Развитие взглядов на государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

В 1929 году в США произошло событие, которое полностью перевернуло уклад жизни многих людей. Это событие так же повлияло на представления об экономике, экономической политике и государстве как обычных людей, так и профессиональных политиков, бизнесменов и ученых-экономистов.
Массы безработных людей и члены их семей лишились средств к существованию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......4
1 «Великая депрессия»………………………………………………………….......6 1.1 Причины экономического кризиса 1929-1934 гг………………………………6
1.2 Пути разрешения экономического кризиса……………………………………9
2 Понятие и сущность рынка и рыночной экономики…………………………..13
3 Развитие взглядов на государственное регулирование рыночной экономики……………………………………………………………………….......16
3.1 Развитие взглядов на государственное регулирование экономики до «Великой депрессии»………………………………………………………………16
3.2 Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «Великой депрессии»…………………………………………………....................18
Заключение……………………………………………………………………… …23
Список использованной литературы………………………………………….......24

Файлы: 1 файл

Великая Депрессия её значения для теории и практики регулирования экономики.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

«Государственное вмешательство в экономику, - пишет И. П. Николаева, - может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка».

По мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, росту безработицы.

«Макроэкономическое равновесие на практике – скорее удивительная случайность, исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна. Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров этой нестабильности. за периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периодыв спадов, сопровождающихся падением производства и безработицей».

Казалось бы, рынок и рыночная экономика обладают полным набором инструментов и широкими возможностями для саморегуляции. Тем не менее есть множество примеров, когда в кризисных экономических ситуациях эти инструменты попросту не применяются участниками рынка. Объясняется это, на мой взгляд, довольно просто: как правило, ни у кого из участников нет цели всеобщего выхода из кризиса, так как каждый участник рынка действует в собственных интересах.

Выходу из кризисной ситуации может способствовать только вмешательство государства.

 

 

3 Развитие взглядов на государственное регулирование рыночной экономики

 

 

3.1 Развитие теории государственного регулирования рыночной экономики до «Великой депрессии»

 

 

Вмешательство государства в производственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Оно существовало уже на ранних этапах развития государства, но «было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и др».

Несмотря на то, что государственное регулирование экономики сложилось в ходе исторического развития государства и экономики, существует ряд экономических течений, вовсе отрицающих необходимость государственного контроля за экономическими процессами.

Приверженцы старых принципов – неоконсерваторы – выступали за невмешательство государства в хозяйственную деятельность фирм и утверждали, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Неоконсерваторы считали, что именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайкс отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

В 1880 году вышла в свет книга отца-основателя неоклассического направления в экономике Альфреда Маршалла «Принципы политической экономии». А. Маршалл (1842-1924) был добропорядочным сторонником классической школы, но не мог не учитывать результатов маржинального анализа. Тип мышления А. Маршалла заметно отличался от типа мышления его предшественников. Экономисты-классики искали причину ценности. А. Маршалл использовал функциональный подход, смысл которого состоит в том, что все экономические явления находятся между собой не в причинно-следственной, а в функциональной зависимости. Проблема состоит не в том, чем цена определяется, а в том, как она изменяется и какие функции в экономике выполняет. Поэтому задача экономической науки состоит в том, чтобы не быть наукой о богатстве и причинах его роста, а изучить реально действующий механизм рыночного хозяйства и понять принципы его функционирования. А. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце ХIХ — начале ХХ в. (до Кейнса). Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены. Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Еще одно научное направление – неолиберализм – тесно примыкает к неоклассицизму. Основной принцип неолиберализма, заложенный еще А. Смитом, сводится к минимизации государственного воздействия на экономику и предоставлению максимально возможной свободы действий производителям, предпринимателям, торговцам. Сторонники либерализма тяготеют к так называемой «чисто рыночной» экономике, подверженной минимальному государственному регулированию. Ближе всего к этому направлению стоят Фридрих Август Хайек (1899-1992) и, в некоторой степени, талантливый экономист и социолог австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883-1950).

Август Хайек относится к числу ярых сторонников либерализации экономики, свободных рыночных отношений. Этот по происхождению австрийский, а по месту деятельности английский экономист стал ведущим поборником рыночной экономики в XX веке, ее проповедником. Он посвятил свои научные и публицистические труды доказательству превосходства рыночной системы ведения хозяйства над смешанной и тем более централизованной «командной» экономикой. Хайек отважился даже в тяжелые для капиталистической экономики 30-е годы критиковать одного из самых выдающихся экономистов за то, что последний выступал за государственное вмешательство в рыночную экономику.

Значительное влияние на экономическую теорию оказал пользующийся мировой известностью и широкой популярностью ученый-экономист Йозеф Шумпетер. Его «Теория экономического развития», вышедшая в 1912 году, неоднократно издавалась и переиздавалась во многих странах. Йозеф Шумпетер в своих экономических исследованиях приходит к выводу, что в современной экономике главной движущей силой ее развития является свободное предпринимательство. Это обстоятельство и позволяет считать Й. Шумпетера представителем неолиберализма.

 

 

 

 

 

 

3.2 Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «великой депрессии»

 

 

В 30-тые годы XX века кризисные процессы в экономике и экономической теории Запада достигли небывалой остроты. Появилась потребность в новой рыночной теории, которая бы смогла четко объяснить существование таких явлений, как массовая безработица, долгое падение производства, существование неиспользованных производственных мощностей при относительной ограниченности народного потребления, и показала возможные пути выхода из кризисного положения без уничтожения рыночных основ хозяйствования.

Потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в 1936 году в свет труда Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) «Общая теория занятости, процента и денег». Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано именно с названной работой английского экономиста. Любопытно, что уже в наши дни названная книга была признана одной из самых вредных и опасных.

Он предложил теоретическую модель рыночной экономики, которая послужила основой для ее реформирования и приведения к современному виду. В 30-х гг., когда разрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы. Заслуга Дж. М. Кейнса заключалась в исследовании функционирования четырех взаимосвязанных рынков (товаров, труда, денег, облигаций) и выявлении факторов, которые мешают действиям стихийных рыночных сил в установлении равновесия. К особенным допущениям Кейнса принадлежат три вида неэластичностей: негибкость ставок заработной платы (и соответственно замедленная реакция цен на изменения спроса и предложения), «ликвидная ловушка» (особенное положение экономики в условиях глубокой депрессии, когда увеличение количества денег в обращении не ведет к снижению нормы процента) и неэластичность инвестиционного спроса зависит от нормы процента. При отсутствии какого-либо из этих трех допущений Кейнса его модель имеет автоматическую тенденцию к равновесию с полной занятостью. Если же в модель вводится хотя бы одно из указанных допущений, она будет отображать равновесие с безработицей. В этом лежит принципиальное отличие кейнсианской модели от классической, которая всегда находится в положении равновесия с полной занятостью.

Теория Кейнса придает решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.

Согласно этой теории государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс отрицал догмы неоклассической экономической теории о возможности достижения полного и рационального использования ресурсов без помощи государства. Как подчеркивал Л. Харис, Кейнс видел свое задание в том, чтобы показать, что равновесие при полной занятости не является случайностью. Общий случай - это равновесие при существовании безработицы, а полная занятость - это лишь особенный случай. Чтобы достигнуть желаемого положения, т. е. полной занятости, государство обязано проводить политику для ее достижения, поскольку автоматически действующие рыночные силы этого не гарантируют.

В своей работе Дж. М. Кейнс подверг критике идеализацию классиками механизма рыночного саморегулирования, он доказал невозможность самоисцеления экономики в период экономического спада. Он отстаивал необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Им была не только убедительно доказана необходимость активного государственного вмешательства в экономику, но и предложены конкретные инструменты регулирования.

Концепцию, предложенную Кейнсом, именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

Кейнс обратил внимание на то, что ускользало от внимания других экономистов. Он выступил с критикой так называемого закона Сэя, который разделялся многими из них. Ж. Б. Сэй считал, что «сам процесс производства создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство дюбого объема продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке. Предложение порождает свой собственный спрос».

Нарушения могут происходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешних причин, а не в силу нарушения внутренних взаимосвязей, несовершенства самого хозяйственного механизма. Подобная позиция исходила из безденежного, натурального обмена. Между тем реальная экономическая практика не имеет ничего общего с «некоторого рода безобменной экономикой Робинзона Крузо».

Аналогии между робинзонадой и реальной экономической действительностью неубедительны. Нельзя забывать о роли денег и о том, что товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются и покупаются. Если спрос меньше произведенной в обществе продукции, то возникает несоответствие между ними и часть продукции не находит сбыта. Цены не успевают выравнивать спрос и предложение. Здесь действует «эффект храповика». Эффект храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение цен в течение короткого периода. Суть храповика состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. В случае возрастания спроса цены растут, в случае его сокращения они остаются на прежнем уровне. Понизить уровень заработной платы весьма трудно: колесо не крутится в обратном направлении; рабочие и профсоюзы упорно противодействуют. Низкие ставки не устраивают и предпринимателей, они боятся потерять квалифицированных рабочих. То, что может сделать отдельная фирма, нередко оказывается проигрышем для других фирм. Нормальное функционирование отдельных фирм — недостаточное условие для успешного функционирования экономики в целом. Когда же произойдет повсеместное снижение заработной платы, то снизится покупательная способность населения, сократится спрос на товары, а это приведет не к снижению (как полагают классики), а к увеличению безработицы. Производство еще больше сократится, численность потерявших работу возрастет. Кейнс приходит к выводу: размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос.

По Кейнсу, достижение полной занятости возможно при наличии эффективного спроса. Под ним понимается та величина совокупного спроса на реальный объём национального производства, при которой предприниматели надеются получить максимальную прибыль. Однако достигнуть полной занятости исключительно за счет действия стихийных сил невозможно. В связи с этим Дж. М. Кейнс отложил, как ошибочный, основоположный закон классической и неоклассической экономической теории – так называемый закон Ж. Б. Сея, согласно с которым предложение автоматически рождает личный спрос.

Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый - психология потребителей. Кейнс вывел основной психологический закон: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в которой растет доход». Склонность к потреблению снижается, а склонность к сбережениям растет. Второй негативный фактор - снижение эффективности инвестиций капитала. С ростом размеров накопленного капитала норма прибыли снижается пропорционально закона падения продуктивности капитала. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, предприятия и государство готовы купить при данном уровне цен. Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый - психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупки товаров (на повышение уровня потребления), часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением входов склонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает. Это своего рода психологический закон. Второй тормоз — снижение эффективности капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.

Информация о работе Развитие взглядов на государственное регулирование рыночной экономики