Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:50, реферат
1. Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты
2. Функции институтов в современной экономике
Реализация указанного направления должна производиться путем совершенствования налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:
- создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;
- обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;
- финансирования со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;
- проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов;
- увеличения глубины переработки природных ресурсов;
- развития российской финансовой инфраструктуры;
- повышения экономической активности населения;
- устранения инфраструктурных ограничений экономического роста;
- снижения негативного воздействия производства на окружающую среду и сдерживания выбросов парниковых газов.
Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.
Для этого необходимо в том числе обеспечить:
Следует также последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, совершенствовать в стимулирующих целях механизмы налогообложения доходов населения (введение налога на недвижимость, зависящего от рыночной стоимости объектов недвижимости).
Потенциальный уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации к 2020 году будет снижаться в первую очередь в результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной системы и в валовом внутреннем продукте, а также сокращения доли налогов и сборов для импорта. Повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы.
В результате этих тенденций уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе при сохранении действующих ставок основных налогов снизится с 36,11 процента валового внутреннего продукта в 2013 году до 34 - 36 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году. Увеличение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будет компенсировано соответствующим снижением ставок налогов, а также другими мерами (субсидии).
Четвертое направление - увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.
Ключевую роль в данном направлении играет изменение структуры расходов бюджетной системы, так как сложившаяся в настоящее время система фактических приоритетов расходов не соответствует решению задач инновационного социально ориентированного развития. Для достижения целевых ориентиров развития необходимо обеспечить увеличение составляющей бюджета, включающей расходы на образование, здравоохранение, культуру, одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики.
Расходы бюджетной системы на развитие человеческого потенциала должны увеличиться с 4,1 процента ВВП в 2013 году, до 11,5 - 12 процентов ВВП в 2020 году, в том числе:
Расходы на здравоохранение
увеличатся до 5 - 5,5 процента ВВП по сравнению
с 3,8 процента ВВП в 2013 году; (http://info.minfin.ru/kons_
Расходы на образование увеличатся
до 5 - 6 процентов ВВП, что превысит аналогичный
показатель в 2013 году на 0,8 процента ВВП. (. Государственные
расходы на образование (в процентах к
ВВП), % // URL: http:www.statinfo.biz/Geomap.
Расходы бюджетной системы на социальную политику (включая пенсионные выплаты) возрастут с 0,01 процента валового внутреннего продукта в 2014 году до 9 - 9,8 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.
Модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений потребуют поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4 процентов валового внутреннего продукта. Основная доля инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь в транспортную и энергетическую инфраструктуру, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
Стимулирование обновления
научно-технической базы потребует также
увеличения государственных расходов
на фундаментальные и прикладные научные
исследования, которые повысятся с 0,39 процента валового внутреннего
продукта в 2014 году до 1,3 процента ВВП в
2020 году. (http://www.strf.ru/material.
В целом бюджет развития или инновационный бюджет к 2015 году составит около 14 процентов валового внутреннего продукта, а к 2020 году (несмотря на относительное снижение государственных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры) увеличится до 14,2 - 15 процентов.
Кроме изменения структуры расходов в горизонтальном направлении необходима их оптимизация и в вертикальной плоскости. Необходимо повышение уровня самостоятельности субъектов бюджетной системы, что связано, в том числе с укреплением их доходной базы, умеренным повышением доли субъектов в доходах и расходах бюджетной системы.
Общий уровень расходов бюджетной
системы (включая внебюджетные фонды)
стабилизируется к 2020 году в пределах
32,2 - 34 процентов ВВП (в 2014 году – 19 процентов
ВВП). В условиях увеличения доходов бюджетной
системы это может привести к возникновению
после 2020 года избытку бюджетной системы. (http://info.minfin.ru/fbrash.
В условиях последовательного сокращения нефтегазовых доходов в долгосрочном периоде поддержание нефтегазового трансферта на уровне 3,7 процента ВВП (или более высоком) потребует использования средств Резервного фонда.
Пятое направление - повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования.
Необходимость реализации приоритетов в области расходов в условиях ограничения на величину ресурсов бюджетной системы ставит задачу повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. С течением времени актуальность задачи будет увеличиваться.
Важной составляющей реализации данного направления является повышение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе процедур размещения государственного и муниципального заказа, процедур формирования межбюджетных трансфертов.
Предполагается обеспечить продолжение работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств и их анализ с целью определения соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий.
Долгосрочные приоритеты
развития финансовых рынков и банковского
сектора
В современных условиях финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура. Однако в настоящее время финансовый рынок России недостаточно развит.
Наблюдается дефицит качественных инвестиционных проектов и вместе с тем дефицит свободных средств, особенно долгосрочных, которые могут быть направлены на инвестиционные цели.
Финансовые институты (за исключением нескольких крупнейших банков с государственным участием) не обладают достаточным уровнем капитализации, испытывают дефицит квалифицированных кадров.
Конкурентоспособный в мировом масштабе финансовый рынок представляет собой не только наиболее эффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции, но и в ближайшей перспективе станет неотъемлемой частью экономического суверенитета современного государства.
Приоритетом в развитии финансовых рынков в России является создание международного финансового центра - системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран.
Целью развития финансовых рынков и банковской системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе является создание эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности.
Целевыми ориентирами являются:
Ключевыми принципами повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и создания международного финансового центра являются:
Обновление российского экономического рынка и создание в России международного финансового центра потребует реализации следующих мер:
Информация о работе Развитие экономических институтов в России