Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:25, контрольная работа
Цель исследования: рассмотреть особенности развития сфер услуг развитой страны – США, и сделать выводы о развитии данной сферы в настоящее время.
Введение
Сфера услуг – часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 50 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство.
Сфера услуг является сводной
обобщающей категорий, включающей воспроизводство
разнообразных видов услуг, оказываемых
предприятиями, организациями, а также
физическими лицами. Ее часто относят
к постиндустриальному
Как особый вид экономической деятельности сфера услуг появилась на самых ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ. Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным - транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19-20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды - связь, некоторые виды маркетинга, аудит.
Вплоть до середины 20 в. сфера услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников, но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.
Перелом произошел в эпоху
НТР. Не случайно многие обществоведы
называют зарождающееся
Резкий рост сферы услуг
наблюдается во второй половине 20 в.
не только в развитых, но и в развивающихся
странах. Однако структура сервисной
занятости в странах
Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.
В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу услуг чаще всего условно подразделяют на два подсектора:
- производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);
- производство нематериальных
услуг (управление, деятельность
армии и органов безопасности,
образование, здравоохранение,
В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:
- третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
- четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
- пятеричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).
Актуальность исследования данной темы заключается в ярко выраженном динамизме и в приобретении все большей экономической роли сфер услуг в развитии хозяйства страны.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития сфер услуг развитой страны – США, и сделать выводы о развитии данной сферы в настоящее время.
1 Понятие услуги и ее основные виды
Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
а) деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг;
б) услуги связи – 25 видов;
в) строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов;
г) дистрибьюторские услуги – 5 видов;
д) общеобразовательные услуги – 5 видов;
е) услуги по защите окружающей среды – 4 вида;
ж) финансовые услуги, включая страхование –17 видов;
и) услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида;
к) туризм и путешествия – 4 вида;
л) услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов;
м) транспортные услуги – 33 вида;
н) прочие услуги.
Услуга – целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаются
особенности международной
Существует два вида услуг:
- услуги, которые опосредуются
вещно. Они связаны с
- услуги, не связанные
с материальными продуктами. Их
действие направлено на
Специфической отраслью услуг является международный туризм.
Выделяют следующие
- отсутствие овеществленной
формы (некоторые из услуг
- наличие всех признаков
товара (обладают общественной
- услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
- неоднородны или изменчивы по качеству;
- производятся и потребляются одновременно;
- при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
- не все виды пригодны
для вовлечения во
- имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
- ассортимент услуг,
- имеют специфическую
нормативно-правовую базу
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.
По мере интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.
Происходит все большее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.
Возрастание роли и влияния
сферы услуг на экономику вызвало
необходимость проведения исследований
с целью классификации услуг
и выявления уровней
В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.
Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:
- услуга не существует
до ее предоставления. Это делает
невозможным сравнение и
- услугам присуща высокая
степень неопределенности, что ставит
клиента в невыгодное
Услуги являются второй составной частью счета текущих операций после товаров.
Основные виды международных услуг включают: транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, лизинговые вознаграждения, прочие деловые услуги, услуги физическим лицам и услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные услуги и прочие виды услуг не вошедшие в перечисленные.
Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха включают:
а) аудиторские программы
и связанные с ними услуги: услуги,
связанные с созданием
б) прочие услуги в сфере культуры и отдыха: услуги, связанные с работой музеев, библиотек, архивов, по организации спортивных мероприятий, а также услуги, оказываемые преподавателями и медицинскими работниками за рубежом, включая оплату услуг, представляемых заочно.
Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям, включают все остальные внешнеэкономические операции по оказанию услуг системой государственного управления (в том числе международными организациями), которые не вошли ни в одну и предыдущих классификационных групп. Это внешнеторговые операции посольств, консульств, военных представительств и оборонных организаций, осуществляемые с резидентами страны, в которой они находятся, а также с другими странами мира. Сюда включают услуги по всем аспектам управления на государственном уровне; административные услуги учреждений, обеспечивающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры и другие социальные услуги, кроме услуг в области социального страхования; административные услуги по повышению эффективности коммерческой деятельности; административные услуги, связанные с иностранными делами; дипломатические и консульские услуги за границей; услуги, связанные с внешнеэкономической помощью, иностранной военной помощью и прочие.
Информация о работе Развитие сферы услуг в одной из стран мира