Развитие экономических институтов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:50, реферат

Описание работы

1. Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты
2. Функции институтов в современной экономике

Файлы: 1 файл

Glava_2_KR.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

Реализация указанного направления должна производиться путем совершенствования налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:

-  создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;

- обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;

        - финансирования со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;

- проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов;

- увеличения глубины переработки природных ресурсов;

- развития российской финансовой инфраструктуры;

- повышения экономической активности населения;

- устранения инфраструктурных ограничений экономического роста;

- снижения негативного воздействия производства на окружающую среду и сдерживания выбросов парниковых газов.

Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.

Для этого необходимо в том числе обеспечить:

      1. упрощение процедур и форм налоговой отчетности;
      2. совершенствование процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость;
      3. упрощение вычета по налогу на добавленную стоимость по выданным и полученным авансам;
      4. осуществление перехода от единого социального налога к страховому взносу на обязательное социальное страхование, устанавливаемому в размере, обеспечивающем стабильность и устойчивость функционирования пенсионной систем;
      5. совершенствование амортизационной политики для целей налогообложения в части сокращения сроков полезного использования машин и оборудования, а также повышения размера амортизационной премии до 30 процентов по активной части основных фондов;
      6. освобождение от налогообложения прибыли доходов от реализации ценных бумаг;
      7. совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых месторождений и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений;
      8. совершенствование системы взимания акцизов и унификацию ставок вывозных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продуктов высокого передела;
      9. создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов;
      10. создание эффективной системы налогообложения при трансфертном ценообразовании, налогообложения консолидированной финансовой отчетности;
      11. разработку новых правил налогообложения некоммерческих организаций, предполагающих освобождение их от налога на прибыль при соблюдении условий, касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью негосударственных некоммерческих организаций, введение льготы по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих пожертвования на благотворительную деятельность;
      12. упрощение процедуры рассрочки (отсрочки) задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам в части увеличения сроков и упрощения процедур.

Следует также последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, совершенствовать в стимулирующих целях механизмы налогообложения доходов населения (введение налога на недвижимость, зависящего от рыночной стоимости объектов недвижимости).

Потенциальный уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации к 2020 году будет снижаться в первую очередь в результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной системы и в валовом внутреннем продукте, а также сокращения доли налогов и сборов для импорта. Повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы.

В результате этих тенденций уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе при сохранении действующих ставок основных налогов снизится с 36,11 процента валового внутреннего продукта в 2013 году до 34 - 36 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году. Увеличение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будет компенсировано соответствующим снижением ставок налогов, а также другими мерами (субсидии).

Четвертое направление - увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.

Ключевую роль в данном направлении играет изменение структуры расходов бюджетной системы, так как сложившаяся в настоящее время система фактических приоритетов расходов не соответствует решению задач инновационного социально ориентированного развития. Для достижения целевых ориентиров развития необходимо обеспечить увеличение составляющей бюджета, включающей расходы на образование, здравоохранение, культуру, одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики.

Расходы бюджетной системы на развитие человеческого потенциала должны увеличиться с 4,1 процента ВВП в 2013 году, до 11,5 - 12 процентов ВВП в 2020 году, в том числе:

Расходы на здравоохранение увеличатся до 5 - 5,5 процента ВВП по сравнению с 3,8 процента ВВП в 2013 году; (http://info.minfin.ru/kons_rash_isp.php)

Расходы на образование увеличатся до 5 - 6 процентов ВВП, что превысит аналогичный показатель в 2013 году на 0,8 процента ВВП. (. Государственные расходы на образование (в процентах к ВВП), % // URL: http:www.statinfo.biz/Geomap.aspx?lang=1&act=6492 (дата обращения: 1.03.2013).)

Расходы бюджетной системы на социальную политику (включая пенсионные выплаты) возрастут с 0,01 процента валового внутреннего продукта в 2014 году до 9 - 9,8 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.

Модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений потребуют поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4 процентов валового внутреннего продукта. Основная доля инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь в транспортную и энергетическую инфраструктуру, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Стимулирование обновления научно-технической базы потребует также увеличения государственных расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования, которые повысятся с 0,39 процента валового внутреннего продукта в 2014 году до 1,3 процента ВВП в 2020 году. (http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=42858#.VX7CAzDtlBc)

В целом бюджет развития или инновационный бюджет к 2015 году составит около 14 процентов валового внутреннего продукта, а к 2020 году (несмотря на относительное снижение государственных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры) увеличится до 14,2 - 15 процентов.

Кроме изменения структуры расходов в горизонтальном направлении необходима их оптимизация и в вертикальной плоскости. Необходимо повышение уровня самостоятельности субъектов бюджетной системы, что связано, в том числе с укреплением их доходной базы, умеренным повышением доли субъектов в доходах и расходах бюджетной системы.

Общий уровень расходов бюджетной системы (включая внебюджетные фонды) стабилизируется к 2020 году в пределах 32,2 - 34 процентов ВВП (в 2014 году – 19 процентов ВВП). В условиях увеличения доходов бюджетной системы это может привести к возникновению после 2020 года избытку бюджетной системы. (http://info.minfin.ru/fbrash.php)

В условиях последовательного сокращения нефтегазовых доходов в долгосрочном периоде поддержание нефтегазового трансферта на уровне 3,7 процента ВВП (или более высоком) потребует использования средств Резервного фонда.

Пятое направление - повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования.

Необходимость реализации приоритетов в области расходов в условиях ограничения на величину ресурсов бюджетной системы ставит задачу повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. С течением времени актуальность задачи будет увеличиваться.

Важной составляющей реализации данного направления является повышение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе процедур размещения государственного и муниципального заказа, процедур формирования межбюджетных трансфертов.

Предполагается обеспечить продолжение работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств и их анализ с целью определения соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий.

 
Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора

В современных условиях финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура. Однако в настоящее время финансовый рынок России недостаточно развит.

Наблюдается дефицит качественных инвестиционных проектов и вместе с тем дефицит свободных средств, особенно долгосрочных, которые могут быть направлены на инвестиционные цели.

Финансовые институты (за исключением нескольких крупнейших банков с государственным участием) не обладают достаточным уровнем капитализации, испытывают дефицит квалифицированных кадров.

Конкурентоспособный в мировом масштабе финансовый рынок представляет собой не только наиболее эффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции, но и в ближайшей перспективе станет неотъемлемой частью экономического суверенитета современного государства.

Приоритетом в развитии финансовых рынков в России является создание международного финансового центра - системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран.

Целью развития финансовых рынков и банковской системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе является создание эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности.

Целевыми ориентирами являются:

    • повышение уровня банковского кредитования экономики с 39 процентов ВВП в 2012 году до 70 - 75 процентов валового внутреннего продукта в 2015 году и 80 - 85 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году;
    • повышение вклада банковского сектора в финансирование инвестиций в основной капитал с 10,6 процента в 2013 году до 20 - 25 процентов в 2020 году, в том числе благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития и усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании; (http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9525)
    • повышение относительного уровня капитализации российских компаний до 150 - 200 процентов ВВП к 2020 году;
    • повышение отношения стоимости российских корпоративных облигаций в обращении к ВВП с 0,24 процента в 2013 году до 22 - 25 процентов в 2020 году; (http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2013.pdf)
    • повышение отношения собранных страховых премий к ВВП с 1,39 процента в 2014 году до 7 - 9 процентов в 2020 году.

Ключевыми принципами повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и создания международного финансового центра являются:

    1. эффективное ценообразование за счет высокой концентрации спроса и предложения, высокой ликвидности рынков, высокой степени информационной прозрачности рынков и их участников;
    2. снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, прежде всего в отношении инновационных наукоемких предприятий;
    3. простота доступа, минимум регистрационных и разрешительных процедур для инвесторов и финансовых институтов, намеренных осуществлять операции на российском фондовом рынке, равный доступ всех категорий участников рынка к инфраструктуре и торгуемым активам;
    4. наличие правовых и организационных условий для расширения круга финансовых инструментов, которые могут разрабатываться и предлагаться участниками рынка для обращения;
    5. быстрота и дешевизна совершения операций за счет использования современных технологий торговли при одновременном обеспечении высокой надежности их исполнения;
    6. конкурентоспособность системы налогообложения по сравнению с иностранными юрисдикциями.

Обновление российского экономического рынка и создание в России международного финансового центра потребует реализации следующих мер:

    • формирование законодательства;
    • повышение привлекательности операций на российском финансовом рынке для российских и иностранных участников рынка с учетом задачи создания международного финансового центра за счет:
    • создания надежной, высокотехнологичной и капитализированной инфраструктуры организованной торговли;
    • обеспечения простоты доступа российских и иностранных участников к организованным торгам;
    • расширения круга активов для инвестирования (включая иностранные);
    • введения конкурентоспособного режима налогообложения операций на российском финансовом рынке;
    • обеспечения эффективной защиты прав собственности;
    • развитие бизнес-среды и улучшение инвестиционного климата (совершенствование транспортной инфраструктуры, создание дружественной для иностранных граждан среды обитания в России, совершенствование правил визового и миграционного учета, правил получения разрешения на работу в России для иностранных граждан, совершенствование паспортного и таможенного контроля, развитие программ подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для финансового рынка);
    • принятие единых норм, стандартов и процедур обеспечения прозрачности финансовых операций на основе международных стандартов с целью противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Информация о работе Развитие экономических институтов в России