Развитие сферы услуг в одной из стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:25, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности развития сфер услуг развитой страны – США, и сделать выводы о развитии данной сферы в настоящее время.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика ТЕКСТ.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Сфера услуг – часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 50 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство.

Сфера услуг является сводной  обобщающей категорий, включающей воспроизводство  разнообразных видов услуг, оказываемых  предприятиями, организациями, а также  физическими лицами. Ее часто относят  к постиндустриальному экономическому укладу.

Как особый вид экономической  деятельности сфера услуг появилась  на самых ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ. Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным - транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19-20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды - связь, некоторые виды маркетинга, аудит.

Вплоть до середины 20 в. сфера  услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников, но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.

Перелом произошел в эпоху  НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень  развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Изобретение  новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования  высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса.

Резкий рост сферы услуг  наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся  странах. Однако структура сервисной  занятости в странах догоняющего  развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В  странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается  расширение главным образом традиционных, не наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных  и парикмахерских, транспортные перевозки  и т.д.) Их развитие связано не с  зарождением постиндустриального  общества, а с отсутствием в  промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг  попадает в неформальный сектор экономики  – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации.

Спектр услуг постоянно  расширяется и занимает все большее  место в ВНП государств.

В зависимости от того, в  чем именно проявляются услуги, сферу  услуг чаще всего условно подразделяют на два подсектора:

- производство материальных  услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое  обслуживание и прочее.);

- производство нематериальных  услуг (управление, деятельность  армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука,  искусство, шоу-бизнес, социальное  обслуживание, маркетинг, аудит,  кредитование, страхование и т.п.).

В литературе можно также  встретить деление сферы услуг  на три сектора:

- третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);

- четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);

- пятеричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).

Актуальность исследования данной темы заключается в ярко выраженном динамизме и в приобретении все  большей экономической роли сфер услуг в развитии хозяйства страны.

Цель исследования: рассмотреть  особенности развития сфер услуг  развитой страны – США, и сделать выводы о развитии данной сферы в настоящее время.

 

1 Понятие  услуги и ее основные виды

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число  услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

а) деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг;

б) услуги связи – 25 видов;

в) строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов;

г) дистрибьюторские услуги – 5 видов;

д) общеобразовательные услуги – 5 видов;

е) услуги по защите окружающей среды – 4 вида;

ж) финансовые услуги, включая страхование –17 видов;

и) услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида;

к) туризм и путешествия – 4 вида;

л) услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов;

м) транспортные услуги – 33 вида;

н) прочие услуги.

Услуга – целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.

Отличия услуг от товаров  в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами.

Существует два вида услуг:

- услуги, которые опосредуются  вещно. Они связаны с потребительскими  товарами (материальные);

- услуги, не связанные  с материальными продуктами. Их  действие направлено на человека  или на условия, в которых  он находится, их производство  неотделимо от потребления (нематериальные).

Специфической отраслью услуг  является международный туризм.

Выделяют следующие особенности  услуг как предмета торговли:

- отсутствие овеществленной  формы (некоторые из услуг приобретают  материальную форму в виде  компьютерных программ на магнитных  носителях, кинолент, различной документации  и т. д.);

- наличие всех признаков  товара (обладают общественной Потребительной  стоимостью);

- услуги полезны не  как вещь, а как деятельность  определенного направления;

- неоднородны или изменчивы по качеству;

- производятся и потребляются  одновременно;

- при экспорте-импорте  не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;

- не все виды пригодны  для вовлечения во внешнеторговые  оборот (коммунальные услуги и  т.п.);

- имеют тесную связь  с рынком рабочей силы;

- ассортимент услуг, предлагаемых  на мировых рынках, меньше их  ассортимента на внутреннем рынке  и меньше номенклатуры товаров,  вовлеченных в международный  товарооборот;

- имеют специфическую  нормативно-правовую базу своего  регулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Одной из важнейших закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста  и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

По мере интеграции экономики  страны в мировое экономическое  пространство происходит развитие импорта  и экспорта услуг, появление принципиально  новых технологических основ  функционирования целого ряда услуг, в  том числе информационных.

Происходит все большее  расширение основ воспроизводства  рыночных и нерыночных услуг. При  этом рыночные услуги отвоевывают все  более значительную для себя долю в общем объеме услуг.

Возрастание роли и влияния  сферы услуг на экономику вызвало  необходимость проведения исследований с целью классификации услуг  и выявления уровней регулирования  сферы услуг.

В настоящее время сфера  услуг является одной из самых  перспективных, быстро развивающихся  отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования  и посредничества самого разного  рода. Гостиницы и рестораны, прачечные  и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.

Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным  образом по двум причинам:

- услуга не существует  до ее предоставления. Это делает  невозможным сравнение и оценку  услуг до их получения. Сравнивать  можно только ожидаемые выгоды  и полученные.

- услугам присуща высокая  степень неопределенности, что ставит  клиента в невыгодное положение,  а продавцам затрудняет продвижение  услуг на рынок.

Услуги являются второй составной  частью счета текущих операций после  товаров.

Основные виды международных  услуг включают: транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, лизинговые вознаграждения, прочие деловые услуги, услуги физическим лицам и услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные  услуги и прочие виды услуг не вошедшие в перечисленные.

Услуги частным лицам  и услуги в сфере культуры и  отдыха включают:

а) аудиторские программы  и связанные с ними услуги: услуги, связанные с созданием художественных фильмов, радио- и телевизионных  программ и записью музыкальных  произведений (здесь учитываются  платежи или поступления от проката, оплата труда актеров, режиссеров, постановщиков, являющихся резидентами данной экономики, за создание театральных постановок и музыкальных, спортивных или цирковых программ за рубежом, а также платежи  за право демонстрации этих постановок и программ на телевидении, радио и т.д.);

б) прочие услуги в сфере  культуры и отдыха: услуги, связанные  с работой музеев, библиотек, архивов, по организации спортивных мероприятий, а также услуги, оказываемые преподавателями  и медицинскими работниками за рубежом, включая оплату услуг, представляемых заочно.

Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям, включают все остальные внешнеэкономические операции по оказанию услуг системой государственного управления (в том числе международными организациями), которые не вошли ни в одну и предыдущих классификационных групп. Это внешнеторговые операции посольств, консульств, военных представительств и оборонных организаций, осуществляемые с резидентами страны, в которой они находятся, а также с другими странами мира. Сюда включают услуги по всем аспектам управления на государственном уровне; административные услуги учреждений, обеспечивающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры и другие социальные услуги, кроме услуг в области социального страхования; административные услуги по повышению эффективности коммерческой деятельности; административные услуги, связанные с иностранными делами; дипломатические и консульские услуги за границей; услуги, связанные с внешнеэкономической помощью, иностранной военной помощью и прочие.

Информация о работе Развитие сферы услуг в одной из стран мира