Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Кабардино-Балкарская республика (далее - КБР) находится примерно посередине между экватором и Северным полюсом. От Гринвичского меридиана, расстояние в градусах и километрах такое же, что и от Экватора, т.е. республика равноудалена как от Экватора, так и начального меридиана.
1 сентября 1921 г. образована Кабардинская автономная область, 16 января 1928г. преобразована в Кабардино-Балкарскую автономную область, с 5 декабря 1936г. - Кабардино-Балкарская АССР (в 1944г. ликвидирована, в 1957г. восстановлена), с 1993г. - Кабардино-Балкарская Республика.

Содержание работы

1. Краткая характеристика региона 3
2. Анализ состояния экономики региона 6
2.1. Анализ отрасли материального производства 6
2.1.1 Промышленность 6
2.1.2. Сельское хозяйство 9
2.1.3. Строительство 11
2.1.4. Транспорт и связь 11
2.1.5. Торговля и общественное питание 12
2.1.6. Материально-техническое обеспечение 13
2.2. Анализ отрасли социально-культурной сферы 13
2.2.1. Наука 13
2.2.2. Образование 14
2.2.3. Здравоохранение 15
2.2.4. Социально-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения 16
3. Обобщенные таблицы по анализу региона 17
3.1. Анализ территории региона 17
3.2. Занятость населения региона 19
3.3. Показатели уровня жизни населения 21
4. Комплексный анализ 23
4.1. Общие показатели социально-экономического состояния региона и их прогноз 23
4.2. Определение абсолютного прироста 23
4.3. Определение уровня специализации региона 24
Выводы 27
Использованная литература 29

Файлы: 1 файл

курсовая - региональная экономика Кабардино-балкария.rtf

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

2.2. Анализ отрасли социально-культурной сферы

2.2.1. Наука

 

В настоящее время в аспирантуре Кабардино-балкарском государственном университете (КБГУ) обучаются 348 человек, в том числе по очной форме - 230, по заочной - 118. Вопросы трудоустройства аспирантов-заочников решаются в обычном порядке. Часть их работает на преподавательских должностях в КБГУ в качестве ассистентов, оплачиваемых в пределах 9-11 разрядов единой тарифной сетки. Аспиранты-очники получают государственную стипендию в размере 1500 руб. и, в случае успешного выполнения индивидуального плана, могут одновременно работать (в том числе на полной ставке) в установленном порядке.

Из 230 аспирантов-очников в КБГУ на преподавательских должностях (ассистентами) работают 37 человек и в качестве научных сотрудников и инженеров - 13 человек. Многие из них трудятся по хоздоговорным темам, а также по грантам и научным программам с оплатой. Все обращения аспирантов по поводу дополнительной работы с оплатой рассматриваются, и впредь будут рассматриваться своевременно с учетом успешности выполнения индивидуального плана работы аспиранта, наличия вакансии и соответствия квалификационным требованиям по месту работы.

На кафедрах и в колледжах КБГУ работают лаборантами и старшими лаборантами 124 и 83 человека соответственно. Многие из них не имеют высшего образования и обучаются заочно в университете по программам высшего и среднего профессионального образования. Лаборантам платят по 4-5 разряду ЕТС (от 1256 до 1398 руб.), а старшим лаборантам - по 6-8 разряду ЕТС (от 1548 до 1869 руб.). Многие из них также работают по хоздоговорным темам, по грантам и научным программам.

В КБГУ действует программа поддержки малообеспеченных категорий работников, которая закреплена в коллективном договоре университетского комплекса. Она предусматривает оказание материальной помощи, лечение и оздоровление, обеспечение жильем, поддержку молодых ученых и аспирантов. В 2005 г. материальная помощь представителям данной категории оказана на сумму 720 тыс. руб.

В санаториях и здравницах КБР и Кавминвод поправили свое здоровье 127 человек. Малооплачиваемые сотрудники КБГУ бесплатно обслуживаются в стоматологической поликлинике университета и клинике «Ленар». В строящемся 68-квартирном жилом доме квартиры получают 21 человек из названной категории работников КБГУ. Руководство университета и впредь будет принимать все возможные меры социальной поддержки.

2.2.2. Образование

 

Крупнейшим центром образования является Кабардино-Балкарский государственный университет.

Официальной датой учреждения Кабардино-Балкарского государственного университета считается 5 апреля 1957 года.

Университет готовит физиков, химиков, математиков, биологов, историков, медиков, юристов, работников социальной сферы, экономистов, филологов, педагогов, специалистов машиностроения, промышленного и гражданского строительства, физкультуры и спорта, охраны окружающей среды и др.

При университете созданы Республиканский центр новых информационных технологий, региональная телекоммуникационная сеть, которая используется для информатизации системы образования Кабардино-Балкарии.

Основными научными направлениями университета являются: общественные науки, кавказские языки, лексикология, история отдельных стран, медицинская микробиология, антропогенные воздействия на экосистемы, вычислительная математика, межфазные явления, физические свойства металлов и сплавов, физическая химия, химия высокомолекулярных соединений, аналитическая химия, надежность и долговечность машин, строительные материалы и изделия, механические свойства твердых тел и др.

2.2.3. Здравоохранение

 

Министерство здравоохранения и социального развития КБР в течение многих лет в рамках реализации федеральных целевых программ получает иммунобиологические препараты, лекарственные средства, медицинское оборудование, средства на строительство объектов здравоохранения. Проведя анализ вхождения в федеральные программы, можно отметить, что в адрес республики с 2003 года получено материальных ценностей, средств на строительство на общую сумму 126,75 млн. руб., в том числе в 2006 г. - 12,6 млн. руб. Последние годы наблюдается рост объемов поступления материальных средств из федерального центра: 2003 г. - 29,44 млн. руб., 2004 г. - 27,07 млн. руб., 2005 г. - 57,64 млн. руб. Кроме того, в КБР законом «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения в КБР на 2003-2006 годы» утверждены аналогичные подпрограммы: «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в КБР», «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению КБР», «Неотложные меры по предупреждению распространения в КБР заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», «Развитие трансфузионной помощи и обеспечение компонентами и препаратами крови ЛПУ КБР», «Здоровый ребенок», «О мерах по предупреждению и распространению наркомании, токсикомании и алкоголизма на 2003-2006 годы», «Совершенствование службы медицины катастроф», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в КБР». В целом за последние три года федеральные программы финансировались на 76 процентов, тогда как республиканские - на 38. С начала года республиканские программы профинансированы на 43 процента. Конечно, недостаточное финансирование приводит к ощутимым проблемам в обеспечении больных сахароснижающими противоопухолевыми лекарственными средствами, от которых напрямую зависит жизнь человека. Недостаток в иммунобиологических препаратах провоцирует возникновение особо опасных инфекций и их распространение, затрудняет контроль над ними. Длительное отсутствие замены устаревшего медицинского оборудования приводит к понижению качества диагностики и в целом оказываемой помощи. Недопустимо недофинансирование по подпрограммам «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Анти-ВИЧ/СПИД», «О мерах по развитию онкологической помощи населению», «Здоровый ребенок». Следует также обратить внимание на необходимость оснащения современным диагностическим оборудованием ГУЗ «Наркологический диспансер». Средства на данное мероприятие заложены в подпрограмме «О мерах по предупреждению и распространению наркомании, токсикомании и алкоголизма». Своего решения требует подпрограмма «Совершенствование службы медицины катастроф». Мероприятия данных подпрограмм пока не финансируются. Надеемся на скорое изменение ситуации к лучшему.

Приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения с 1 января 2006 г. предусмотрены денежные выплаты медицинским работникам, работающим в учреждениях здравоохранения муниципальных образований и оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Право на получение денежной выплаты по федеральному регистру имеют врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) и их медицинские сестры. В рамках нацпроекта «Здоровье» на данном этапе повышение зарплаты врачам дошкольных детских учреждений не предусматривается.

В соответствии с постановлением Правительства субвенции из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются Кабардино-Балкарскому территориальному фонду на финансирование муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную и дополнительную медицинскую помощь. Кабардино-Балкарским территориальным фондом ОМС заключены договоры с лечебно-профилактическими учреждениями об осуществлении денежных выплат медицинским работникам первичного медико-санитарного звена, в размере 10,0 тыс. руб. в месяц на участковых- врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. руб. в месяц на участковую медицинскую сестру. Указанные выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются частью зарплаты. В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ их необходимо учитывать при начислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных ТК РФ (оплата листков временной нетрудоспособности, расчет отпускных, в случаях направления на учебу с сохранением среднего заработка, командировка) в порядке, установленном законодательством. При формировании бюджета на 2006 год по отрасли «Здравоохранение» эти средства не были предусмотрены, так как на этот период нормативных правовых актов РФ, регулирующих порядок денежных выплат, не было. Министерством направлялись запросы в Минздравсоцразвития РФ разъяснило, что дополнительных средств из федерального бюджета на эти цели не предполагается. С наступлением отпускного периода указанной категории медработников встала проблема с финансированием, связанным с увеличением среднего заработка. Министерство здравоохранения КБР обратилось в Правительство КБР, к главам администраций муниципальных образований городов и районов республики с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса - изыскании дополнительных средств на оплату отпускных медицинским работникам первичного медико-санитарного звена.

2.2.4. Социально-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения

 

Для улучшения санитарно-экологического состояния территории г.Нальчика, активизации выполнения комплекса мероприятий по санитарной очистке, благоустройству и озеленению города постановлением главы администрации утвержден новый состав санитарно-экологической комиссии города, в задачи которой входит выявление нарушений в санитарном содержании территорий подведомственных объектов, принятие оперативного решения и мер по их устранению.

По факту неудовлетворительного вывоза твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной по ул. Кабардинской, 58, 7 июля текущего года санитарно-экологической комиссией был осуществлен выезд на место. МУП «Спецавтохозяйство» даны поручения заменить в срок до 14 июля 2006 г. заменить аварийные контейнеры по данному адресу, обеспечить ежедневный (при необходимости двухразовый) подбор и вывоз твердых бытовых отходов, усилить контроль за состоянием площадки. В связи с ненадлежащим выполнением своих функциональных обязанностей к директору МУП «Спецавтохозяйство» В.Ш. Маржохову применено должностное взыскание.

3. Обобщенные таблицы по анализу региона

3.1. Анализ территории региона

 

Площадь КБР составляет 12,5 км2. очень выгодное положение области обеспечивает развитие надежных и тесных связей с крупнейшими экономическими центрами России, а также и по отношению к основным общероссийским центрам реализации сырья, районам производимой в области продукции.

В республике имеется 10 районов, 8 городов, 4 мпоселка городского типа, 114 сельских администраций (включая сельские советы, волости, сельские округа и органы местного самоуправления). Это многонациональная область, в которой население распределено неравномерно из-за особенностей исторического и этнографического развития. Большое влияние оказали на расселение населения это формирование и развития городов, промышленных центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим динамику распределения национальностей в области на рис. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В области плотность населения составляет - 71,8 человека на 1 км2.

Численность жителей в наиболее крупных городах:

Таблица 3

Численность жителей городов

город

население

Нальчик

233 900

Прохладный

60 100

Баксан

32 600

Нарткала

29 400

Тырныауз

26 400

Майский

25 400


 

Население поселков, деревень старается мигрировать в крупные города с развитой инфраструктурой из-за удаленности магистральных дорог и больших городов, отмиранием деревень и т.д.

Таким образом, демографическая обстановка в области характеризуется ослаблением процессов депопуляции.

3.2. Занятость населения региона

 

Структура занятости населения (%) составляет: 1) народное хозяйство - 100; промышленность - 52; сельское хозяйство - 11; транспорт и связь 6; строительство - 8; торговля и общественное питание - 7; жилищно-коммунальное хозяйство - 3; здравоохранение и социальное обеспечение - 6; образование, наука и искусство - 2; прочие сфер - 5. рассмотрим структуру в динамике на рис 6.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безработица привела к появлению больших масс людей,  практически  лишенных средств к существованию. Резко возросла численность бедных,  увеличился разрыв между самыми богатыми и самыми бедными.

Так, по данным Госкомстата КБР, уровень бедности (численность на-  селения с денежными доходами менее прожиточного минимума в процентах  к общей численности населения) в первом квартале 1992 года  составил  59,7%,  1993  года - 73,8%,  1994 года - 62%  и 1995 года - 76,3%  В  1996-1997 г.г.  ситуация несколько меняется: уровень бедности падает  и составляет 46,3% и 41,5% соответственно (Уровень..., 1995; Некоторые..., 1997).

По оценкам самих респондентов в 1994г., лишь 16,2% населения республики верят в то,  что могут улучшить свое материальное  положение  (Социологическое..., 1994). Распределения ответов, полученных в ходе  опросов в КБР в 1993 - 1997 г.г., свидетельствуют о преобладании негативных оценок  материального положения. Так,  например, в  1994 г.

Для большинства опрошенных  семей (74,9%)  наиболее острой проблемой  являлось  материальное  положение. Ситуация  несколько  улучшилась в  1997 г.: чуть менее половины опрошенных (41,9%) оценили его как "плохое" и еще 48,8%  - как "удовлетворительное".

В общественном мнении основными причинами бедности являются  инф-  ляция, несвоевременная выплата заработной платы (43,1%); безработица  (25,7%);  11,4% полагают, что бедные - это слабовольные, неадаптированные к рынку люди, и тем самым возлагают вину на самих бедных (Социологическое..., 1994).

Проанализируем трудовые ресурсы в табл. 5.

Таблица 5

Трудовые ресурсы

№п/п

наименование

Показатели по периодам

Изменения 2005 к 2001

2001

2002

2003

2004

2005

т.ч.

%

т.ч.

%

т.ч.

%

т.ч.

%

т.ч.

%

т.ч.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Трудовые ресурсы

258

100

320

100

349,8

100

369,4

100

370

100

112

143,4

1.1.

В том числе:

среднегодовая численность занятых в экономике

141

54,7

196

61,3

223,1

63,8

233,2

63,1

235

63,5

94

166,67

1.2

Численность безработных

100

38,8

100

31,3

111

31,7

130

35,2

131

35,4

31

131

1.3.

Численность граждан, зарегистрированных в службе занятости

117

45,3

124

38,7

126,7

36,2

136,2

36,9

135

36,5

18

115,4

Информация о работе Региональная экономика