Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 01:29, реферат
В условиях перехода экономики на рыночные отношения, возрастания роли регионов, расширения самостоятельности предприятий усиливается необходимость государственного правого регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды. В сегодняшних условиях и государственные предприятия, и новые хозяйственные структуры гораздо быстрее наращивают права и экономическую самостоятельность, чем осознают свою ответственность и обязанности перед государством и гражданами в обеспечении качества продукции и ее безопасности.
Введение………………………………………………………………………....3-4
1. Международная сертификация…………………………………………..….5-9
2. Региональная сертификация……………………………………………..10-12
3. Национальные организации по сертификации в зарубежных странах..13-18
Вывод……………………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………....20
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный технический университет»
Лысьвенский филиал
Факультет СПО
Специальность 080402 Товароведение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
по теме «Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях ».
Выполнил (а):
студент (ка) гр. ЗТ-10_______
шифр10-02
ФИО Аликина К.А.
______________
(подпись)
Проверил (а):
Преподаватель
Матвеева Т.А.
_____________________
(оценка)
Лысьва 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Международная сертификация…………………………………………..
2. Региональная сертификация…………………………………………….
3. Национальные организации по сертификации в зарубежных странах..13-18
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В условиях
перехода экономики на рыночные отношения,
возрастания роли регионов, расширения
самостоятельности предприятий усиливается необходимость
В сегодняшних условиях и государственные
предприятия, и новые хозяйственные структуры гораздо быстрее
Преодолеть эти негативные тенденции без поддержки деятельности Госстандарта России и других органов государственного управления, ведающих этими вопросами, без принятия законодательных актов высшего уровня - законов Российской Федерации - было бы весьма затруднительно.
Первым в этой области был принят Закон “О защите прав потребителей”. Однако он служит правовой базой только по вопросам обеспечения безопасности товаров, работ и услуг для населения. А такие важные вопросы, как обеспечение единства измерений, обеспечение качества, надежности, ресурсосбережения, совместимости и взаимозаменяемости, безопасности промышленной продукции для жизни и здоровья людей и окружающей среды, в нем не регламентируются.
Поэтому были разработаны и введены в действие еще три закона:
“О стандартизации”, “О сертификации продукции и услуг”, “Об обеспечении единства измерений”.
В настоящее время разработаны и зарегистрированы в Минюсте России “Правила по проведению сертификации в Российской Федерации”, которые полностью отвечают принципам и механизмам международных нормативных документов ИСО. Утверждена новая редакция основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации.
В этих документах центральными являются проблемы качества и сертификации как объективного способа подтверждения соответствия качества обязательным требованиям государственных стандартов и требованиям потребителя.
1. Международная сертификация
Вопросами сертификации в настоящее время занимаются такие организации, как: Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности, её Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО, Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Международный торговый центр (МТЦ); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др.
Международная организация по стандартизации (ИСО) своими разработками содействует гармонизации процедуры сертификации, что, в свою очередь, делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют. В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК, о чем говорят многие совместные руководства. Основополагающим руководством в области сертификации считается руководство ИСО/МЭК 28 "Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной", содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификации.
ИСО совместно с МЭК разработали ряд руководств, регламентирующих деятельность в области сертификации: руководство ИСО/МЭК-2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности", руководство ИСО/МЭК-7 "Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий", руководство ИСО/МЭК-16 "Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов", руководство ИСО/МЭК-22 "Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим условиям" и ряд других руководств (всего свыше 20).
По заказу Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ИСО/МЭК разработано руководство 43 "Квалификационные испытания лабораторий", которое применяется как основополагающий методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории; определение технической компетентности и области деятельности; оценка эффективности применяемых методов испытаний, аккредитация лаборатории и пр.
Международная электротехническая
комиссия (МЭК) в отличие от ИСО, занимающейся
исключительно
Этой организацией в 1985 г. создана Международная система МЭК (МЭКСЭ) сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности, объединяющая 34 страны (в том числе Россию).
В рамках Системы сертификации ГОСТ Р. действует национальная система сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности — ССЭСБ.
ССЭСБ гармонизована с международной системой сертификации МЭКСЭ, а центральный орган этой системы признан членом Комитета сертификационных органов МЭКСЭ.
В 1980 г. в МЭК была создана система сертификации изделий электронной техники с целью содействия международной торговле посредством установления единых требований к этой продукции.
Россия участвует в Системе сертификации изделий электронной техники МЭК как правопреемница СССР, который присоединился к Системе в 1982 г. В соответствии с правилами системы в России существуют Национальная организация по сертификации, Национальный орган по стандартизации и Национальная служба надзора, которые входят в структуру Госстандарта России.
Аккредитованными
Европейская экономическая
комиссия ООН приняла рекомендации
"Признание результатов
Важным достижением
в работе ЕЭК по сертификации
считается принятие (1988 г.) Рекомендаций
"Разработка и содействие
В рамках ЕЭК ООН действует система омологации (сертификации) оборудования дорожных транспортных средств на соответствие установленным правилам. Россия участвует в этой системе. В 1992 г. в России введена в действие Система сертификации механических
транспортных средств и прицепов в рамках системы ГОСТ Р. В этой системе аккредитовано 19 органов по сертификации (4 по автомототехнике и 15 по запасным частям) и 27 испытательных центров (6 по автомототехнике и 21 по запасным частям).
Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания).
Целью работы конференции является значительное сокращение технических барьеров в торговле путем аккредитации испытательных лабораторий на основе согласованных на международном уровне принципов и процедур, что является важнейшим шагом для установления взаимного доверия к результатам испытаний.
В рамках ИЛАК предусматривается два вида международных соглашений:
соглашение по взаимному признанию протоколов испытаний, сертификатов без аккредитации лабораторий;
соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных лабораторий (с распространением признания и на сертификаты).
ИЛАК не является международной организацией со всеми соответствующими характеристиками - уставом, правилами процедуры, постоянным секретариатом, бюджетом и т. п., а представляет собой международный форум, в работе которого принимают участие специалисты отдельных стран и международные организации, поставившие своей целью обмен информацией и опытом по юридическим и техническим аспектам, возникающим при взаимном признании результатов испытаний продукции, являющейся предметом международной торговли.
Рабочими органами ИЛАК являются комитеты по: проведению конференций; прикладному применению аккредитации в торговле; практике аккредитации; практической работе лабораторий; а также редакционный комитет. Для решения конкретных проблем создаются рабочие органы – целевые группы, которые тесно сотрудничают с ИСО и МЭК.
Задачами ИЛАК являются: обмен информацией и опытом по системам аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества результатов испытаний; содействие взаимному признанию результатов испытаний, проводимых национальными аккредитованными лабораториями, путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений по признанию систем аккредитации лабораторий; сотрудничество с заинтересованными международными организациями по вопросам, касающимся аккредитации испытательных лабораторий.
Важным направлением работы ИЛАК является разработка рекомендаций по качеству испытаний, проводимых испытательными лабораториями.
Наиболее авторитетными
2. Региональная сертификация
Сертификация в ЕС. В 1985 г. была принята Директива Совета ЕС о технической гармонизации, в которой разграничивается роль основных требований и стандартов. Основные требования обязательны в отличие от требований стандартов. Причем если стандарт гармонизован, то продукция, изготовленная по этому стандарту, считается соответствующей основным требованиям.
В 1988 г. в Брюсселе на симпозиуме западноевропейских стран разработаны рекомендации по созданию единых для ЕС принципов сертификации и испытаний. Установлены более высокие ступени в развитии подходов ЕС к вопросам, касающимся сертификации и испытаний продукции:
предлагается предприятиям стран ЕС внедрить системы управления качеством на базе стандартов ЕN 29001, ЕN 29002 и ЕN 29003;
утверждаются единые для Сообщества критерии оценки компетентности и независимости испытательных лабораторий, органов по аккредитации и сертификации.
Созданный Комиссией ЕС банк данных "Сертификат" содержит информацию о всех существующих в Европе системах сертификации, методиках испытаний, лабораториях и испытательных центрах и т.п.
В 1989 г. в ЕС была принята Глобальная концепция гармонизации правил по оценке соответствия. Согласно директивам соответствие может быть оценено самим изготовителем, в результате чего заявлением-секларацией он подтверждает соответствие товара требованиям директивы и удостоверяет это путем маркировки товара знаком (рис. 5.18).
В Европе функционируют две региональные организации по аккредитации: Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества, персонала (ЕАС) и Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующих организаций (ЕАL). Общая цель этих организаций — способствовать доверию рынка к сертификатам, выдаваемым сертификационными органами, которые аккредитованы этими организациями. Деятельность ЕАL и ЕАС базируется на правилах и процедурах, соответствующих европейским стандартам ЕN 45000, что также способствует созданию условий для взаимного признания результатов испытаний и сертификации.
Информация о работе Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях