Реформирование пенсионной системы в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

В законодательстве Республики Беларусь не содержится легального определения пенсионной системы. Однако, исходя из смысла Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь (далее – Концепция), а также, учитывая мнения различных авторов, можно дать следующее определение. Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, финансовых, организационных институтов и норм, определяющих построение, охват, условия и нормы пенсионного обеспечения, и имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Файлы: 1 файл

Реформирование пенсионной системы в Республике Беларусь.docx

— 15.51 Кб (Скачать файл)

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В законодательстве Республики Беларусь не содержится легального определения пенсионной системы. Однако, исходя из смысла Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь (далее – Концепция), а также, учитывая мнения различных авторов, можно дать следующее определение. Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, финансовых, организационных институтов и норм, определяющих построение, охват, условия и нормы пенсионного обеспечения, и имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

С учетом положений Концепции пенсионная система в Республике Беларусь должна состоять из следующих частей:

• государственного пенсионного страхования – системы мероприятий по обязательному страхованию социальных рисков (старости, инвалидности, смерти кормильца), сбору обязательных страховых взносов работодателей и работников и финансированию за счет этих средств выплаты соответствующих страховых пенсий;

• государственного пенсионного обеспечения – системы мероприятий по обеспечению выплаты пенсий, которые не обусловлены предварительной уплатой взносов на государственное пенсионное страхование, – за счет средств республиканского бюджета;

• дополнительного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения – системы мероприятий, обеспечивающих в дополнение к государственному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению предоставление дополнительных пенсионных выплат за счет иных (альтернативных) источников.

Таким образом, предполагается развитие действующей пенсионной системы и обосновывается необходимость ее реформирования в будущем с целью увязки трудовых (страховых) пенсий со степенью участия каждого застрахованного гражданина в формировании пенсионной системы. Это означает развитие пенсионной системы на принципах социального страхования, существующей в подавляющем большинстве стран мира. Несмотря на то, что Концепция предполагает построение трехуровневой пенсионной системы, ведущая роль в организации пенсионной системы отводится все же государственному обязательному пенсионному страхованию.

Как известно, действующая в нашей стране пенсионная модель является распределительной. Суть ее состоит в том, что страховые взносы собирают с представителей одного, а полученные средства распределяют среди другого, более старшего поколения.

Общей чертой всех современных пенсионных реформ является введение двух или трехуровневых систем, то есть фактический отказ от традиционных распределительных систем. В целом, переход к накопительной системе связан с тем, что устойчивость одноуровневой распределительной системы удается поддерживать непопулярными в социальном плане мерами (повышение пенсионного возраста для обоих полов, пересмотр индексации пенсионных выплат и т.д.). Однако эти меры вряд ли можно назвать эффективными. Скорее, они откладывают решение проблемы, нежели предлагают выход из складывающейся ситуации. В Концепции отмечается, что проблема облегчения пенсионной нагрузки может быть решена путем повышения пенсионного возраста. Однако зарубежное законодательство и практика на данный момент не предлагают готовых схем решения проблемы старения, а результаты предпринимаемых в настоящее время шагов пока недостаточно очевидны. Поэтому сегодня одним из наиболее целесообразных подходов к мировой практике в области повышения пенсионного возраста можно считать сосредоточение основного внимания на детальном изучении этих процессов без непосредственных попыток заимствовать какие-либо готовые модели. Отодвигая возраст выхода на пенсию еще на 3–5 лет, государство рискует вместо экономии средств за счет освобождения пенсионной системы от бремени выплат «молодым пенсионерам» получить перенос этого бремени с пенсионного фонда на фонд занятости, а также на самих несостоявшихся пенсионеров и их семьи.

Мнения ученых относительно необходимости введения накопительного принципа расходятся. Одни полагают, что в связи со сложившейся экономической и демографической ситуацией переход на накопительную систему является наиболее оптимальным. Другие – что из-за активных инфляционных процессов она будет неэффективна. Для Беларуси опыт пенсионных реформ может быть полезен именно в плане «надстройки» накопительного уровня над имеющимся распределительным уровнем. Поэтому необходимо принятие специального законодательства, максимально стимулирующего формирование добровольных пенсионных накоплений, закрепляющее размещение пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. В этом отношении интересен опыт Германии, где обязательному страхованию не подлежат предприниматели, фермеры и люди творческих профессий. Лицам, не работающим по найму, то есть обладающим большей экономической свободой, предоставляется право самостоятельно решать вопрос о страховании экономических и социальных рисков. Вовлечение предпринимателей в систему принудительного страхования выглядит нелогичным: с одной стороны государство предоставляет человеку свободу создать свое дело, расширить его, но исключительно под личную ответственность, а с другой стороны – эту же ответственность за экономический и социальный риск с предпринимателя снимает путем принудительного страхования.

Так же в целях совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь возможно предусмотреть некоторые механизмы поощрения нанимателей, использующих труд пенсионеров после их ухода с тех должностей, на которых продолжать работу после наступления пенсионного возраста они не в состоянии. В этой связи можно рассмотреть

положительный опыт стимулирования нанимателей, использующих труд инвалидов, путем снижения налогового бремени. Отметим, что в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов по совершенствованию пенсионной системы Республики Беларусь требуется учитывать демографический прогноз, прогноз экономического развития, изменения на рынке труда, для чего необходимой является наличие соответствующих научной и исследовательской базы в данной области.

 

Литература

1. Давидович О.В. Некоторые  вопросы реформирования системы  пенсионного обеспечения // Право  Беларуси. 2002. № 15. С. 89–93.

2. Интернет-адрес: http://www.ieras.ru/mag_j02-2.htm.

3. Черняева Д.В. Повышение  пенсионного возраста как элемент  пенсионной реформы: сравнительно-правовой  анализ. // Трудовое право. 2010. № 6. С. 23–29.


Информация о работе Реформирование пенсионной системы в РБ