Регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного проекта определяется тем, что на сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Безработица является одной из немногих социально-экономических проблем, которая касается любого человека. Под безработицей принято понимать несоответствие на рынке труда, когда количество людей, желающих найти работу, превышает труда. Основная задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Содержание работы

Введение


1 Теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе…………………………………………………………6

1.1 Экономическая сущность занятости и безработицы, виды безработицы………………………………………………………………..6

1.2 Особенности российского рынка труда и безработицы……………25

1.3 Роль центра занятости населения на рынке труда и регулирование занятости…………………………………………………………………..45

2 Анализ безработицы в Нижнеломовском районе……………………57

2.1 Организация управления рынка труда в Нижнеломовском районе……………………………………………………………………...57

2.2 Показатели безработицы в Нижнем Ломове………………………..63

2.3 Перспективы и прогнозы по улучшению безработицы в Нижнеломовском районе………………………………………………...65

3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года……………………………………………..78

3.1 Мероприятия направленные на улучшения последствий безработицы………………………………………………………………78

3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест………...82
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы………………………………………………………………85

Заключение

Список используемых источников информации

Приложения

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование безработицы в муниципалитете Н.Ломов.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему  разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и техники, организации управления.

      Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от "полностью и всегда занятого" до "возможно безработного", возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

      Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

 

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

      В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

      В "Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 2011-2013 год" предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

       Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

       На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово - кредитной,  структурной, инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

 

2.Согласование социальной, демографической,  миграционной политик с целями  и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и  социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других  структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

       В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

        Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций.

        Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

 

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

        Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1. анализировать и прогнозировать  состояние рынка труда;

2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3. информировать обращающихся работников  и работодателей о возможности  получения работы и обеспечения  рабочей силы;

4. оказывать гражданам помощь  в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

5. организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации граждан в учебных  заведениях службы занятости  и других учебных заведениях;

6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

7. регистрировать безработных и  оказывать им помощь в пределах  своей компетенции;

8. разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости;

9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

 

10. оплачивать стоимость профессиональной  подготовки и переподготовки, если  трудоустройство требует получение  новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

12. публиковать статистические  данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Кроме того, служба занятости имеют  право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства фонда занятости направляются на:

1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;

2. организацию общественных работ;

3. выплату пособий по безработице  и материальной помощи;

4. возмещение затрат пенсионному  фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

5. мероприятия по созданию и  сохранению рабочих мест;

6. расходы по анализу рынка  труда, разработке программ занятости,  информационного обеспечения, рекламы,  научно - исследовательской деятельности  и на содержание органов  занятости.

 

        Федеральная  служба занятости, имея централизованное  финансирование, оказывает услуги  бесплатно как гражданам, так  и работодателям, пропагандируя  их сведения о вакансиях.

       Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2 Организация управления  рынка труда в Нижнеломовском районе

2.1 Организационная  структура биржи труда

Организационная структура  биржи труда носит более упрощенный характер, чем обычная товарная или  фондовая биржа. Так, в частности, при  организации биржи труда основополагающее влияние на ее структуру оказывает тесная связь работы биржи труда с потребностями государства и проводимой ею социально-экономической политикой. Биржи труда, пожалуй, наиболее тесно, чем остальные биржевые объединения ,сливаются с государственными структурами, и нередко за чисто внешней оболочкой, носят полные фактические признаки госучреждения.. Биржа труда  в Нижнеломовском районе состоит из следующих управленческих звеньев:

Общее собрание членов биржи - ревизионная комиссия  -  биржевой комитет  -  арбитражная  комиссия     котировальная комиссия   -   президиум биржевого комитета

Биржевой аппарат -

Управляющий биржевым аппаратом 

1 зам.управляющего

2 зам.управляющего

3 зам.управляющего

старший маклер

центр экономического анализа

информационный центр

АХО

маклериат

дог.-прав.отдел с арбитражем

отдел орг-ии и обеспечения

биржевой музей

транс.-тариф. отдел

биржевое издательство

отдел соверш. биржевой торговли

    Центр экономического  анализа осуществляет:

- контроль за конъюнктурой на рынке труда;

- подготовку конъюнктурных  обзоров;

- анализ социологических,  экономических и других факторов, способных повлиять на конъюнктуру  рынка;

- конъюнктурные прогнозы;

- бесплатные консультации  по трудовым вопросам.

     Договорно-правовой отдел с арбитражем осуществляет:

- оформление договоров  между партнерами по сделке;

- юридическое оформление  трудовых сделок, контролирует правильность  их осуществление инспекторами  кадров на местах;

- контроль правомерности  действий участников трудовых соглашений;

- подготовку дел к  рассмотрению их в арбитражной  комиссии, в случае трудового  спора.

     Транспортно-тарифный  консультационный отдел осуществляет:

- организацию и обеспечение  доставки трудовых соглашений  и документации;

- консультирование по вопросам, связанным с оформлением договоров;

- подготовку предложений  по эффективным способам реализации  соцзаказов на необходимые трудовые  ресурсы;

- оформление расчетов  за выполненные заказы.

 Отдел совершенствования  биржевой деятельности осуществляет:

- анализ уровня развития и состояния дел на данной бирже;

- поиск путей повышения  эффективности и качества работы  биржи;

- разработка и внедрение  нововведений, побуждающий биржевой  аппарат к более активной деятельности;

- изучение опыта организации  аналогичной биржевой деятельности в стране и за рубежом.

 Информационный центр  обеспечивает:

- получение, хранение  и обработку всей циркулирующей  информации;

- оказание членам и  посетителям биржи услуг по  проведению необходимых расчетов, а также по информационному обслуживанию.

 Отдел организации  и обеспечения биржевой деятельности  осуществляет:

- содержание биржевого  здания в надлежащем порядке;

- обеспечение биржи  коммерческой информацией;

- обеспечение членов  биржи необходимыми материалами  и условиями для заключения договоров.

 Административно-хозяйственный  отдел осуществляет:

- традиционные хозяйственные  задачи;

- решение задач, связанных  с ведением бухгалтерских дел,  решение вопросов по оплате  труда и кадрам.

 Инспекторы по трудоустройству  обеспечивают:

Информация о работе Регулирование безработицы