Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 02:55, доклад
Россия - страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества.
5/ Инновации
и инновационные технологии в
организации социального
Региональная инновационная модель организации
социального обслуживания пожилых людей
Россия - страна со сложной
медико-демографической
Одно из закономерных макроэкономических последствий социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
В первую очередь граждане пожилого возраста и инвалиды формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать. Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.
Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).
Десятилетие реформ принесло
значительные достижения в области
социального обслуживания населения
пожилого возраста и инвалидов: право
на социальное обслуживание в Российской
Федерации установлено
С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них - на 12,3 тысячи.
Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.
В России в стационарных
учреждениях социального
Численность лиц, обслуженных
на дому специализированными
Однако этот показатель
нестабилен, а заявленная потребность
в социально-медицинских услуга
Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.
На первый план выходит
задача повышения качества предоставляемых
социальных услуг, что связывается
с преодолением различий качественных
показателей социального
Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.
Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.
Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:
- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей и инвалидов;
- повышение качества
жизни и сохранение
- оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам семейный уход;
- налаживание партнерства на всех уровнях.
Применение новых
технологий социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
получает все более широкое
Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих клиентов в планировании деятельности социальных служб.
Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включила:
- проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;
- изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;
- разработку
новых моделей работы по
- обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;
- мониторинг
и корректировку «работающей»
модели с учетом опыта,
В регионах рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.
Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.
Проводятся опросы
с помощью анкет, которые дают
информацию о том, насколько клиенты
удовлетворены переменами в обслуживании
и как оценивают его
В настоящее
время Российско-Европейский
Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста
Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.
Геронтологические центры
- новый тип учреждений социального
обслуживания для граждан пожилого
возраста, где предоставляется
В настоящее время
в целях совершенствования
Все большую роль в оказании помощи пенсионерам и инвалидам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров.
Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, характерной чертой центров стала их многопрофильность.
В некоторых областях
введена новая форма
Создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.
Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.
Социальные квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тысяч престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.
Поиск новых социальных
технологий, повышающих доступность
социальных услуг населению в
современных социально-
Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тысяч человек, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В целом сложившаяся социальная политика направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан и инвалидов, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.
Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия соцпакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.
Информация о работе Региональная инновационная модель организации