Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:30, контрольная работа
В конце XX в. международная экономическая интеграция стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.
Введение…………..…………………………………………...……………..……3
1. Сущность региональной экономической интеграции………………………..4
1.1. Причины и цели региональной экономической интеграции……………....5
1.2. Теории интеграции……………………………………………………...........6
2. Роль региональной экономической интеграции в развитии мирового производственного процесса…………………………………..............................9
2.1. Типы развития региональной экономической интеграции…………........10
2.2. Формы развития региональной экономической интеграции….................12
2.3. Влияние региональной интеграции на мировое хозяйство.……………...16
3. Интеграция на современном этапе…………………………………………..18
Заключение……………...………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………...……....23
Ассоциации стран-
Ассоциации создавались с целью противостояния мощным ТНК, которые проводили политику низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.
Подобную роль играют свободные экономические зоны, созданные в государствах, входящих в различные региональные экономические объединения. В конце 90-х годов в мире насчитывалось примерно 2000 СЭЗ. Их суммарный внешнеторговый оборот превышает 10% мировой торговли. В распространенном понимании под свободной экономической зоной разумеется беспошлинная торговая и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ. Наиболее характерная черта этих зон - практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и, прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободные экономические зоны в наибольшей степени отвечают потребностям ТНК, поскольку принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру и начальную подготовку рабочей силы.
Таким образом, мировые экономические взаимоотношения, проявляющиеся в международном переплетении предпринимательского капитала, разделении труда, интеграции, приводят к усилению взаимодействия хозяйств различных стран.
3. Интеграция на современном этапе.
Интеграционные группировки стали во второй половине XX в. возникать в различных частях планеты. Интересно, что интеграционные объединения создавались не только в регионах с высоко- и среднеразвитым индустриальным хозяйством, каковыми являлись Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН), Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), но и в самых отсталых регионах мира: Экономическое сообщество Западно-африканских государств (ЭКОВАС), Южноафриканская конференция развития и координации (ЮАКРК), Восточно-африканское экономическое сообщество (ВАЭС), Карибский общий рынок (КОР) и множество других. Последние объединения, преимущественно, детерминируются политическими факторами, опирающимися в интеграционных устремлениях не на наличие сильного экономического притяжения (наоборот, в экономическом плане многие из них являются конкурентами из-за однородной специализации), а на поиск геополитических, геокультурных основ. Как выразился К. Якобайт, «... в начале 60-х гг., в порядке подражания основанию ЕЭС, в развивающихся странах имела место первая волна создания региональных союзов». Действительно, в период с 1948 по 1990 гг. в общей сложности в ГАТТ поступило более 70-и соглашений о региональной интеграции.
На основе опыта интеграционных структур в Западной Европе и странах третьего мира в период, так называемой, первой волны региональной интеграции можно сформулировать три предпосылки для успешной интеграции:
• во-первых, при существующих социально-экономических диспропорциях необходимо создание отлаженных механизмов компенсации издержек стран, которые могут появиться вследствие снятия национальных протекционистских мер;
• во-вторых, необходима определенная унификация внутренней экономической и социальной политики. На политическом уровне необходимо доверие и готовность идти на компромиссы. Кроме того, существенное значение имеет политическая стабильность внутри страны, так как наряду с тенденцией к интеграции существует оппозиционная контртенденция к национальной изолированности;
• в-третьих, необходим отказ от заведомо невыполнимых, по сути декларативных, целей, а отношение к интеграционным тенденциям должно быть не как к краткосрочному процессу.
Таким образом, первая волна интеграционных процессов в мире к концу 1970-х гг. спала. Тем не менее, позитивный опыт функционирования ЕС продолжал оставаться своеобразным маяком для существующих интеграционных групп в странах Юга.
В 1980-е гг. наблюдалась вторая волна интеграционных устремлений в государствах третьего мира. Как отмечают исследователи, это было обусловлено реакцией развивающихся стран на укрепление торговых блоков в Северной Америке и Западной Европе. Особенно крупные региональные интеграционные группировки наблюдались в Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке. Успехи их ряд европейских ученых попытались применить к остальным странам Юга. Но, как и в первую волну региональной интеграции, в трансформационных странах и государствах субсахарского региона осуществление интеграционных инициатив сталкивалось с достаточно сложными препятствиями и оставалось трудновыполнимым. По сути, главные причины, ограничивающие интеграцию, оказались прежними – неустойчивость экономических систем, политическая нестабильность и тенденция обострения межгосударственных отношений на почве территориальных и этнических конфликтов.
Таким образом, в современных интеграционных тенденциях в мире можно выделить два основных направления формирования региональных групп:
• Во-первых, эти процессы активизируются в результате интенсивных торгово-экономических отношений между определенными странами, при этом динамика этих процессов значительно опережает взаимодействия с другими странами. Эта тенденция объективно способствует расширению каналов политических коммуникаций между субъектами объединения и подталкивает к интеграционным инициативам в политической сфере.
• Во-вторых, региональные объединения возникают в результате политических усилий, которые могут не всегда опираться и учитывать географические или исторические особенности.
По сути, эти две тенденции являются тесно взаимосвязанными. Можно различать лишь доминирование первого или второго признаков в интеграционных группах, но несомненно, что как интенсификация экономических связей, так и политические шаги в интеграции объективно способствуют успеху в целом интеграционных устремлений. Опора лишь на один фактор, по сути станет объективным потолком для конечных целей интеграции.
Наиболее ярким примеров
сложившейся системы как
Заключение.
В заключении стоит отметить,
что интеграционные процессы являются
многомерным и сложным
Во-первых, та или иная модель региональной (субрегиональной) интеграции не может быть механически перенесена (ни в теоретическом, ни тем более в практическом плане) на другой, даже очень похожий регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями.
Во-вторых, стихийно возникнув в какой-либо сфере взаимодействия международных факторов, интеграция может и не иметь последствий в других сферах, более того, она может обратиться вспять или даже смениться противоположным процессом, если не будет подкреплена соответствующими политическими мероприятиями, создающими благоприятные предпосылки условия ее реализации и формирующими институциональные основы ее дальнейшего продвижения.
Наконец, в-третьих, вряд ли корректно рассматривать интеграционные тенденции как процессы, определяющие существо международных отношений, а тем более пытаться судить о будущем этих отношений. Причина состоит в том, что существо международных отношений определяется не только сотрудничеством, но и конфликтами, в том числе такими, которые приводят в дезинтеграции ранее единых политических единиц.
В современной мировой экономике интеграционные процессы не просто продолжаются, они нарастают. Создаются региональные союзы, укрепляются интеграционные связи, прорабатываются вопросы создания региональных валют (азиатской, североамериканской, мусульманской, латиноамериканской; европейская уже существует). Серьезным фактором, воздействующим на укрепление данного процесса, служит глобальный финансовый кризис, обнаруживший как уязвимость глобальной финансовой системы, так и оправданность, и обоснованность региональной интеграции.
Давление со стороны наиболее развитых стран заставляет менее развитые действовать. Ко вторым относится и Россия. Региональная интеграция способствует созданию союзов, которые в большей степени способны противостоять натиску лидеров глобализации.
Сейчас глобализация в действительности означает американизацию. Но мировой финансовый кризис напомнил всему миру, что полагается на экономику одной, пусть и сверхразвитой страны, по крайней мере, не целесообразно.
На первый взгляд, может показаться, что ЕС может послужить положительным примером региональной интеграции. Но и здесь существует масса недоработок. Хотя сейчас ЕС больше стал похож на отдельное государство, некоторые его участники неблагоприятно влияют на развитие всего союза в целом. Это такие страны, как, например, Греция и Испания. Их экономика сильно пострадала от кризиса и остальные члены союза, конечно, пытаются им помочь, но все же их внешний долг остается огромным. Следовательно, ЕС еще не обрел той силы и сплоченности, чтобы помочь своим участникам возродить их экономику.
Что касается России, то в последнее время нам все же везет в плане налаживания отношений с другими странами (например Бразилия). Однако вопрос о вступлении России в ВТО еще не закрыт и что будет дальше остается неясным. По моему же мнению, в ВТО нам вступать не следует, т.к. плюсы от этого членства не покроют полученных минусов. Экономически не целесообразно идти на массу уступок для вступления в ВТО. Или все-таки вступить в ВТО, но полностью поменять экономический и политический устрой страны, что является маловероятным. Еще хотелось бы отметить, что, если раньше мы были более заинтересованы в членстве в ВТО, то теперь ВТО больше нуждается в нашем рынке, чем мы в их.
Список использованной литературы: