Региональные вопросы экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:00, доклад

Описание работы

В статье рассматриваются методологические вопросы региональных проблем экономической безопасности, характеризуются основные принципы, задачи и приоритеты государственного регулирования регионального развития, анализируются социально-правовая конгруэнтность феномена экономической безопасности и его институциональные вопросы в регионах Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Региональные вопросы экономической безопасности.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

В статье рассматриваются методологические вопросы региональных проблем экономической безопасности, характеризуются основные принципы, задачи и приоритеты государственного регулирования регионального развития, анализируются социально-правовая конгруэнтность феномена экономической безопасности и его институциональные вопросы в регионах Российской Федерации.

В действующем законодательстве до настоящего времени не представлены нормативные акты, в общем и  целом регулирующие региональные вопросы (понятия «регион» и «субъект федерации» не тождественны), следовательно, нет определенности по поводу соответствующих терминов и понятий. Однако на стадии подготовки находятся два проекта федеральных законов, непосредственно касающихся регионов. Речь идет о проектах федеральных законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» и «О федеральных целевых программах регионального развития» [1].

При этом нельзя не согласиться  с толкованием понятия «регион» авторами проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» [2]. В статье 2 проекта отмечается, что «регион – часть территории РФ, характеризующаяся природными, социально-экономическими, национально-культурными и иными особенностями. Территория региона может совпадать с административными границами территории субъекта Российской Федерации либо включать в себя территории нескольких субъектов Российской Федерации».

 В целях использования  указанного понятия в контексте исследования экономической безопасности регионов необходимо уточнить его и определить региональный аспект рассмотрения тех или иных нормативных проблем. С нашей точки зрения, региональный аспект изучения нормативной проблемы есть теоретическое и/или практическое рассмотрение нормативных вопросов части территории страны, характеризующейся одинаковыми либо сходными природными, социально-экономическими, национально-культурными и другими особенностями. Регион может совпадать с административными границами территории субъекта Российской Федерации, включать в себя территории нескольких субъектов, одного или даже нескольких федеральных округов, включая в себя одновременно территории всех муниципальных образований на указанных выше территориях, в зависимости от того, какие сходные особенности выбраны для определения отдельного региона.

Соответственно, основной целью  государственного регулирования регионального  развития является внешнее (федеральное) или внутреннее воздействие на экономическую, финансовую, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую и другие виды деятельности в регионах в целях устойчивого и сбалансированного функционирования регионов, повышения уровня жизни проживающего на их территориях населения. На основе различных видов регионального мониторинга, по поводу которых еще не достигнуто определенности у законодателя и которым должна выступать постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемая для установления приоритетов и задач регионального развития, выявления конфликтов и сдерживающих факторов осуществления государственной региональной политики, в целях государственного регулирования регионального развития, в свою очередь, должны составляться прогнозы развития регионов – научно обоснованные обобщения анализа места данных регионов в общем социальном, национальном, инфраструктурном, культурно-историческом и экономическом пространстве Российской Федерации.

Исходя из данных прогнозов  развития регионов, необходимо рассмотреть  нормы и нормативы, обусловливающие приоритеты государственного регулирования регионального развития, которые представляют собой наиболее значимые и определяемые стратегические цели внутренней и внешней политики государства в направлении деятельности органов государственной власти и ее субъектов по совершенствованию отношений в сфере экономической, финансовой, социальной, инвестиционной и внешнеэкономической политики в исследуемый период. Инструментами государственной региональной политики могут являться федеральные и местные целевые программы и федеральные фонды регионального развития, а также инструменты финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной, других направлений государственной политики, применяемые в региональном аспекте.

Под целевой программой регионального развития можно понимать правовые, организационные, экономические, финансовые, социальные и иные мероприятия, направленные на развитие инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона России, обеспеченные финансовыми и прочими материальными средствами [3].

Указанный выше законопроект предусматривает, что основными  задачами государственного регулирования  регионального развития выступают: обеспечение условий для повышения  уровня жизни населения и сокращения различий социально-экономического развития в регионах; формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учетом интересов территориального и регионального развития; создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов; содействие развитию условий формирования территориальной структуры отечественной экономики на основе использования ресурсов регионов; создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении федеральных и региональных проблем социально-экономического развития страны [4].

Выполнение основных задач  развития регионов неотделимо от принципов  государственного регулирования регионального  развития, которыми являются: государственная  и территориальная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; равноправие между субъектами РФ; согласованность интересов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов; самостоятельность осуществления полномочий органами государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации [5].

При разработке и реализации механизмов регулирования регионального развития должны учитываться интересы органов местного самоуправления и обеспечиваться их участие в данном процессе.

С нашей точки зрения, вопрос о системе экономической  безопасности регионов не может получить законодательного оформления до тех  пор, пока понятийно и терминологически, с одной стороны, и нормативно-практически – с другой, не будет достигнута полная определенность в отношении региональной проблематики. Поэтому в целях формирования системы экономической безопасности регионов главным на сегодняшний день является скорейшее принятие в качестве полноправных федеральных законов законопроектов «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» и «О федеральных целевых программах регионального развития» с соответствующими уточнениями, в том числе и введением в один из законов новой статьи, нормативно формулирующей понятие региональной экономической безопасности и в общем виде определяющей систему мер по обеспечению экономической безопасности региона. При подготовке этой части закона можно использовать и теоретические разработки, представленные в настоящем исследовании.

В нашем понимании региональная экономическая безопасность может толковаться как адекватная система мер, обеспечивающих защищенность того или иного региона в экономической сфере, предохраняющая его от несанкционированного деструктивного воздействия (действия угроз) и позволяющая осуществлять внутреннее и внешнее воспроизводство экономики данного региона.

Серьезный теоретический  и методологический анализ приводит к однозначному выводу о том, что  сущностным определением региональной экономической безопасности по отношению  к федеральному правовому понятию экономической безопасности становится явно выраженная социально-правовая конгруэнтность данных социальных правоотношений. Последняя означает, что на региональном уровне, в качестве главной составляющей которого может выступать субъект РФ, все основные характеристики экономической безопасности – сущность, система, механизм, модель, направления, элементы, сферы, области – и все существенные ее определения, такие как: деструктивные факторы (угрозы), границы, структура, формы, схемы деятельности, формы деятельности, факторы, сложность обеспечения, уровень и степень обеспечения; понятия защиты и обеспечения, оперативного управления, источника угрозы, формы обеспечения и т.д., – объективно представлены и являются аналогичными, но каждый раз в различных объемах, задающих конгруэнтного плана региональную фрагментарность экономической безопасности [6].

Региональная  конгруэнтная фрагментарность задает каждый раз в самых широких  рамках различающийся объем представленности той или иной внутренней составляющей категории экономической безопасности исходя из его географического, экономического, социального, политического положения и других особенностей.

Действительно, в зависимости от особенностей региона  та или иная составляющая экономической безопасности может быть как стремящейся к бесконечно малым величинам, так и достаточно широко представленной в деятельности региона, однако каждый раз объем представленности этой составляющей будет значительно меньше объема той же составляющей на федеральном уровне.

Сделав вывод  о социально-правовой конгруэнтности понятия экономической безопасности в регионах, следует обратиться к  характеристикам институционального аспекта экономической безопасности на региональном уровне. Любой региональный общественный институт, в том числе и обеспечивающий экономическую безопасность, можно рассматривать как отличающуюся целостной замкнутостью, «капсюлированную» социальную форму, обеспечивающую выполнение отдельной общественно полезной функции или ряда таких функций, комплексно выполняющую конкретно определенные социальные цели и задачи в какой-либо области общественной жизни.

Введенное нами понятие социально-правовой конгруэнтности характеризует и институциональные  формы, обеспечивающие экономическую  безопасность на региональном уровне. Эти формы подобны выделенным нами ранее федеральным формам, но представлены в меньшем объеме. Таким образом, современная институциональная система обеспечения экономической безопасности регионов связана прежде всего с представительством различных структур на уровне округов и отдельных субъектов Федерации со стороны федеральных органов власти, а также структурами органов власти данных субъектов, выполняющими различные, аналогичные федеральным, функции либо уполномоченными от имени федеральных органов на выполнение функций по обеспечению экономической безопасности.

Что касается федерального представительства, то региональными  структурами на уровне округов субъектов  Федерации обладают: Президент –  институт полномочных представителей Президента РФ в округах [7], Государственная Дума Федерального Собрания – представительные органы власти субъектов Федерации, Правительство – исполнительные органы власти субъектов РФ. Представительство в субъектах Федерации в виде различных структур имеют: судебная система, Арбитражный суд, Вооруженные силы, ФСБ, органы государственной охраны, органы ведомственной охраны, таможенные органы, налоговые органы, органы милиции, внутренние войска МВД, органы по гражданской обороне и ЧС в РФ, антимонопольный орган, Торгово-промышленная палата, Международный коммерческий арбитраж, органы государственного технического надзора. На региональном уровне широко представлены вневедомственная и другие виды частной охраны.

Несмотря на то, что некоторые субъекты Федерации, например город Москва, уже располагают собственными структурами, непосредственно направленными на обеспечение экономической безопасности, институциональное формирование таких структур на региональном уровне находится в зачаточном состоянии. С нашей точки зрения, на первом этапе институционализации структур, осуществляющих экономическую безопасность в регионах, целесообразно на уровне округов введение соответствующих отделов по вопросам региональной экономической безопасности в рамках структуры под управлением полномочных представителей Президента РФ в округах, а на уровне субъектов Федерации – отделов по обеспечению региональной экономической безопасности в рамках структур под непосредственным управлением глав субъектов Федерации. Создание данных структур необходимо, в первую очередь, в целях координации усилий федеральных и местных органов власти в области обеспечения экономической безопасности (которая на сегодняшний день отсутствует), сбора и обобщения соответствующей региональной информации, общего мониторинга и мониторинга угроз для нужд регионального руководства, а также для комитетов Совета Безопасности РФ. Более того, на уровне округов данные структуры должны способствовать разрешению различных противоречий, возникающих вследствие конкурирующих экономических интересов субъектов Российской Федерации того или иного округа, а на данном уровне – конкурирующих экономических интересов крупных хозяйствующих субъектов и, возможно, муниципальных образований отдельного субъекта.

 

Библиографический список:

1. Проект Федерального закона РФ № 18259-3 «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» (редакция, подготовленная ГД ФС РФ ко второму чтению 20.11.2002 г.) // Документ опубликован не был (КонсультантПлюс); Проект Федерального закона РФ № 68749-3 (ко второму чтению) «О федеральных целевых программах регионального развития» // Документ опубликован не был (КонсультантПлюс).

2. Данный законопроект  внесен депутатами Государственной  Думы РФ Ю.М. Коневым, Л.А.  Иванченко, В.И. Бородаем, М.Е. Бугерой,  В.И. Гришиным.

3. ст. 2 проекта Федерального закона РФ № 18259-3 «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» (редакция, подготовленная ГД ФС РФ ко второму чтению 20.11.2002 г.).

4. ст. 3 Проекта Федерального  закона РФ № 18259-3 «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» (редакция, подготовленная ГД ФС РФ ко второму чтению 20.11.2002 г.).

5. Более подробно см. ст. 5 проекта упомянутого федерального  закона.

Информация о работе Региональные вопросы экономической безопасности