Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:11, реферат
Становление капиталистической экономики в России началось после отмены крепостного права. Крымская война (1853–1856), на ведение которой было израсходовано 528 млн руб., показала, что основным тормозом экономического .и социально-политического развития является крепостное право. Государственный долг на январь 1862 г. составлял 2492,9 млн руб. по сравнению с 732,2 млн руб. на январь 1853 г. В таких непростых условиях начался переход экономики к капитализму.
Развитие капитализма в России имело свои особенности. Она позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Однако для нее характерны более высокие темпы и уровень концентрации промышленного производства.
1 Влияние реформ 60-70-х гг. XIX века на развитие капитализма в России ………………………………………………………………............
3
2 Характеристика развития экономики в России в 60-е – 90-е годы……………………………………………………………………………
5
3 Экономические особенности капитализма………………………………
11
Список использованных источников…………………….............................
16
3.Фабрика (крупная машинная индустрия).
Значительно изменяется географическое размещение промышленности - появились новые промышленные районы (Донбасс, Баку).
В первые годы после реформы 1861 г. вследствие ухода бывших крепостных рабочих из отраслей, в которых применялся в основном крепостной труд (уральская металлургия, суконное производство) , произошло некоторое снижение промышленного производства. Но уже со второй половины 60-х годов начинается ускоренный рост крупных фабрично-заводских предприятий. В 1866 г. фабрик с числом рабочих свыше 100 было 644, в 1879 г. число таких фабрик уже составило 852. Мануфактура и кустарное производство в конкурентной борьбе с фабрикой не могли устоять и постепенно поглощались крупной индустрией.
Рост промышленности характеризовался усилением концентрации производства, увеличением фабрик с большим числом рабочих. Если общее число крупных предприятий (со 100 и более рабочими) к 1880 г. увеличилось примерно на 1/3, то число крупнейших предприятий (свыше 1000 рабочих) к этому же году увеличилось вдвое (с 42 в 1866 г. до 81 в 1879 г.). Темп роста продукции капиталистической промышленности в России за 1860-1880 гг. был более высоким, чем в Англии, Франции, Германии. Техническое перевооружение промышленности свидетельствовало, что промышленный переворот в России завершается. Ручной труд последовательно вытеснялся машиной; совершенствовались механизмы, техника и технология производства. Повышалась и производительность труда в промышленности. В. И. Ленин отмечал, что в 1879 г. в 34 отраслях промышленности она выросла по сравнению с 1864 г. на 53,7%. Промышленность России в 60-70-е годы сделала огромный шаг вперед. Но если сравнивать ее с передовыми капиталистическими странами Западной Европы, то она еще сильно отставала от промышленности этих стран не только по масштабам производства, размерам производства на душу населения, но и в техническом отношении и по производительности труда.
Особенности капиталистического развития промышленности наглядно видны по ее отдельным важнейшим отраслям.
Наиболее развитой в
капиталистическом отношении
Большие успехи сделала свеклосахарная
промышленность. Она увеличила свою
продукцию с 1862 по 1880 г. с 1,9 млн. пудов
до 12,5 млн. пудов. Свеклосахарная промышленность
развивалась на Украине и в
черноземных губерниях
Но наиболее характерным для капиталистического развития страны надо считать производство средств производства, то есть рост тяжелой промышленности, что видно из следующей таблицы (приложение1).
Главную роль в производстве стали продолжал играть Урал, но необычайно быстро развивался в этом отношении и Донбасс: было очевидно, что он скоро обгонит Урал. По добыче каменного угля Донбасс уже вышел на первое место. На Кавказе сосредоточилась добыча нефти (Баку), началась разработка марганцевой руды (Чиатура).
В 60-70-е годы было положено начало машиностроительной промышленности, которая в дореформенной России была представлена лишь сельскохозяйственным машиностроением. Петербург и Москва стали местом строительства крупных машиностроительных заводов (Нобеля, Обуховского, Бромлея, Листа, Вейхельта и др.). Производство сельскохозяйственных машин достигло огромных успехов на юге России (в Харькове, Одессе, Бердянске). Продукция машиностроения увеличилась в 3 раза.
Наряду с крупной фабрично-
Сеть железных дорог в России с 1861 по 1881 г. выросла с 1,6 тыс. км до 23,1 тыс. км. «Соперничество с европейскими державами вынуждали российское самодержавие… создавать широкую сеть железных дорог…». Первые железные дороги связали Москву как экономический центр страны с рядом важнейших районов, городов (Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и др.); затем устанавливается связь центра с портовыми городами (Одессой, Ригой). Было начато строительство дорог на Урале (Пермь - Екатеринбург).
Водный паровой транспорт значительно вырос: число пароходов на реках с 399 в 1860 г. увеличилось до 1200 в 1881 г. Соответственно вырастает грузооборот железнодорожного и пароходного транспорта и перевозка пассажиров.
Капиталистическое развитие, по статье Ленина «Развитие капитализма в России», шло в двух направлениях - вглубь и вширь. Развитие капитализма вглубь - это "дальнейший рост капиталистического земледелия и капиталистической промышленности в данной, определенной и замкнутой территории", а развитие капитализма вширь - это "распространение сферы господства капитализма на новые территории"
В 60-70-е годы российскому капитализму предоставлялась возможность широкого движения на громадные пространства окраин Российской империи, которые вошли в ее состав (Сибирь, Казахстан, Дальний Восток, Средняя Азия). Движение капитализма вширь временно замедляло его развитие вглубь, так как капитализму, стесненному крепостническими пережитками внутри страны, создавалась отдушина на окраинах.
Проникновение капитализма вширь оказывало положительное влияние на отсталый хозяйственный уклад окраин России (Сибирь, Средняя Азия, Кавказ) или объединяло местный процесс капиталистического развития с общероссийским и тем усиливало хозяйственный подъем страны в целом и экономическое развитие на местах (Украина, Польша, Прибалтика).
Украина в пореформенное время заняла важнейшее место по производству зерна. Целая армия сельскохозяйственных рабочих приходила сюда из разных мест для работы по найму у кулаков и в помещичьих латифундиях. В сельском хозяйстве быстро расширялось применение машин.
В промышленном развивается металлургия, чему сильно содействовала постройка железных дорог, начавшаяся в 60-е годы. На Украине сосредоточивается выработка сахара. Поднялись торговые центры (Киев, Харьков, Одесса), выросли промышленные поселения (в Донбассе и Криворожье). Пролетариат Украины формировался не только за счет разорения украинского крестьянства, но и благодаря возрастающему движению на Украину бедноты из великорусских и других губерний. Украинская буржуазия в лице крупных сахарозаводчиков, торговцев хлебом, землевладельцев, банкиров стала играть заметную роль в экономической жизни страны. Иностранный капитал внедрился в тяжелую промышленность Украины.
Капиталистическое развитие в Белоруссии происходило несколько медленнее, чем на Украине. Сельское хозяйство Белоруссии в большей степени испытывало влияние остатков крепостничества. Особенностью его было увеличение посева технических культур (картофеля, шедшего на винокуренные заводы, льна). Тяжелая промышленность в Белоруссии отсутствовала, а из отраслей легкой промышленности наиболее значительное место занимали: винокурение (18% всех заводов России), суконная промышленность, кожевенная, мукомольная.
Развитие капитализма на Кавказе, в Средней Азии, Сибири шло очень медленно, сказывалась крайняя отсталость экономики этих районов, сохранявших в большой степени черты докапиталистических отношений.
Для всех национальных окраин Российской империи общей причиной, замедлявшей в них подъем производительных сил, было сохранение их вековой отсталости. Царизм для своих политических целей поддерживал патриархальные, феодальные отношения в Средней Азии, на Кавказе. Стесняя экономическое развитие окраин, он вел политику использования их как рынка сбыта промышленных товаров, как источника разнообразного сырья. Такая политика имела отрицательные последствия не только для развития окраинных районов, но и для страны в целом. В. И. Ленин писал в статье «Капитализм и война»: "Возможность угнетать и грабить чужие народы укрепляет экономический застой, ибо вместо развития производительных сил источником доходов является нередко полуфеодальная эксплуатация "инородцев".
Однако капиталистическое развитие всей страны преодолевало, хотя и медленно, путы, налагавшиеся царизмом на экономику окраин, втягивая их в единую экономическую систему.
Период 80-х годов XIX в.
характеризуется завершением
3 Экономические особенности капитализма
В конце XIX — начале XX в. крупнейшие капиталистические страны вступили в новую фазу своего развития. Капитализм стал мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее черты были сформулированы В.И. Лениным и до сих пор являются актуальными.
Монополии, возникшие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующие позиции в экономике;
Сращивание промышленности
с банками и образование
Наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);
Возникновение международных монополистических союзов и обострение в связи с этим борьбы за рынки сбыта, сырья, сферы приложения капиталов;
Обострение борьбы между ведущими странами за передел поделенного мира, что привело к ряду локальных войн, а затем и к развязыванию Первой мировой войны.
В конце XIX — начале XX в. промышленный капитализм превращался в монополистический, представляющий собой высшую стадию капитализма. Этот процесс происходил и в России с некоторым опозданием по сравнению с другими, более развитыми капиталистическими странами. В России высокоразвитые формы промышленного и финансового капитала сочетались с отсталым социально-политическим строем, с отсталыми формами полукрепостнических отношений, с отсталым земледелием.
Ввоз капитала в Россию
в форме государственных займов
был известен еще в XVII в., когда
они использовались, как правило,
не для производственного
С 90-х годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в производственной его форме в угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX — начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы (приложение 2, 4).
Следовательно, в период домонополистического капитализма иностранные капиталы приливали в Россию преимущественно в форме государственных внешних займов. Но уже во второй половине XIX в., особенно в 90-х годах, наблюдалось их помещение в разные промышленные предприятия. Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим.
Экспорт капитала происходил
и в эпоху промышленного
Вывоз капитала из России не получил широкого распространения. Наоборот, она в значительных размерах ввозила капитал из более развитых стран. Относительно слабое развитие производительных сил, наличие многих феодальных пережитков, огромных колониальных окраин при недостатке капиталов в стране не создавало условий для вывоза капитала из России в таком объеме, как в некоторых других странах. В экономике России и в эпоху монополистического капитализма экспорт товаров резко преобладал над экспортом капитала. Размер учтенного экспортированного капитала (ссудного и производительного) определяется, по некоторым источникам, в несколько сотен миллионов рублей, тогда как стоимость товаров, вывезенных из России, лишь в 1900 г. составляла 716 млн. руб., а в 1913 г.— 1520 млн. руб. Капитал из России направлялся преимущественно в восточные страны. Он вывозился как в форме займов, так и в производительной форме. Значительные русские капиталы были вложены в Китае и Маньчжурии. Сумма вложений в сооружение Китайско-Восточной железной дороги равнялась примерно 500—600 млн. руб., а общая сумма вывезенного из России в Китай и Маньчжурию капитала — примерно 750 млн. руб. Долги по займам и другие виды задолженности составляли сумму порядка еще 300 млн. руб. Имущество различных русских торгово-промышленных организаций, в частности, Русско-Азиатского банка, оценивалось не менее чем в 50 млн. руб.