Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:33, реферат
Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Основные направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве………………………………………………………………………..5
Глава 2. Положение крестьянско-фермерских хозяйств в Ставропольском крае……………………………………………………………………..………..7
Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
3.1 Кредитование малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере региона……………………………….……………………………………..9
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере региона………………………………..………………………….....11
Заключение.……………………………………….………………................17
Библиографический список.……………………………..…….…………..19
Таблица
1 – Рентабельность продукции, реализованной
сельскохозяйственными
Наименование продукции | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | Темп
роста, 2002 к 2001, % |
Зерно (включая кукурузу) | 0,04 | 56 | 65 | 48 | 18,4 | 38,3 |
Сахарная свекла (фабричная) | -7 | 2 | 7 | 5 | 13,1 | 262,0 |
Семена подсолнечника | 34 | 98 | 54 | 75 | 78,5 | 104,6 |
Картофель | 13 | 93 | 51 | 31 | 40,6 | 130,9 |
Овощи (открытого грунта) | 13 | 57 | 17 | 22 | 42,8 | 194,5 |
Молоко и молочные продукты | -28 | 22 | 13 | 17 | 5,3 | 31,2 |
Мясо:
крупного рогатого скота свиней Яйца |
-54 -29 21 | -24 -10 20 | -33 -21 12 | -23 1
22 |
-25,7 -2,8 18,0 | -111,7
-280,0 81,8 |
В условиях реализации неэффективных инструментов государственной поддержки предпринимательства в аграрной сфере деятельность органов законодательной и исполнительной власти в этом направлении не имеет системного характера и не создает для активизации предпринимательской деятельности оптимальной рыночной среды. При отсутствии критериев распределения средств федерального и региональных бюджетов развитие индивидуального и ассоциированного предпринимательства в сельском хозяйстве может быть ускорено за счет формирования и реализации механизма продуктового программирования. Между тем, как показывает опыт стран Западной Европы, федеральные программы стабилизации производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой эффективный инструмент экономического воздействия государства на субъектов предпринимательской деятельности в аграрной сфере.
В
то же время в Российской Федерации
структуры, занимающиеся вопросами
формирования резервных продовольственных
фондов, техническим и информационным
обслуживанием хозяйств, а также
стимулированием рынка
В этой связи следует отметить, что две трети сельскохозяйственной продукции в России производится крупными предприятиями, 38% валового производства в аграрной сфере приходится на хозяйства населения и только 2,4% – на долю индивидуального фермерства. Крестьянские (фермерские) хозяйства содержат менее 2% всего поголовья крупного рогатого скота, 1% свиней и 3% овец [2]. Поэтому делать ставку на то, что в перспективе индивидуальный фермер обеспечит потребности потребителей в продукции растениеводства и животноводства без существенной государственной поддержки представляется необоснованным.
В современных условиях практика централизованного распределения средств по субъектам Российской Федерации отчасти обеспечивает поддержку фермерскому хозяйствованию вне зависимости от выхода конечного продукта. Вместе с тем отсутствие согласованности действий регионов с центром по формам и объемам финансирования сельскохозяйственного производства не способствует симметричному развитию индивидуального и ассоциированного предпринимательства в сельском хозяйстве.
Кривая рисунка 1 указывает на то, что размер государственных средств, выделяемых на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации, возрастал лишь до 1997 года. Однако если учесть изменения покупательной способности рубля, резкое сокращение уровня государственной поддержки индивидуального предпринимательства в сельском хозяйстве стало происходить лишь с 1998 года. При этом динамика численности фермерских хозяйств коррелирует с динамикой оказываемой индивидуальному предпринимательству государственной финансовой поддержки.
Приведенный
статистический материал позволяет
рассматривать поддержку предпринимательства
в сельском хозяйстве как финансовое стимулирование
государством увеличения числа крестьянских
(фермерских) хозяйств, поскольку существует
прямая и близкая к функциональной связь
между объемами ассигнования и динамикой
количества индивидуальных предпринимателей
в аграрной сфере. Вместе с тем такой подход
представляется правильным только отчасти.
В действительности, даже на этапе увеличения
числа крестьянских (фермерских) хозяйств
объем бюджетных ассигнований в расчете
на одно хозяйство не может считаться
реальной государственной поддержкой.
В связи с этим, правильнее трактовать
выявленную закономерность как стимулирование
увеличения численности крестьянских
(фермерских) хозяйств без предоставления
им условий расширенного воспроизводства.
Рисунок
1 – Ассигнования федерального бюджета
и бюджетов субъектов РФ на цели
государственной поддержки
Как
видно, использование инструментов,
ограничивающих параметры государственного
участия в сельскохозяйственном производстве,
максимизирует расходы предприятий частной
и коллективно-долевой форм собственности.
В свою очередь, увеличение затрат на приобретение
материально-вещественных факторов сельского
хозяйства ведет к необоснованному росту
стоимости конечной продукции. Несмотря
на то, что в 2003 году на Ставрополье объем
валовой продукции во всех категориях
хозяйств по сравнению с показателями
2002 года вырос на 11%, производство мясных
и молочных продуктов питания по-прежнему
остается низкорентабельным. Так, из материалов
таблицы 2 следует, что издержки производства
1 центнера продукции животноводства за
отмеченный период времени по привесу
крупного рогатого скота возросли на 1404
руб., по молоку они увеличились с 223 до
272 руб., то есть увеличились на 67%.
Таблица
2 – Издержки производства 1 центнера
продукции сельскохозяйственных предприятий
Ставропольского края
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | Изменение
2003 по отношению к 2002, % | |
Зерно (без кукурузы) | 31 | 41 | 42 | 60 | 88 | 98 | 10 |
Подсолнечник | 55 | 70 | 63 | 121 | 159 | 220 | 61 |
Сахарная свекла | 15 | 16 | 17 | 33 | 45 | 46 | 1 |
Картофель | 139 | 123 | 160 | 251 | 292 | 388 | 96 |
Овощи (открытого грунта) | 104 | 113 | 119 | 168 | 215 | 221 | 6 |
Привес крупного рогатого скота | 1491 | 2039 | 1885 | 2154 | 2896 | 3558 | 662 |
Свиней | 1307 | 1865 | 1818 | 2088 | 2693 | 2975 | 282 |
Овец и коз | 659 | 1096 | 1051 | 994 | 1253 | 1699 | 446 |
Птицы | 1038 | 1279 | 977 | 1755 | 1562 | 1843 | 281 |
Молоко | 147 | 192 | 186 | 223 | 303 | 373 | 70 |
Яйца (за 1000 штук) | 355 | 425 | 459 | 791 | 894 | 1267 | 373 |
Шерсть в физическом весе | 2475 | 3556 | 3680 | 3836 | 4568 | 5674 | 1106 |
В
этой связи для поддержки
Повышение уровня налогообложения крупного товарного производства способствует трансформации прибыльных хозяйств в неплатежеспособные формирования. Как правило, они производят фиксированные платежи в федеральный бюджет, но не получают компенсаций на электроэнергию, природный газ, удобрения и другие материальные ресурсы в форме обратных бюджетных ассигнований. Помимо этого субъекты ассоциированного предпринимательства в аграрной сфере уплачивают налоги с розничных продаж, на недвижимость и лицензионные сборы, а также отчисляют часть заработанных средств в государственные внебюджетные фонды.
Отсюда следует, что государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве должна базироваться не только на обязательствах хозяйствующих субъектов, но и при непосредственном участии государства в организации воспроизводственного процесса в аграрной сфере. В этом смысле взаимодополняемость предпринимательских структур и государства выражается не в централизованном государственном воздействии на функционирование сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в их эффективном взаимодействии.
Современное состояние экономики сельского хозяйства характеризуется продолжением кризисных процессов, происходящих в аграрном секторе страны с начала девяностых годов. В годы реформ оставалась неблагоприятной макроэкономическая ситуация, происходило ухудшение межотраслевых экономических отношений, отмечалось устойчивое сокращение и дальнейшее ухудшение основных фондов сельского хозяйства, снижение плодородия почв и генетического потенциала, сокращение посевных площадей и поголовья продуктивных животных.
Информация о работе Развитие малого бизнеса в сельхозсфере Ставропольского края