Региональная инновационная модель организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 02:55, доклад

Описание работы

Россия - страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества.

Файлы: 1 файл

Региональная инновационная модель организации.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

5/ Инновации  и инновационные технологии в  организации социального обслуживания  пожилых людей

 

Региональная  инновационная модель организации 

социального обслуживания пожилых людей

 

Россия - страна со сложной  медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества.

Одно из закономерных макроэкономических последствий социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

В первую очередь граждане пожилого возраста и инвалиды формируют  устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет  возрастать. Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми  потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).

Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области  социального обслуживания населения  пожилого возраста и инвалидов: право  на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.

С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них - на 12,3 тысячи.

Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными  пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.

В России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан  пожилого возраста и инвалидов.

Численность лиц, обслуженных  на дому специализированными отделениями  социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тысяч человек.

Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность  в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать  дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

На первый план выходит  задача повышения качества предоставляемых  социальных услуг, что связывается  с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.

Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению  высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации  деятельности учреждений социального  обслуживания.

Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

Внедрение инноваций  оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс  способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей и инвалидов;

- повышение качества  жизни и сохранение самостоятельности  в пожилом возрасте через предоставление  социальных услуг;

- оказание эффективной  поддержки семьям, предоставляющим  пожилым людям и инвалидам семейный уход;

- налаживание партнерства  на всех уровнях.

Применение новых  технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  получает все более широкое распространение  в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к человеку, основанному на уважении к нему.

Четко формулируется  и становится всеобщим достоянием базовый  принцип современного социального  обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более  совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих клиентов в планировании деятельности социальных служб.

Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых  людей на дому включила:

- проведение  исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;

- изучение социальных  и экономических возможностей  учреждений социальной сферы,  предоставляющих услуги;

- разработку  новых моделей работы по удовлетворению  потребностей клиентов пожилого возраста и инвалидов;

- обучение кадров, в том числе специалистов по  социальной работе, и руководящих  работников социальной сферы;

- мониторинг  и корректировку «работающей»  модели с учетом опыта, полученного  в ходе ее применения.

В регионах рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.

Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.

Проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты  удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов и эксперты, проекта.

В настоящее  время Российско-Европейский фонд как организация, реализующая проект при поддержке Министерства труда  и социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации успешно осуществляет мероприятия по распространению накопленного инновационного опыта.

 

Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста

 

Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов  Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

Геронтологические центры - новый тип учреждений социального  обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан  престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Геронтологические центры открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.

В настоящее время  в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент  по делам ветеранов, пожилых людей  и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

Все большую роль в  оказании помощи пенсионерам и инвалидам  играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров.

Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

В некоторых областях введена новая форма социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - социально-консультативные  пункты по работе с гражданами по месту  жительства.

Создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной  продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

Все большую роль в  поддержке одиноких пожилых граждан  играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.

Социальные квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тысяч престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.

Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность  социальных услуг населению в  современных социально-экономических  условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров.

Практически во всех субъектах  Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для  лиц без определенного места  жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тысяч человек, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В целом сложившаяся  социальная политика направлена на улучшение  медицинского, бытового, транспортного  обслуживания пожилых граждан и  инвалидов, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся  в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия соцпакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.

Информация о работе Региональная инновационная модель организации