Региональные рынки современного мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что управление развития региональных рынков в современном мировом хозяйстве не отвечает требованиям рыночной экономики. Кризисное состояние предприятий отрасли осложняется нестабильностью внешней среды: условия становятся все более непривычными и неузнаваемыми, повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятий; возрастает число появления неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость. В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы с позиции прошлого опыта или его экстраполяции: для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Именно эти методы и должны лежать в основе моделей и инструментов стратегического управления.

Содержание работы

Актуальность темы исследования………………….…………………...3
Степень изученности……………………………………………………..4
Гипотеза…………………………………………………………………...5
Проверка гипотезы…………………………………………………..…...6
Умозаключение….………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Региональные рынки современного мирового хозяйства05.10.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Актуальность темы исследования………………….…………………...3
  2. Степень изученности……………………………………………………..4
  3. Гипотеза…………………………………………………………………...5
  4. Проверка гипотезы…………………………………………………..…...6
  5. Умозаключение….………………………………………………………..8

Список использованной литературы……………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуальность темы исследования

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что управление развития региональных рынков в современном мировом хозяйстве не отвечает требованиям рыночной экономики. Кризисное состояние предприятий отрасли осложняется нестабильностью внешней среды: условия становятся все более непривычными и неузнаваемыми, повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятий; возрастает число появления неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость. В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы с позиции прошлого опыта или его экстраполяции: для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Именно эти методы и должны лежать в основе моделей и инструментов стратегического управления. [1, с.27]

В исследовании использованы труды зарубежных ученых И. Ансоффа, А.Вайсмана, П. Друкера, Ж.Ж. Ламбена, М. Портера и др., а также отечественных – Н.С. Куприянова, Н.Ю. Кругловой, А. Разумовской, А.М. Бакиевой, А.К. Богерука, В.Н. Виноградова, В.А.Власова, М.Ф. Вундцеттеля, Л.А. Кудерского, А.Н. Люкшинова, Т.П. Михелеса, О.А.Панова, М.Г. Ратгауза, Н.Н. Тренева, Р.А. Фатхутдинова, В.В. Холодова и др.

Анализ степени изученности проблемы свидетельствует о том, что она нуждается в дальнейших исследованиях. Многие авторы исследуют базисные модели выживания и развития предприятий в условиях рынка без надлежащей связи с теорией стратегического управления в агропромышленном комплексе.

Кроме того, в исследованиях не берутся в расчет региональные специфические условия и особенности развития регионального рынка. Эти и другие аспекты изученности проблемы предопределили актуальность наших исследований.

  1. Степень изученности

 

Мировая экономика  является  сложной  системой,  включающей  множество разнообразных  элементов  и  основу   которой   образуют   международное   и ограниченное  рамками   отдельных   государств   национальное   производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.  Каждая из  этих  фаз  мирового  воспроизводственного  процесса  как  в   глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от  их  места  и доли  в  целом,  оказывает  влияние   на   функционирование   всей   мировой хозяйственной системы.

Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят  государства, отличающиеся  социальной  структурой,  политическим   устройством,   уровнем развития  производительных  сил  и  производственных  отношений,   а   также характером, масштабами и методами международных экономических отношений. [4, с.31]

Ведущее положение в мировом хозяйстве в настоящее время занимают  семь наиболее  промышленно  развитых  стран:  США,  Япония,   Канада,   Германия, Франция,  Великобритания  и  Италия.  На  их  долю  приходится   более   80% промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС)  и  около 60% всего мирового  промышленного  производства,  соответственно  70  и  60% производства электроэнергии, более 60 и около 50% экспорта товаров и услуг.

По своей экономической сущности региональный рынок мирового хозяйства – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно- директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

- общего объема спроса и объема  спроса на отдельные группы  и виды товаров;

- структуры спроса одноименных  товаров различных предприятий;

- сезонных колебаний спроса  по отдельным товарам;

- требований покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

 

  1. Гипотеза

 

Региональные особенности занятости и функционирования региональных рынков проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти. Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительно занятия учебных мест в сфере профобучения  и рабочих мест в сфере экономики составляет двуединую цель управления трудовым ресурсам и совокупностью рабочих мест, занятостью как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

 

  1. Проверка гипотезы

 

Региональные рынки мирового хозяйства неоднородны. Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования. [4, с.36]

Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе.

Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен.

Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

- потребительский рынок (рынок благ);

- рынок земли и недвижимости;

- рынок труда;

- рынок капиталов (кредитный рынок  и рынок ценных бумаг);

- рынок информации;

- рынок природных ресурсов;

- рынок культурных ценностей;

- рынок образовательных услуг  и др.

Все региональные рынки мирового хозяйства взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

Региональный рынок мирового хозяйства воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения – реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона. [2, с.127]

Однако в условиях современной мировой экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, а система рынков только складывается, потребительский рынок также только формируется.

Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъективная определенность регионального потребительского рынка.

Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем, что регион – это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных  или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность.

 

5. Умозаключение

 

Таким образом, основными целями региональной политики в мировой экономике являются:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной  социальной защиты, гарантирование  социальных прав граждан;

- выравнивание условий социально-экономического  развития регионов;

- предотвращения загрязнения окружающей  среды, а также ликвидация последствий  ее загрязнения, комплексная экологическая  защита регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

- максимальное использование природно-климатических  особенностей регионов;

- становление и обеспечение  гарантий местного самоуправления.

Рыночные механизмы регулирования развития отраслей народного хозяйства вносят существенные коррективы в деятельность всей системы, подчиняя спросу на нее на рынке услуг такого вида стратегию предприятий, ассоциаций, объединений.

Формирование новых субъектов рыночных отношений в сфере производственных услуг обусловливает и совершенно иной характер отношений по сравнению с теми, которые были присущи прежней форме отношений. В значительной степени это предопределено  конкуренцией и совершенно иной мотивацией предпринимательской деятельности субъектов рыночных отношений в регионах. [4, с.35]

Таково в основном положение некоторых региональных рынков. Система рынков товаров и услуг практически получила развитие во всем мире. Хотя, естественно, есть существенные различия в их ассортименте и эффективности функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бандурин В.В., Рацич Б.Г., Чатич М.Г. Глобализация мировой экономики  М.: Буквица, 2007
  2. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: Ростов н/Д: 2008
  3. Галиуллина Р.Р. Резервы экономического роста предприятий и организаций: сборник материалов IV Всероссийской научно- практической конференции.
  4. Михайлова, Н. А. Теоретико-методологические аспекты исследования конъюнктуры региональных аспектированных рынков / Н. А. Михайлова, А. Э. Калинина // Региональная экономика. – М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2007. – № 13.
  5. Пенза: РИО ПГСХА. – 2009, – 0,2 п.л.
  6. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник. М., ЮРИСТЪ, 2005
  7. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – С.-Пб.: Изд-во Питер, 2005

Информация о работе Региональные рынки современного мирового хозяйства