Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:40, контрольная работа
Все те же цели, кроме некоторых, решаются на уровне региона, но различия возникают в том, что на региональном уровне невозможно использовать те элементы, которые реализуются исключительно на национальном уровне.
На уровне государства вырабатываются правовые, фискальные, монетарные регуляторы, т.е. разрабатывается монетарная, денежно-кредитная, налоговая, осуществление внешнеэкономической политики, разрабатываются общие принципы конституционного характера (распределение полномочий между регионом и государством), формируются рыночные основы хозяйствования, поддержка совершенной конкуренции с помощью антимонопольной политики. На уровне региона возможно только использование частично налоговых и правовых регуляторов предоставляемых региону на основе КРФ.
Региональная политика (объекты, субъекты, цели и задачи региональной политики, основные направления региональной политики, инструменты региональной политики)
Экономическая политика осуществляется
для решения экономических
1. Экономический
рост, предполагает увеличение
2. Полная занятость – обеспечение работой той части населения, которая может и хочет работать.
3. Экономическая эффективность – max отдача от использования ограниченных ресурсов (оптимизация издержек при решении хозяйственных задач).
4. Стабильный
уровень цен (обуздание
5. Экономическая свобода – обеспечение прав предпринимателей и всего населения на принятие самостоятельных решений при выборе деятельности.
6. Справедливое
распределение доходов –
7. Социальная
ориентация экономики –
8. Экологическая безопасность – min ущерба наносимого среде и человеку.
9. Экономическая
стабильность, экономическая безопасность,
обеспечение
Все те же цели, кроме некоторых, решаются на уровне региона, но различия возникают в том, что на региональном уровне невозможно использовать те элементы, которые реализуются исключительно на национальном уровне.
На уровне государства вырабатываются правовые, фискальные, монетарные регуляторы, т.е. разрабатывается монетарная, денежно-кредитная, налоговая, осуществление внешнеэкономической политики, разрабатываются общие принципы конституционного характера (распределение полномочий между регионом и государством), формируются рыночные основы хозяйствования (обеспечение равных прав всем субъектам), поддержка совершенной конкуренции с помощью антимонопольной политики. На уровне региона возможно только использование частично налоговых и правовых регуляторов предоставляемых региону на основе КРФ.
Объекты, субъекты и формы региональной политики. Поскольку региональная политика подразумевает сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой, то логично кратко остановиться на организационных формах такого управления. Как известно, объект любого управления представляет собой нечто такое, по отношению к которому направлено управляющее воздействие субъекта управления.
К основным объектам региональной политики относятся: производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда), социальные (прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти (лица физические), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (лица юридические).
К основным функциональным формам региональной политики относят: 1) прогнозирование; 2) программирование и 3) планирование. Границы, отделяющие эти понятия друг от друга, подчас весьма условны. Принято считать, что региональное прогнозирование - это научное предвидение предполагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры и т. д. Региональное программирование ассоциируется уже с целенаправленным вмешательством в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов. И, наконец, региональное планирование, которое в бывшем СССР связывалось лишь с социалистическими производственными отношениями (планово-централизованной экономикой), означает установление конкретных задач и целей на плановый (планируемый) период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т. д.
Региональная политика – важная составляющая часть национальной политики, которая охватывает комплекс законодательных, административных и экономических мер проводимых центром, регионами и местными органами власти, обеспечивающих направленное развитие каждого региона. Без сильных регионов не может быть сильного государства и наоборот.
Объектом региональной политики является производственные предприятия, социальные, денежно-финансовые объекты (банки, биржи).
Субъектами являются представители государственной и региональной власти (физические лица) и отдельные предприятия, рганизации, учреждения (юридические лица).
Основные функциональные формы региональной политики:
1. Прогнозирование – научное
предвидение предполагаемых
2. Региональное программирование
– целенаправленное
3. региональное планирование – установление конкретных целей и задач на планируемый период с указанием источников финансирования и непосредственных исполнителей.
Все эти методы часто называются програмно-целевыми, которые используются как в период административно-командной, так и в условиях рыночной экономики.
Цели и задачи региональной политики
Цели и задачи региональной политики. Совершенно очевидно, что цели и задачи региональной политики (равно как и ее формы и методы) различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политике практически всех без исключения стран, ее реализующих. Это прежде всего:
Основные направления
Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. В этом же документе формулируются главные задачи региональной экономической политики, связанные в частности с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комлексности и рационализации структуры хозяйства регионов и т. д. (подробнее см. гл. 20).
В развивающихся странах региональная политика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различных пространств в единый национальный рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирования процесса урбанизации и т. п. Здесь отчетливо прослеживаются две контрастные тенденции в региональном развитии, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). Во многом это следствие именно слаборазвитое, поскольку наиболее эффективно именно сочетание (слияние) обоих направлений региональной политики: и «сверху», и «снизу». Об этом со всей очевидностью свидетельствует прошлый опыт Индии, Бразилии, Мексики и других стран.
В орбиту региональной политики включаются такие основные моменты, как:
Региональная политика как часть национальной стратегии социально-экономического развития. В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Здесь могут возникнуть возражения двоякого рода: с одной стороны, региональная политика включает акции, проводимые местной администрацией; с другой - в условиях западноевропейского интеграционного союза (Общего рынка ЕС) региональная политика как бы становится над государственной экономической функцией. В действительности никакого противоречия здесь нет, поскольку акции местной администрации обычно не противоречат целям, установленным национальным правительством и базируются на соответствующей государственно-правовой основе, а «наднациональность» региональной политики западноевропейских государств весьма условна. Ее цели и методы реализации не противоречат экономическим интересам всех членов сообщества, а оно само в известном смысле может рассматриваться как прообраз будущего государственного образования
Связь между экономической стратегией и региональной политикой прослеживается по многим каналам. Например, правительства высокоразвитых стран Запада, проводя государственную линию на всемерное снижение уровня безработицы, концентрируют свое внимание на регионах с наименьшей занятостью населения. Многие слаборазвитые государства, реализуя в предыдущие годы стратегию импортозаменяющей индустриализации (основанной на идеях ослабления зависимости от западных центров), проводили политику концентрации обрабатывающей промышленности, административных функций и управленческого аппарата в избранных ареалах, особенно столичных и портовых центрах. (Конечно, подобная стратегия отнюдь не способствовала устранению и без того резких территориальных диспропорций в экономике развивающихся стран, но, с другой стороны, сам процесс накопления капитала в одном или нескольких центрах - закономерный результат реализации теории стадий роста У. Ростоу).
Убедительное подтверждение
Конечно, в отдельных странах федеративного типа, с большой автономией региональных органов в осуществлении экономической политики время от времени возникают те или иные «юридические аномалии», идущие вразрез с государственной стратегией в области развития экономики. Обычно они служат источником сепаратизма, дестабилизируют национальную экономическую систему и способствуют дезинтеграции единого экономического пространства. К сожалению, именно современная Россия продемонстрировала типичный пример подобной страны.
Информация о работе Региональная политика: цели, задачи, нормативная база