Развитие предпринимательства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, рассмотреть его развитие в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи исследования:
- выявить и сформировать предпринимательство в современной экономике;
- рассмотреть основные виды предпринимательской деятельности;
- ознакомиться с современным состоянием предпринимательства в РК;

Содержание работы

Введение. 3

История возникновения и сущность предпринимательства 3

Этапы становления предпринимательства.
Основные виды предпринимательской деятельности.

Глава II Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике Казахстан 9

Современное состояние предпринимательства в Казахстане.
Программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане.

Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Южно-Казахстанской области. 16
3.1 Функционирование малого бизнеса в
Южно-Казахстанской области.
3.2 Поддержка малого предпринимательства в
Южно-Казахстанской области.

Заключение. 22

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Начиная с конца 2007 года государство с целью сокращения дефицита кредитных средств для МСБ, вызванного мировым финансовым кризисом, приступило к реализации Программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования МСБ на льготных условиях, оператором которой выступает Фонд «Даму».

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана о предпринимательстве (от 29 января 2010 года): «Предпринимательство - движущая сила новой экономики. Ядром диверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики. В этой связи поручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах. Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса - 2020». Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Использование средств этой программы должно осуществляться по следующим направлениям:

  • субсидирование процентной ставки по кредитам;
  • частичное гарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;
  • сервисная поддержка ведения бизнеса;
  • переподготовка кадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные рабочие места.

«Дорожная карта бизнеса - 2020» открывает новые возможности, как для предпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов. Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам, основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам. Акимы будут нести полную ответственность за проекты МСБ финансируемые по программе. Поручаю Правительству передать СПК местным исполнительным органам, которым предстоит на деле стать региональными корпорациями по развитию бизнеса.»

 

 

2.3 Правовое регулирование  предпринимательской деятельности  в Казахстане.

 

Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки зрения.

Можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения становления малого предпринимательства в Казахстане:

  • 11 декабря 1990 года принят Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», который является одним из первых законодательных актов, определившим основные правовые, экономические и социальные условия для свободной предпринимательской деятельности.;
  • 4 июля 1992 года принят Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», который установил, что государство обеспечивает максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Законом было подтверждено положение об отказе государства прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деятельность.;
  • 19 июня 1997 года приняты Закон Республики Казахстан «Об индивидуальном предпринимательстве» и Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства», который определил субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше 60000-кратного расчетного показателя, а также основные принципы и меры по государственной поддержке малого предпринимательства;
  • 19 января 2001 года № 77 Постановление правительства РК О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2001-2005 годы.

Таким образом, в РК законодательная база для развития и функционирования малого бизнеса, в целом, сформирована. На современном этапе одной из основных задач является полная реализация на практике установленных положений.

Указанные акты обеспечили основу для устойчивого развития предпринимательства в Республике, создали необходимые предпосылки для становления предпринимательского класса. В то же время, не нашли полного отражения вопросы, связанные с функционированием небольших предприятий, определения четких критериев отнесения тех или иных юридических лиц к категории малых и средних предприятий, что затрудняло не только статистический учет основных показателей деятельности данных предприятий, а также препятствовало выработке эффективных мер по оказанию мер государственной поддержки предпринимателям.

Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности.

Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. ГК РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

Наряду с физическими лицами, ГК РК признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

  • юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;
  • юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;
  • юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т. е. участвовать в имущественном обороте;
  • юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
  • юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;
  • существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран.

Решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере, необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще, и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

 

Глава III Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Южно-Казахстанской области

 

3.1 Функционирование малого бизнеса в

Южно-Казахстанской области.

 

МСП в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Мировая практика убедительно свидетельствует, что в даже странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг СМП в отдельных странах занимают ведущую роль.

Малое предпринимательство в РК стало явлением массовым и относительно динамичным. За последние четыре года количество зарегистрированных СМП увеличилось более чем на 35% по сравнению с 2005 годом, и по итогам 2008 года достигло 1 млн. Единиц, что составляет около 92% от общей численности всех хозяйствующих субъектов в стране.

Структура действующих СМП в разрезе организационно-правовых форм показывает, что в 2008 году количество ИП составило 604 тыс. субъектов или 60,3%, количество юридических лиц – ПМБ составило 203 тыс. или 20,3%, КФХ – 194 тыс. или 19,4%.(Рисунок 1)

 

Структура СМП в разрезе организационно-правовых форм

Рисунок 1

 

Все последующие диаграммы и таблицы составлены на основе данных Агентства Республики Казахстан по статистике.


 

Обзор СМП, осуществляющих экономическую деятельность, в региональном разрезе за 2008 год показывает, что наибольшее количество СМП функционируют в Южно-Казахстанской области (102 тыс.), в Алматинской области       (79 тыс.) и в г.Алматы (60 тыс.). Наименьшие показатели имеет Кызылординская (15 тыс.), Северо-Казахстанская (18 тыс.), Мангистауская (21 тыс.) и Западно-Казахстанская (22 тыс.) области.(Рисунок 2)

 

Активные СМП в региональном разрезе

 

Рисунок 2

 

В настоящее время в ЮКО наблюдаются позитивные тенденции развития экономики. Почти треть экономически активного населения юга занята сегодня в отраслях малого бизнеса. Показатели, характеризующие сферу малого предпринимательства региона, свидетельствуют об увеличении размеров бизнеса, обусловленных оживлением производства, ростом реальных денежных доходов населения, усилением мер государственной поддержки, что в свою очередь привело к повышению инвестиционной активности, изменению экономической конъюнктуры и росту других составляющих бизнес-климата.

С начало года зарегистрировано 154,5 тыс. единиц СМП, из них ИП  и КФХ 128,0 тыс. с численностью занятых 240,2 тыс. человек. Количество  зарегистрированных  хозяйствующих  субъектов  с образованием юридического лица составило 17,5 тыс.  единиц, из них функционируют 8,5 тыс. единиц с численностью работающих  63,0 тыс.  человек. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года прирост количества субъектов предпринимательства в области составил 6,6% (2008 г. – 144,8 тыс. единиц).  Всего в отраслях малого бизнеса занято 303,2 тыс. человек.

По признаку отраслевой направленности малого предпринимательства можно отметить, что с начало года в сельском хозяйстве работали 45,4% СМП,  торговле – 27,5%,  транспорте  и  связи – 4,9%,  в промышленном производстве – 1,8%, гостиничном бизнесе – 2,2%, строительстве – 1,9% и остальными видами предпринимательской деятельности – 16,3%.(Рисунок 3)

 

Отраслевая направленность малого предпринимательства

 

 

Рисунок 3

 

Ежегодно растет доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте. Ежегодно увеличивающиеся налоговые поступления от СМП свидетельствуют об изменении размеров бизнеса.

С начала года по данным национального банка на приобретение оборудования и пополнение оборотных средств, банками второго уровня предпринимательские структуры малого бизнеса  получили в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов более 12,8 млрд. тенге.

 

 

3.2 Поддержка малого  предпринимательства в 

Южно-Казахстанской области.

 

В настоящее время предприняты реальные шаги, способствующие росту предпринимательства, созданию благоприятных условий для его развития, защите от бюрократического произвола контролирующих органов. 

В области работает Экспертный совет по вопросам предпринимательства при акимате Южно-Казахстанской области, совет создан как консультативно-совещательный орган, по получению экспертных заключений от аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и заинтересованных некоммерческих организаций на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства. Тем самым предпринимателям предоставляется возможность для подготовки своего бизнеса к работе в условиях новых требований государства. 

Все необходимые элементы инфраструктуры для развития малого предпринимательства на сегодня в области присутствуют. На сегодняшний день в области действует более 20 общественных объединений и ассоциации предпринимателей, бизнес-инкубатор «СодБИ», Государственный инновационный фонд, инновационный центр при ЮКГУ им. М.Ауезова, 19 сельских кредитных товариществ, 15 банковских учреждений, 5 филиалов страховых компаний, 8 ломбардов, 6 фьючерских компании, фонды по кредитованию и более 180 микрокредитных организации. 

Еще одним направлением по поддержке малого бизнеса является создание условий для обеспечения доступа к финансовым ресурсам, через развития соответствующей инфраструктуры. В процесс кредитования вовлечены следующие учреждения области: 

  • банки второго уровня; 
  • организации, осуществляющие отдельные виды банковских услуг; 
  • микрокретитные организации; 
  • финансовые институты созданные с участием государства. 

Несмотря на то, что кредитование банками второго уровня малого бизнеса растет, отраслевая структура кредитов для малого бизнеса показывает, что 40% кредитов направляется на развитие торговли и ремонта автомобилей, бытовых изделий; около 16% - в строительство; менее 10% в сельское хозяйство и промышленность. 

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Казахстан