Развитие внутрикооперативных отношений на кооперативных ценностях и принципах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Кооператив - основанное на членстве объединение людей и организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Виды кооперативов и их общие признаки……………………………..6
2. Современные кооперативные ценности……………………………….12
3. Современные кооперативные принципы…………………….…….….17
4. Потребительская кооперация в современном международном кооперативном движении…………………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………...31
Список использованных источников ………………………………….…33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Развитие внутрикооперативных отношений на кооперативных ценностях и принципах.docx

— 71.02 Кб (Скачать файл)

Второй принцип: демократический  контроль со стороны членов кооператива.

Кооперативы являются демократическими организациями контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в разработке политики и  принятии решений.

Члены кооператива пользуются одинаковым правом голоса (один член - один голос). Все избранные представители  подотчетны членам кооператива. Кооперативы  принадлежат своим членам, а избранные  руководители ответственны за свои действия перед пайщиками во время выборов  и в течение всего периода  действия их мандата. Контроль над деятельностью  кооператива со стороны пайщиков является основным гарантом уверенности  того, что кооператив работает на их благо. Закон потребительской кооперации и кооперативные уставы должны гарантировать  права собственности только пайщикам. К сожалению, Закон о кооперации в РФ от 1992 г. этого не предусмотрел, и, как следствие этого, кооперативное  имущество в результате его закрепления  попало в руки работников, которые  на это не имели права, равно как  и права голоса и контроля. Хотя известно, что любой работник вправе быть пайщиком кооператива. Вступая  в кооператив, он приобретает право  голоса и надела имущества, но без  каких-либо привилегий перед другими  пайщиками.

Третий принцип: участие  членов кооператива в экономической  деятельности.

Он предусматривает финансирование кооператива его членами в  виде вступительных и паевых взносов. Кооператоры могут получать дивиденды  на взносы. Большую часть прибыли  члены кооператива направляют на следующие цели: развитие своего кооператива, вознаграждение членов кооператива  соответственно их экономическому участию  в работе кооператива; развитие других видов деятельности. Учитывая, что  вступительных и паевых взносов  бывает недостаточно для финансирования развития материально-технической  базы, различных сфер деятельности кооперативов, то они прибегают к  помощи инвесторов и дополнительных вложений пайщиков. Но эти вклады не имеют никаких преимуществ (дополнительного права голоса, права управления или контроля, права на долю любых прибылей). Такие инвестиции носят форму сберегательных вкладов, а их вкладчики могут рассчитывать на получение рыночной процентной ставки за вложенный капитал. Экономические интересы пайщиков и потребительских обществ должны в основном совпадать.

Закон РФ предусматривает  экономическое участие, экономическую  выгоду для пайщиков. Под экономическим  участием, выгодой понимается приобретение товаров преимущественно в магазинах  потребительского общества, поставки сельхозпродуктов и сырья своему потребительскому обществу, наем транспорта у своего потребительского общества и т.д. Смысл Закона таков, что  пайщик должен стать постоянным деловым  партнеров потребительского общества, обеспечивая ему рынок сырья  и сбыта, а, следовательно, доходы. Но такое кооперативное участие  должно стимулироваться кооперативными выплатами. Кооперативные выплаты  определяются как часть доходов  потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально  их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам.

Кооперативные выплаты проводятся в разных формах. Это, чаще всего, возврат  стоимости купленных в течение  года товаров. Существуют и другие формы  кооперативных выплат и льгот: устанавливаются  скидки с продажной цены товара, сезонные скидки пайщикам, скидки на стоимость  путевок, на транспортные услуги и др. Международный опыт и небольшой  опыт Российской кооперации показывает, что возрождение экономического интереса пайщиков в деятельности общества достигается при расходовании на кооперативные выплаты даже 5% доходов, хотя Закон предусматривает размер кооперативных выплат до 20% от доходов  потребительского общества.

Четвертый принцип: автономия  и независимость.

Кооперативы - это автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. Впервые этот принцип был сформулирован в 1966 г.

Сам по себе он не определяет механизма автономного и независимого от политической ситуации государства  функционирования кооператива. Правительство  определяет те законодательные рамки, в которых могут функционировать  кооперативы. Политика правительства  в вопросах налогообложения, в экономической  и социальных сферах может быть полезной или вредной для кооперативов. Поэтому все кооперативы должны быть очень бдительны в развитии открытых отношений с правительствами  своих стран. Их экономические отношения  должны строиться на договорных началах. Например, правительство заключает  договоры с кооперативами, по которым  последние осуществляют поставку товаров  или техники в отдаленные районы или предоставляет рабочие места  инвалидам и т.п. За это правительство  предоставляет кооперативам льготы по налогообложению и пр.

В Российской Федерации отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с  этим субъекты РФ неправомочны, принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации – потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребкооперации, не должны противоречить федеральным законам. Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе.

Пятый принцип: образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация.

Этот принцип сформулирован  так: кооперативы дают образование  и обучают своих членов избранных  представителей, управляющих и работников с тем, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют  общественность, особенно молодежь и  общественных лидеров, о том, что  представляют собой кооперативы  и какую пользу они приносят.

В последние годы благодаря  инициативе Центросоюза РФ значительно  улучшилась информированность пайщиков о состоянии финансово-хозяйственной  деятельности потребительской кооперации, реализации ее социальной миссии. Большую  роль в информированности играет газета для пайщиков «Российская  кооперация». Много внимания уделяется  пропаганде передового опыта, механизму  безубыточной деятельности, формам и  методам работы с пайщиками.

Хуже ситуация с образованием. В данном случае не имеется в виду система профессионального кооперативного образования: она – лучшая и мире и выстроена как многоуровневая подготовка специалистов в профессиональных школах, училищах, техникумах (колледжах), университетах, включает и послевузовское обучение в аспирантуре, докторантуре, различные формы повышения квалификации. Но в принципе МКА «Образование, повышение квалификации, информация»  под образованием понимается обучение своих членов, избранных представителей, менеджеров и работников основам  истории и теории кооперации для  того, чтобы они осознанно и  эффективно содействовали развитию своего кооператива. К сожалению, есть основания говорить о том, что  в России такое образование отсутствует  или почти отсутствует. Не только пайщики и рядовые работники, но даже многие руководители высокого ранга и специалисты не владеют  знаниями о ценностях и принципах международного движения, миссии потребительской кооперации как социально ориентированной системы.

Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.

Этот принцип рекомендует  кооперативам более эффективно обслуживать  своих членов и укреплять кооперативное  движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Сама жизнь подтверждает тот факт, что согласованная деятельность кооперативных организаций разных видов и уровней существенно  содействует успеху их деятельности, обеспечивает более быстрое развитие.

В России в современных  условиях потребкооперация не утратила своих международных связей. ЦС постоянно  выступает за развитие международной  кооперативной торговли, за единство действий кооператоров и участников других демократических организаций. Следуя российскому законодательству, и прежде всего Закону РФ «О потребительской  кооперации в Российской Федерации», потребительская кооперация развивает  как традиционные, так и новые  формы внешнеэкономических связей. Этой деятельностью непосредственно  занимается Центросоюз России, Коопвнешторг, Коопбанк, Московский региональный союз и отдельные областные, краевые, республиканские союзы.

Кооператоры России поставляют на экспорт преимущественно продукцию  заготовок и производства предприятий, организаций потребкооперации, а  импортируют товары народного потребления, машины, оборудование, продовольствие.

К современным формам сотрудничества России с другими странами, входящими  в МКА, относятся также приграничная торговля, создание совместных предприятий, привлечение иностранных рабочих  для возведения крупных кооперативных  объектов (перерабатывающих предприятий, холодильников, баз и др.). В рамках МКА российская кооперация сотрудничает с кооперативными организациями более чем ста стран мира, в том числе и с государствами бывшего СССР.

Особое значение в работе международного кооперативного движения имеет некоммерческая деятельность кооперативов России и его ЦС: участие  делегаций Центросоюза на съездах, конференциях, семинарах, в учебных  программах, образовательных курсах с целью изучения зарубежного  опыта работы в условиях российской экономики; поездки российских кооператоров за рубеж для установления прямых контактов с коллегами из других стран и проведения переговоров  о деловом сотрудничестве; участие  делегаций ЦС РФ на выставках, ярмарках, встречах, организованных зарубежными  кооперативными организациями. И не только кооператоры России выезжали за рубеж, немало делегаций зарубежных кооперативных организаций побывало в Москве и других российских городах.

Седьмой принцип: забота об обществе.

Этот принцип был впервые  принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован  так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных  организаций, пайщики обязаны также  заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.

Кооперативы называют еще  «бизнес-предприятиями». Это значит, что они работают в условиях рынка  и действуют за счет собственных  издержек обращения, без правительственных  субсидий. Поэтому руководство кооперативов ведет хозяйство рентабельно, с  максимальной прибылью, а основная часть прибыли идет на расширении материально-технической базы кооперативов. Кооперативы требуют квалифицированного управления, финансовой честности, сознательно  стимулирующего труда, способности  к творчеству и быстрому реагированию на сложные ситуации, возникающие  в условиях свободной конкуренции.

Кооперативы – это организации, существующие в первую очередь для  того, чтобы приносить пользу своим  членам. Но они тесно связаны с  местным населением определенного  региона, поэтому ответственны за экономическое, социальное и культурное развитие данного  региона, заботятся о защите окружающей среды. Эти проблемы решаются членами  кооперативов на добровольных началах, без каких-либо принуждений, «Была проделана большая и нужная работа, - отмечается в документах Конгресса, - в ее проведении кооператоры, приверженцы разных теоретических концепций и точек зрения постарались проявить взаимопонимание. Разумеется, происходящие в мире изменения, процесс развития человеческого общества, а вместе с ним и кооперативного движения приведет к необходимости пересмотра, уточнения, более четкой формулировки того или иного принципа применительно к новым условиям, новым задачам». Но это уже будет заботой новых поколений кооператоров, а пока, в XXI столетии, кооперативы всех стран, всех форм и видов обязаны будут руководствоваться в своей деятельности принципами, принятыми XXXI Конгрессом МКА.

Кооперативные принципы позволяют  реализовывать кооперативные ценности в ежедневной социально-экономической  деятельности кооперативов, так же они способствуют сохранению особенностей кооперативов, которые отличают их от других субъектов рыночной экономики. Реализация этих принципов обеспечивает социальную направленность деятельности кооперативов.

 

  1. Потребительская кооперация в современном международном кооперативном движении

    Стремление кооперативов  разных стран к сотрудничеству, распространению кооперативного  образа жизни, развитию кооперативной  солидарности способствовало тому, что кооперативное движение приобрело  характер международного.

    Международное кооперативное движение – это крупное социально-экономическое движение, осуществляемое в форме сотрудничества и солидарности национальных кооперативных движений.

    Сотрудничество между кооперативами разных стран возникло ещё в начале XIX в. Образование национальных кооперативных союзов создало реальную возможность для объединения кооператоров мира.

    В 1895 г. Кооперативные организации ряда стран объединились и создали кооперативную международную организацию – Международный кооперативный альянс (МКА). С этого времени международное кооперативное движение стало организованным. Получили развитие разные формы кооперативного сотрудничества.

    Усилилось экономическое  сотрудничество – кооперативная  внешняя торговля. Кооператоры совместными  действиями добились благоприятных  таможенных и налоговых условий  для осуществления кооперативной  внешней торговли.

    В области научно-технического  сотрудничества стал развиваться  люмен проектами торговых, производственных  и других предприятий; технологиями по производству и перемещению товаров; информационными программами, научной и учебной литературой.

    Усилились контакты  между кооперативными организациями  разных стран по обмену опытом  ведения хозяйственной и социальной  деятельности. Руководители и специалисты кооперативных организаций, преподаватели и студенты учебных заведений стали выезжать в кооперативные организации и образовательные учреждения для изучения опыта работы экономических устойчивых кооперативов и углубления знаний.

    В кооперативном  движении выработана своя кооперативная  идеология, основанная на ценностях  и принципах кооперации.

Информация о работе Развитие внутрикооперативных отношений на кооперативных ценностях и принципах