Развитие цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Возникновение цивилизации майя (индейской народности, проживавшей некогда в Мексике, Гватемале и Белизе) до сих пор окутано покрывалом таинственности. Известно лишь, что в первые века нашей эры культура этого народа уже достигла расцвета: к тому времени индейцы майя научились пользоваться солнечным календарем и имели свою письменность, которая была частично расшифрована в середине 1950-1960 годов российским ученым Ю. В. Кнорозовым.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 32.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский  политехнический университет»

Березниковский филиал

(БФ ПНИПУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «История экономики»

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки группы Эк-12д  ______________  Каретина Н., Орлова Л., Нагибина О., Шехтман  А.

  код                  подпись               Фамилия И.О.

 

Проверил: Старший  преподаватель .________                     Беккер М.В. 

ученая степень, звание                    подпись                                   Фамилия И.О.

Оценка «___________________»

Дата  проверки «____» _________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березники, 2013


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый этап развития

Возникновение цивилизации майя (индейской народности, проживавшей некогда в Мексике, Гватемале и Белизе) до сих пор  окутано покрывалом таинственности. Известно лишь, что в первые века нашей эры культура этого народа уже достигла расцвета: к тому времени  индейцы майя научились пользоваться солнечным календарем и имели  свою письменность, которая была частично расшифрована в середине 1950-1960 годов  российским ученым Ю. В. Кнорозовым. Цивилизация  майя была в то время наиболее развитой, намного опередившей все другие. Так, например, именно майя ввели в  математическую науку понятие нуля и высчитали время обращения  Венеры вокруг своей оси. И это  несмотря на то, что индейцы этого  племени проживали на территории с неблагоприятным климатом.

Постоянная  засуха, скудная растительность, обилие ядовитых рептилий и скорпионов - все  это, казалось, никак не располагало  к развитию наук. Однако майя все  же удалось победить джунгли. На протяжении многих веков, вырубая леса, они возводили  величественные каменные постройки  и прокладывали многокилометровые  дороги. Так продолжалось около десяти веков, но потом индейцы были вынуждены  покинуть обжитые места и перебраться  на полуостров Юкатан. Так закончился древнейший период истории этой цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй  этап развития.

Перебравшись  на Юкатан, майя построили там города Чичен-Ицу, Кабах, Сайиль, Тулум, частично сохранившиеся до настоящего времени. Второй этап развития этой цивилизации  оказался менее прогрессивным, нежели первый.

Из расшифрованных рукописей стало известно, какова была последовательность земледельческих  работ этого народа. Сначала вырубались леса, затем происходило выжигание  участков, потом обрабатывали землю, высеивали культурные растения, производили  орошение. Конечным этапом был сбор урожая. В качестве главного персонажа  рукописей выступает бог Чак, изображенный с длинным носом  и острыми клыками. В руках  это божество держит орудия для обработки  земли, используемые индейцами: палку-копалку, топор и факел. Характерно, что  Чак, как бог плодородия и земледелия, в большинстве случаев изображался  на фоне дождя.

В произведениях  искусства майя мотивы дождя и  подсечно-огневого земледелия встречаются  часто. Так, на одном из каменных рельефов, найденном в древнем городище Тикаль, высечен жрец, костюм которого украшен изображением лягушки (любое  земноводное считалось у этого  народа символом дождя и плодородия). При этом жрец одной рукой упирается  на усовершенствованную палку-копалку, а другую поднял к небесам, как  бы вознося молитву.

На стелах Тикаля также можно встретить  сцены ритуального сева, совершаемого правителем, который, стоя на коленях, бросает в землю горсть зерен. Голова правителя увенчана венком из листьев маиса. Каждая земледельческая  культура у майя имела свое божество (бог маиса, бог какао).

Помимо  общего земледелия, майя занимались садоводством, разбивая сады вокруг своих жилищ. Большой  популярностью у них пользовались такие культуры, как хлебное дерево, папайя, авокадо, анона и гуайо.

Археологи не могут воссоздать для нас духовную культуру майяской цивилизации. Если предметы материальной культуры, хотя и частично, но сохранились, то литературные и музыкальные  традиции, по всей видимости, утратились навсегда. Однако исследователи не раз предпринимали попытки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повседневная жизнь и  верования

Мужчины майя с раннего утра и до позднего вечера работали на полях, пережидая  только полуденный зной. Во время этого  короткого отдыха они в основном устраивались в тени деревьев и утоляли  жажду напитком из воды и кукурузного  теста. Но так продолжалось только до тех пор, пока не был снят урожай.

В остальное  время мужчины племени трудились  на строительстве дамб, прокладке  дорог, добыче камня; обязанности распределялись не на добровольной основе, а по желанию  властителей. Если человек заболевал, то к нему приходили колдуны и  знахари, назначавшие лекарство  на основе целебных растений и изгонявшие злых духов.

В некоторых  случаях их помощь оказывалась кстати (секреты врачевания хранились в  тайне и передавались из поколения  в поколение), однако так было не всегда. Даже такая развитая цивилизация, какой была цивилизация майя, обладала лишь небольшой крупицей знаний, которые  в наши дни известны едва ли не каждому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность и исчисление времени у майя.

Исключительными интеллектуальными  достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом  майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили  как для идеографического, так  и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной  бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким учёным Э. Фёрсманом в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счёта, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространённая в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность.

Цифры майя

Первый  открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нём иероглифами относится приблизительно к 700 году.

Сразу после  испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями  письменности майя стали испанские  монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым  известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды,иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определённую букву.

Наибольшего успеха в расшифровке текстов  майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Учёный предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нём соответствовал определённой комбинации одного согласного с одним гласным. Соединённые вместе знаки были фонетической записью слов. На Западе большой вклад в расшифровку иероглифов древних майя внесли Генрих Берлини Татьяна Проскурякова.

В результате открытий XX века стало возможным  систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы  письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид  квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут  располагаться вместе, образуя так  называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в  определённом порядке в прямолинейной  решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных  надписей. Внутри этой решётки иероглифические блоки образуют ряды и колонки, чтение которых подчинялось особым правилам[4]. Также большой вес имеют пиктографические знаки, изображающие, зачастую детально, животных, людей, части тела и предметы быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система счёта у древних  майя.

Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а  на распространённой в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат  в методе счёта, при котором применялись  не только десять пальцев рук, но и  десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало  пяти пальцам руки и ноги. Также  интересным является тот факт, что  у майя существовало обозначение  нуля, который схематически был представлен  в виде пустой раковины от устрицы  или улитки. Обозначение нуля также  применялось для обозначения  бесконечности. Так как нуль необходим  во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая и социальная структура общества.

Майя были прежде всего сильно ориентированы  внешнеполитически. Это было обусловлено  тем фактом, что отдельные города-государства  соперничали друг с другом, но в  то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых  товаров. Политические структуры различались  в зависимости от региона, времени  и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под  руководством аява (правителя) имели  место также олигархические и  аристократические формы правления. У племени киче (Quiché или K’iche') имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно.

В социальной структуре общества любой  член общества Майя, достигший 25 лет, мог  бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся  новый вождь. Обычно это происходило  в мелких населённых пунктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.  

  1. Березкин Ю.Е. Из истории древнего Перу: социальная структура мочика сквозь призму мифологии. // ВДИ. 1978. №3.
  2. Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.
  3. Кнорозов Ю.В., Гуляев В.И.. Заговорившие письмена. //Наука и жизнь. 1979. №2
  4. Хайт Р. Рецензия на книгу В.И. Гуляева. //ВДИ. 1986. №3.

 


Информация о работе Развитие цивилизаций