Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:22, контрольная работа
Цель настоящей работы – изучение проблемы развития и размещения отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
1. Рассмотреть состав и место Северо-Западного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда, исследовать особенности его экономико-географического положения.
2. Проанализировать промышленный комплекс региона, оценить развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности.
3. Изучить основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона.
Введение 3
1. Состав и место Северо-Западного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности его экономико-географического положения 4
2. Промышленный комплекс региона. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности 11
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
В Северо-Западном федеральном
округе легкая промышленность представлена
в основном текстильной, кожевенно-обувной,
фарфорово-фаянсовой отраслями. Текстильная
промышленность размещается преимущественно
в Санкт-Петербурге; трикотажное
производство расположено в Великих
луках и Боровичах (Псковская
область), кожевенно-обувная
Северо-Западный федеральный округ – единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза, Центральной и Северной Европы: Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Таким образом, округ играет важную стратегическую роль приграничного региона.
Важное значение имеет железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Таллинн – Рига – Калининград, обеспечивающая экономические связи с Калининградской областью и странами Западной Европы. Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет железная дорога Санкт- Петербург – Хельсинки. Практически построена железная дорога на коммерческой основе из Карелии в Финляндию (к финским морским портам круглогодичного действия). Благодаря железнодорожным магистралям из Санкт-Петербурга на Белоруссию и Украину обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами. В развитии внешнеэкономических связей России со странами Балтийского бассейна, Европы и Америки велика роль морского транспорта округа.
Со странами Балтии Санкт-Петербург также соединяют автомобильные дорог. Совершенствование автодороги Санкт-Петербург – Рига – Клайпеда – Гданьск – Гамбург соединит северную столицу с Германией и обеспечит устойчивые экономические связи не только округа, но и для страны в целом. Начаты работы по строительству автомобильной дороги "Виа Балтика", которая даст надежный транспортный выход на территорию государств Западной Европы, нового морского порта в финском заливе (Ленинградская область).14
Северо-Западный регион обладает
высоким промышленным потенциалом
в таких областях, как судостроение,
деревообработка, машиностроение.
Прямые контакты с мировым рынком и близость
европейских государств, соседство с основными
индустриально развитыми регионами во
многом определяют многоплановую роль
северо-западного федерального округа
как крупного поставщика сырья и промышленных
товаров, топливно-энергетических ресурсов.
Одновременно округ является импортером
разнообразной продукции, важным транзитным
районом.
Обладая уникальным геополитическим
положением, при котором пять субъектов
Федерации имеют сухопутную, а
три – морскую границу со странами
Европейского союза, Северо-Западный федеральный
округ активно развивает
В регионе совместно с
европейскими компаниями строятся и
уже работают предприятия по производству
мебели, электротехнического
Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна. В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.
В настоящее
время сельское хозяйство региона
осталось практически без
В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.
Для
высвобождения ресурсов для
1. Целенаправленное
и последовательное ослабление
индустриального крена в
2. Стимулирование
развития ряда относительно
3. Обеспечение
на современном уровне и в
нужных масштабах развития
4. Ускорение
развития ряда относительно
Необходимо
всестороннее развитие непроизводственной
сферы. При решении этой проблемы
необходимо осмыслить социально-
Важнейшие
направления экономического и
социального развития Северо-
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы о развития и размещения отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа.
Развитие
экономики Северо-Западного
Большую угрозу человеческому потенциалу Северо-Запада создает депопуляция населения – острый демографический кризис.
В отраслевой структуре ВРП доминируют обрабатывающие производства, где осуществляется 75 % выпуска промышленной продукции (в России – 67 %). Вклад Северо-Западного федерального округа в формирование объема производства России различается по видам деятельности: в добыче полезных ископаемых – 6,1 %, в обрабатывающих производствах – 12,4 %, в энергетике – 12,7 %.
Ведущее значение играют машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, добывающая промышленность, металлургия. Концентрация ценнейших природных ресурсов определяет специфику промышленного комплекса, основанного на развитии топливно-энергетической, горнодобывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной, рыбоперерабатывающей, промышленности.
Северо-Западный федеральный округ – один из крупнейших в России производителей и экспортеров черных и цветных металлов, и в первую очередь стали, меди, алюминия, никеля.
В условиях кризиса регион сохраняет значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80 %. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.
Северо-Западный федеральный округ обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов – г.г. Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через нее с Западной Европой и российским Калининградом.
В перспективе многоплановая
роль Северо-Западного федерального
округа в республиканском и
Значительно усилятся функции
округа как крупного экспортера сырья,
в первую очередь нефти и газа,
продукции глубокой переработки
нефти, обрабатывающей промышленности,
в частности машиностроения; должно
увеличиться количество услуг, предоставляемых
в округе, - транспортных, складских,
банковских, рекреационно-туристических.
Этому должны способствовать стабилизация
социально-экономической
Эти регионы имеют особенно
благоприятные условия для
1 Экономическая география России: Учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 227.
2 Экономическая география и регионолистика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2010. С. 98.
3 Винокуров А.А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 5. – С. 15.
4 Перепеченко В.П. Экономика Северо-Запада. – Вологда: Академия, 2010. С. 47.
5 Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2009. С. 338.
6 Броило Е.В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 5. – С. 99.
7 Калашникова Т.М. Экономико-географическое районирование: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. С. 202.
8 Российский Север: проблемы социального развития: Учебное пособие / А.Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева. – М.: Дашков и К, 2009. С. 498.
9 Экономическая география России: Учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 264.
10 Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа // Вопросы местного самоуправления. – 2010. – № 3. – С. 4.
11 Синецкий В.П. Социальное и экономическое развитие приморских регионов Севера. – М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 68.
12 Броило Е.В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2. – С. 265.
13 Слуцкий Е.Г. Россия и ее Северо-Западный регион накануне вступления в ВТО: аналитический обзор и прогноз. – СПб.: БИС-принт, 2009. С. 28.
14 Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. акад. А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2010. С. 458.
15 Аверин А.Н. Социальные проблемы развития северных регионов: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 94.
1