Региональная экономическая политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Наиболее общие долгосрочные цели развития страны и пути их достижения вырабатываются в рамках стратегии развития России. Они отражаются в таких действующих государственных документах, как Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Стратегия устойчивого развития Российской Федерации (1998 г.). Стратегия развития страны конкретизируется в целях, задачах, механизмах, мероприятиях внутренней и внешней политики, главной частью которых является социально-экономическая политика (внутренняя и внешняя).

Файлы: 1 файл

Региональная экономика 9,9 (1).doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Тема 9

Региональная экономическая политика в Российской Федерации

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Наиболее общие долгосрочные цели развития страны и пути их достижения вырабатываются в рамках стратегии развития России. Они отражаются в таких действующих государственных документах, как Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Стратегия устойчивого развития Российской Федерации (1998 г.). Стратегия развития страны конкретизируется в целях, задачах, механизмах, мероприятиях внутренней и внешней политики, главной частью которых является социально-экономическая политика (внутренняя и внешняя). Глобальной целью стратегии социально-экономического развития Российской Федерации согласно Концепции долгосрочного развития, выдвигается радикальное улучшение качества жизни населения.

Предметом федеральной региональной политики являются территориальные проблемы национальной экономики (в том числе межрегиональные), отношения центра с субъектами федерации, комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов.

Предметом субфедеральной региональной политики является пространственная организация внутри региона, например: улучшение транспортной доступности, обеспечение продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов, регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями.

Рис. 1. Региональная экономическая политика в системе  
государственного регулирования

Под региональной политикой понимают систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и специальным развитием регионов и всей региональной системы, включая механизм их реализации.

Цели и задачи региональной экономической политики, как следует из анализа мирового опыта, отражают приоритеты государственного регулирования, вытекающие из диагностики региональных (территориальных) проблем, требований стратегии территориального развития, политической и социально-экономической конъюнктуры.

Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы.

Первая группа – законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики.

Вторая группа – законы и акты по направлениям экономической и социальной политики с существенными региональными аспектами.

Третья группа – законы и акты, регулирующие развитие «особых» территорий («Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «Об особой экономической зоне в Калининградской области», «О закрытом административно-территориальном образовании» и др.).

Четвертая группа – законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы, являющиеся целевыми ориентирами в РЭП.

Прогнозирование территориального и регионального развития является важной частью научных обоснований стратегии территориального развития и региональной политики.

Прямое участие государства в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах – один из способов адресного регулирования (микроинструмент). Наиболее типичным примером такой деятельности государства в регионах является осуществление инвестиционных проектов, имеющих федеральную значимость: строительство и реконструкцию за счет федерального бюджета железных дорог, автомагистралей, научных, образовательных и медицинских центров и др. Государство финансирует также проекты, оказывающие сильное позитивное влияние на рост занятости, увеличение налоговой базы, качество социального обслуживания в конкретных регионах.

Государство, как крупнейший покупатель, может применять размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд, влияя на загрузку производственных мощностей, занятость и доходы в разных регионах, реализуя определенные задачи РЭП.

Организационная, правовая и информационная поддержка регионов в особых областях деятельности наиболее важна в тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены или недостаточны. Прежде всего, это внешнеэкономическая деятельность. Государство оказывает помощь в установлении контактов с внешнеторговыми партнерами и иностранными инвесторами, в получении международных кредитов и займов, в распространении региональных ценных бумаг на мировых финансовых рынках, во включении в международные программы и проекты технического содействия.

Задание 9

С целью максимизации прибыли предприятия проанализировать соотношение кривой спроса и пространственной кривой затрат и рассчитать при самостоятельно выбранных условиях задачи оптимальный размер выпуска. 

 При выполнении задания применить  теоретический материал темы 11 «Взаимосвязь  факторов размещения».

 

 

Решение

Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.

Пространственная кривая затрат – график, который показывает зависимость затрат предприятия от пространственной дислокации.

Чтобы максимизировать прибыль предприятия, следует проанализировать соотношение кривой спроса и пространственной кривой затрат. Для этого через пункты Н1, Н2, Н3 (рис.2), соответствующие максимальным объемам валового дохода У1Р, У2Р и У3Р, проведем кривые затрат ТС(y1), ТС(y2) и ТС(y3).

Рис. 2 – Зависимость доходов от расстояния

Прибыль в каждой из точек Н1, Н2, Н3 будет определяться как y1(Р – СH1), y2(Р – СH2), y3(Р – СH1). Величина прибыли определяется разностью между величиной дохода yР и величиной затрат ТС(y). Максимальный размер прибыли в рассматриваемом примере предприятие получит в пункте Н3. Так как пространственные кривые были определены для разных объемов производства, y3 является и оптимальным размером выпуска предприятия.

Существенное влияние на выбор места размещения предприятия оказывает специфика планируемого производства. Поэтому для отраслей, ориентированных на потребительский спрос, основными факторами определения размещения будут количество населения внутри рыночного пространства, его плотность и эластичность кривой спроса. Снижение эластичности спроса на выпускаемую продукцию ведет к концентрации производства, а повышение – к его рассеянию. При высокой эластичности спроса, когда его величина существенно убывает по мере удаления от пункта производителя, минимизация транспортных затрат становится более важным фактором поиска пунктов размещения, в которых прибыль достигает максимума. Тогда становится выгодным рассредоточение в пространстве пунктов размещения предприятия и их максимальное приближение к потребителю.

 

 


Информация о работе Региональная экономическая политика в Российской Федерации