что «доходы населения согласно применяемой методике определяются путем составления баланса денежных доходов и расходов. Отправной точкой расчета при этом является объем расходов населения. Однако обеспечить их полный и надежный учет невозможно, поскольку многие доходные источники продолжают оставаться в «тени» (часть доходов от предпринимательской деятельности, оплаты труда, доходов от личного подсобного хозяйства, от сдачи имущества в найм). … В применяемом алгоритме расчета денежных доходов населения не учитывается ввоз-вывоз денежных средств из региона». [5, 112]

Например, доходы от личных подсобных  хозяйств могут выступать не только в денежной форме, что отражено в  статье «Поступления от продажи продуктов  сельского хозяйства», но и в натуральной  форме.

Натуральные доходы представлены продуктами, которые используются производителями  для собственного потребления или  бартерного обмена на товары и услуги с другими гражданами. Экономия денежных средств в домашнем хозяйстве  может быть рассчитана по формуле:, (5)

где j – виды продуктов;

Q – количество продуктов  каждого вида, потребленное в  домашнем хозяйстве;

Р – цены на продукты аналогичного качества. [11, 124]

Аналогично можно рассчитать и экономию, полученную в результате бартерного обмена продукции личных подсобных хозяйств на товары и услуги, произведенные другими гражданами.

Кроме того, граждане получают и другие виды доходов от самозанятости, оказывая услуги другим гражданам и  получая плату за них наличными, не отражаемую в документах.

Определить точно размер доходов от самозанятости невозможно. Не могут быть точно отражены в  балансе также доходы от теневой  экономики. В данном случае возможно применение экспертных оценок и результатов  социологических обследований.

Таким образом, баланс отражает объем и структуру легальных  доходов населения и основные направления их использования по статьям расходов и сбережений.

Подтверждением правильности исчисления и прогноза структуры  денежных доходов населения могут  служить данные управления налоговой  службы РФ, так как темпы роста  налога на доходы физических лиц достаточно близки к темпам роста фонда заработной платы. А поступления единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности могут  говорить о правильности исчисления доходов от предпринимательской  деятельности.

Информация отделения  Пенсионного фонда РФ, Департамента социального развития также позволяет  увидеть реальное содержание социально-экономических  процессов в регионе, так как  департамент работает главным образом  с малообеспеченными слоями населения.

Суммировав все сведения, предоставленные государственными органами, мы получим график темпов роста показателей, отражающих реальные доходы населения, а также прогноз  изменения их структуры.

Глава 2. Характеристика структуры  доходов населения в Тюменской  области как объекта прогнозирования

2.1 Ретроспективный анализ  структуры доходов населения  в Тюменской области

Денежные доходы населения  Тюменской области в расчете  на одного жителя за 2009 год составили 17,6 тыс. рублей и увеличились по сравнению  с предыдущим годом на 1,4%. Реальные располагаемые доходы населения  снизились до 91,5%.

Денежные доходы населения  Тюменской области в январе-октябре 2010г. увеличились по сравнению с  январем-октябрем 2009г. на 2,2%. В Ханты-Мансийском-Югре, Ямало-Ненецком автономных округах  и Тюменской области (без автономных округов) их размер увеличился соответственно на 2,2%, 0,8% и 3,4% (см. Приложение таблица 1).

Денежные доходы на душу населения  в регионах Тюменской области  области в январе-октябре 2010г. увеличились  по сравнению с январем-октябрем 2009г. на 1,2%. В Ханты-Мансийском-Югре, Ямало-Ненецком автономных округах  и Тюменской области (без автономных округов) их размер увеличился соответственно на 1,0%, 0,2% и 2,6% (см. Приложение таблица 2).

Номинальная среднемесячная заработная плата работников за 2009 год составила 20,8 тыс. рублей и по сравнению с 2008 годом выросла  на 3,5%, реальная заработная плата сократилась  на 8%.

В январе-октябре 2010г. реальные располагаемые денежные доходы населения  Тюменской области по сравнению  с январем-октябрем 2009г. уменьшились  на 5,4%. В Ханты-Мансийском – Югре, Ямало-Ненецком автономных округах  и Тюменской области (без автономных округов) их размер снизился соответственно на 7,5%, 5,4% и 1,7% (см. Приложение таблица 3). Как видно из рис. 1 Приложения, в  динамике реальных располагаемых денежных доходов населения Тюменской  области наблюдаются сезонные колебания  – резкое увеличение в феврале, уменьшение до июля, увеличение до декабря и  резкое падение в январе.

Таким образом, в Тюменской  области наблюдается увеличение денежных доходов населения и  уменьшение реальных располагаемых  денежных доходов, что говорит о  том, что в области увеличивается  доля сбережений, спонсорской помощи и взносов в общественные организации.

Изменение структуры доходов  населения за период 2000-2009 гг. в Тюменской  области показано в таблице 2.1.

Таблица 2. Структура денежных доходов населения Тюменской  области, %, значение показателя за год

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009

оплата труда 

62 

3,6 

66,3 

63,4 

67,7 

63,1 

60 

61,3 

60 

60,7

социальные выплаты 

6,5 

6,5 

6,8 

6,6 

6,8 

7,4 

7,2 

7,2 

7,8 

9,9

доходы от собственности 

7,2 

8,9 

7,4 

7,9 

9,4 

13,4 

12,8 

11,2 

9,9 

9,9

доходы от предпринимательской  деятельности 

5,2 

65,6 

3,9 

6,4 

6,6 

7,6 

7,9 

7,8 

9,2

другие доходы 

19,2 

15,4 

15,6 

15,7 

9,5 

8,5 

12,1 

12,3 

14,5 

10,3

Представим эти данные в виде диаграммы (рис. 2.1).

Рис. 2. Структура денежных доходов населения Тюменской  области, %

Как видно из приведенных  в таблице 2.1. данных, удельный вес  оплаты труда снижается при возрастании  удельного веса доходов от предпринимательской  деятельности, от собственности и  других видов доходов, увеличивается  доля социальных выплат.

2.2 Сценарии развития доходов  населения в Тюменской области  в среднесрочной перспективе

Условия жизни в Тюменской  области зависят от особенностей рынка труба и политики крупных  компаний. Благодаря омоложенной  структуре населения в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах Тюменской  области до сих пор сохраняется  относительно высокий естественный прирост населения. Численность  населения региона по состоянию  на 1 января 2010 года достигла 1345,5 тыс. человек  и по сравнению с соответствующей  датой предыдущего года увеличилась  на 0,8%. Рост численности населения  области происходит за счет естественного  и миграционного прироста. Кроме  того, высока доля населения в трудоспособном возрасте (более 70%), а доля детей (20%) значительно превышает долю пожилого населения (7-12%). Без миграционной подпитки население Тюменской области  будет стареть. [13, 12]

Индекс промышленного  производства по итогам 2009 года составил 94%, в том числе в добыче полезных ископаемых – 217,1%, в обрабатывающих производствах – 84,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 95,8%.

Добыча нефти возросла в 2,4 раза и достигла 2,93 млн. тонн, что  обусловлено вводом в 2009 году в промышленную эксплуатацию новых месторождений  в Уватском районе.

В обрабатывающем секторе  продолжился рост производства нефтепродуктов (107,3%).

Увеличен выпуск бензина  автомобильного – в 2 раза, углеводородных сжиженных газов – на 15,6%, дизельного топлива – на 5,7%, нефтепромыслового, бурового геологоразведочного оборудования – на 17,3% (в действующих ценах), шприцев и игл однократного применения –соответственно на 22,7% и 94,4%, мясных консервов – на 36,1%, цельномолочной продукции – на 15,8%, товарной пищевой  рыбной продукции – на 3,1%.

Зависимость региона от нефтегазовой отрасли делает ее уязвимой к мировым  ценам на энергоносители. Начавшийся мировой кризис не способствовал  созданию рабочих мест. Отсутствие позитивных изменений в динамике спроса и выпуска продукции заставило  предприятия остановить набор персонала. В свою очередь, экономическое замедление и промышленная стагнация пошатнут материальное положение простых  граждан.

Это подтверждается данными. В январе-октябре 2010г. реальные располагаемые  денежные доходы населения Тюменской  области по сравнению с январем-октябрем 2009г. уменьшились на 5,4%. Негативные тенденции могут продолжиться и  в 2011 году.

Сильные межотраслевые различия в оплате труда в Тюменской  области усиливает неравенство  доходов населения. Отношение доходов 10% населения с самыми высокими доходами к доходам 10% с самыми низкими  доходами в автономных округах Тюменской  области и Ненецком АО достигает 19-22 раз.

Негативное влияние сильной  поляризации по доходу смягчается масштабной социальной политикой. Если прежде нефтегазовые доходы использовались для дополнительного  стимулирования внутреннего спроса, то сейчас они направляются на финансирование дефицита бюджета. «Правительство не планирует  значительно сокращать бюджетные  расходы. В первую очередь это  касается социальных выплат, которые  перед выборами-2012, скорее всего, будут  увеличены», – полагает аналитик. [12, 6]

В автономных округах Тюменской  области уровень бедности минимален  не только из-за высоких доходов  населения. Душевые расходы бюджетов округов на социальную политику в 1,6-2 раза больше средних по регионам России (с корректировкой на стоимость жизни). Снижению уровня бедности способствует и быстрый экономический рост.

За 2009 год оборот розничной  торговли уменьшился в сопоставимых ценах на 10,9% к уровню 2008 года. В  условиях сокращения потребительского кредитования населения сократилась  продажа товаров длительного  пользования (автомобилей, бытовой  техники). Кроме того, существуют проблемы с получением кредитных линий  у предприятий, осуществляющих реализацию непродовольственных товаров.

В январе 2010 года оборот розничной  торговли составил 11,2 млрд. руб. или 99,8% к январю 2009 года.

Объем платных услуг населению  в сопоставимой оценке снизился за год менее значительно – на 0,5%. При этом сохранился устойчивый спрос на услуги связи, физической культуры и спорта, бытовые и туристские услуги.

Исследуем доходы населения, и используя метод параллельных рядов, выявим факторы, влияющие на динамику доходов населения Тюменской  области.

Динамика доходов населения  прямо зависит от динамики заработной платы, а последняя – от темпов промышленного роста, поскольку  на легальную заработную плату приходится почти половина доходов населения. Схожий тренд виден при сопоставлении  динамики доходов населения и  промышленного производства. Влияние  динамики социальных пособий, выплачиваемых  из бюджета, выражено слабо. [14, 26]

Таким образом, на доходы населения  влияют следующие факторы: среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (x1); доля населения трудоспособного возраста от общей численности населения (x2); уровень безработицы (x3).

На увеличение денежного  дохода наибольшее влияние оказывают  такие факторы как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций. На снижение его уровня такие, как доля населения  трудоспособного возраста от общей  численности населения, уровень  безработицы (рис. 2.2-2.4).

Рис. 2.2. Зависимость среднедушевых  доходов населения и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций.

Рис. 2.3. Зависимость среднедушевых  доходов населения и доли населения  трудоспособного возраста от общей  численности населения.

Рис. 2.4. Зависимость среднедушевых  доходов населения и уровня безработицы.

Учитывая выделенные 3 фактора, получим регрессионную модель:

y=4319,4+347,3x1-64,6x2-95,8x3.

Множественный коэффициент  корреляции и коэффициент детерминации составляет 0,73 и 0,74, что свидетельствует  о сильной связи. [4, 79]

Самым благоприятным сценарием  развития структуры доходов населения  Тюменской области, является сценарий, учитывающий уменьшение доли оплаты труда в структуре доходов, увеличение доли доходов от предпринимательской  деятельности, социальных выплат, других доходов. Такой сценарий позволит ликвидировать  негативное влияние сильной поляризации  по доходам населения Тюменской  области, уменьшит зависимость региона  от нефтегазовой отрасли.

Глава 3. Прогноз структуры  доходов населения в Тюменской  области

3.1 Построение прогнозной  модели для структуры доходов  населения в Тюменской области

Прогнозная модель для  структуры доходов населения  Тюменской области будет базироваться на статистических данных реального  изменения структуры доходов. Для  ее анализа и краткосрочного прогнозирования  выберем метод сглаживания временных  рядов с помощью скользящих средних. Этот метод дают достаточно точный прогноз на краткосрочную перспективу  до 1 года.

Информация о работе Разработка прогноза для структуры доходов населения Тюменской области и обоснование его точности