Развитие учения о рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:47, доклад

Описание работы

В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства
изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в
экономике возрастала. Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономическойтеории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений.

Файлы: 1 файл

Развитие учения о рынке.docx

— 21.06 Кб (Скачать файл)

Развитие учения о рынке.

В процессе исторического  развития  рыночного,  (товарного)  хозяйства

изменялось понимание рынка, его  сущности, изменялся и сам рынок, его роль  в

экономике  возрастала.                                                                                                                    Рынок – одна  из  самых распространенных  категорий в экономическойтеории, одно из основных  понятий хозяйственной практики  и экономической теории. Зачастую  понятие  "рынок"  применяется  как  всем  известное  и  не требующее каких-либо пояснений.

 Определение понятия  "рынок". Эволюция взглядов  на рынок

 

Мы уже  знаем,  что  рынок  –  это  обязательный  компонент  товарного

хозяйства

      Объективная необходимость  рынка обусловлена теми же  причинами, которые

вызывают  необходимость  существования  товарного  производства.  Важнейшими

историческими условиями возникновения  рынка являются следующие.

      Первое условие – общественное  разделение  труда и специализация.  В

любом многочисленном сообществе  людей никто из  участников  хозяйства не

может  жить  за  счет  полногосамообеспечения   всеми   производственными

ресурсами, всеми экономическими благами

Второе  условие   –   экономическая   обособленность   производителей,

полностью независимых, автономных  в принятии  хозяйственных

Третье  условие  – разрешение  проблемы  трансакционных  издержек   –

издержек в сфере обмена,  связанных  с  передачей  прав  собственности.

Понятие    "рынок"    многогранно,    поэтому    достаточно     трудно

охарактеризовать   его   однозначно.   По   мере   развития    общественного

производства и обращения это  понятие неоднократно менялось.

      Первоначально   рынок  рассматривался  как   базар,   место   розничной

торговли, рыночная площадь. Это самое  упрощенное,  узкое  понимание  рынка.

Объясняется  оно  тем,  что  рынок  появился   еще   в   период   разложения

первобытного общества, когда обмен  между общинами  только  становился  более

или  менее  регулярным,   приобретал   форму   товарного   обмена,   который

осуществлялся в  определенном  месте  и  определенное  время.  Первоначально

рынок имел примитивные формы. Так, по  наблюдениям  этнографов,  на  острове

Калимантан и в районах  нынешней Малайзии рыночные  отношения  осуществлялись

следующим образом: продавцы, положив  свои  продукты  для  обмена,  ухолили,

чтобы  дать  возможность  покупателям  свободно   осмотреть   товары;   если

покупатель решался  приобрести предложенные  ему  товары,  он  оставлял  свои

продукты и уходил; затем  возвращались продавцы и в случае согласия  забирали

оставленные покупателем  предметы, взамен оставив свои.

      С  развитием   ремесла   и   городов   торговля,   рыночные   отношения

расширяются, за рынками закрепляются определенные места,  рыночные  площади.

Такое понимание рынка сохранилось  и до наших времен  как  одно  из  значений

слова.

      По мере углубления  общественного разделения труда  и развития товарного

производства понятие  "рынок"  приобретает  все  более  сложное  толкование,

которое  находит  отражение  в  мировой   экономической   литературе.   Так,

французский экономист-математик  О. Курно считает, что под термином  "рынок"

следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом  всякий  район,

где  отношения  покупателей  и  продавцов  свободны,  цены  легко  и  быстро

выравниваются

      С дальнейшим развитием  товарного обмена,  появлением  денег,  товарно-

денежных отношений возникает  возможность разрыва купли-продажи  во времени  и

пространстве, и характеристика  рынка только  как места торговли  уже не

отражает  реальность, так как   формируется   новая   структура  общественного

производства  –  сфера  обращения,  которая   характеризуется   обособлением

материальных  и  трудовых  ресурсов,  затрат  труда   с   целью   выполнения

определенных специфических для  обращения  функций.  В  результате  возникает

новое  понимание  рынка  как  формы  товарного  и  товарно-денежного  обмена

(обращения

      Если рассматривать  рынок со стороны субъектов  рыночных  отношений,  то

появляются новые определения  рынка как совокупность  покупателей  (Ф.Котлер)

или  всякой  группы  людей,  вступающих  в  тесные   деловые   отношения   и

заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).

      Но это всего  лишь одна сторона рынка. Эти  определения  рынка  неполны,

так  как  не  охватывают  всю  совокупность  субъектов  рыночных   отношений

(производителей,  потребителей  и  посредников),   не   включают   отношения

производства, распределения, потребления  в сфере обращения.

      С появлением товара  рабочая сила рынок приобретает  всеобщий  характер,

он все более проникает  в  само  производство:  покупка  не  только  средств

производства, но и рабочей силы становится условием производства.

      Воспроизводственный  аспект характеристики рынка  весьма важен.  Понятие

"рынок"  расширяется  до  понимания   его   как   элемента   воспроизводства

совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения  основных

составных частей этого продукта. В результате появляются  определения  рынка

как совокупности "экономических  отношений, с помощью которых  осуществляется

обращение общественного продукта в товарно-денежной  форме"  или  как  сферы

реализации части совокупного  общественного  продукта,  в  процессе  которой

проявляются присущие данному способу  производства  экономические  отношения

по  поводу  производства  и  потребления  материальных   благ"   (А.В.Орлов,

Ф.А.Крутиков).

      В   российской    экономической    учебной    литературе    наибольшее

распространение  получило  определение  рынка  как   системы   экономических

отношений продавцов и покупателей.

      Функции рынка

К функциям рынка относятся:

  1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
  5. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

 

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

 

В то же время, являясь регулятором  хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования  ему подвластны. Это проявляем  в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

 

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику  хозяйственной деятельности сверять  собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

 

В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного  обмена цена устанавливается путем  сопоставления затрат (издержек) и  полезности обмениваемых благ.

 

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 

координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

 


Информация о работе Развитие учения о рынке