Регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.

Содержание работы

Введение

1. Государственное регулирование экономики

2. Цена и ценообразование

3. Контроль над ценами и необходимость их регулирования

4. Государственное регулирование цен

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Тема 25 Регулирование цен (Микроэкономика).docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

Либералы  рассматривают рыночную экономику  в основном как самостоятельную систему, которая может эффективно функционировать при минимальном вмешательстве государства. Консерваторы со времен Кейнса видят возможности решения экономических проблем (таких, как нарушение стабильности экономического роста, повышение уровня безработицы, рост цен (инфляция), нарушение равновесия платежного баланса) в применении соответствующих мер со стороны государства. Либералы, наоборот, часто связывают негативные явления в функционировании рыночной экономики с чрезмерным  вмешательством государства в экономические процессы и ограничением возможностей саморегулирования рыночной экономики. В различных странах с развитой рыночной экономикой преобладает то одно, то другое научное течение, то одна, то другая государственная политика. Из этого можно сделать вывод, что мир движется в направлении усиления государственного регулирования экономики. К этому общество подталкивает тот факт, что рыночная экономика не в состоянии эффективно решать целый ряд жизненно важных социальных вопросов на основе присущих ей стихийно действующих законов.

Одной из важнейших форм государственного регулирования  экономической жизни стало воздействие государства на процессы ценообразования. Роль и значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни общества в  странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают. Практика выработала целый ряд методов регулирования цен.

К прямым методам регулирования цен относится:

  • административное установление уровня цены;
  • запретительные меры, направленные на недопущение роста цен сверх определенного уровня («замораживание» цен);
  • установление предельного уровня цен, выше которого цены не должны подниматься;
  • регламентирование уровня рентабельности, торговой надбавки.

К косвенным  методам регулирования цен можно  отнести:

  • систему налогообложения;
  • регламентирование состава затрат, включаемых в себестоимость;
  • запретительные меры, направленные против монополистической деятельности, на поддержку добросовестной конкуренции;
  • установление правил, по которым устанавливаются цены.

Соотношение использования методов регулирования  характеризует степень воздействия государства на ценообразование.

Каждая  рыночная экономика развивается  циклически. Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объема производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.

Конкурентные  рынки в целом работают хорошо. Чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. В частности, на том рынке где один – единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены – очень высокими.

Так определяются монополисты. Монополист – единственный продавец (производитель) товара, услуги. Монополисты могут поучать прибыли, ограничивая объем продаж и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители в коечном счете платят больше, чем должны. Некоторые монополии практически неизбежны. Большинство предприятий коммунального обслуживания таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки при своём непосредственном участии. Другие монополии могут создаваться искусственным образом – путем различных манипуляций фирм. В их деятельность государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов. Стремясь сделать конкуренцию более энергичной и препятствовать монополиям или попыткам осуществлять контроль за предложением.

В большинстве  промышленно развития стран рынки  редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки различными способами – через финансовую, налоговую, таможенную и бюджетную политику.

Административное  регулирование цен производится на основе следующих методов:

  • установление фиксированных цен и тарифов;
  • установление предельных цен и тарифов;
  • установление предельных коэффициентов изменения цен;
  • установление уровня рентабельности.

Декларирование  цен осуществляется путем сообщения  в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Со 2 января 1992 года административное регулирование  цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а так же, основные виды услуг. Объём этих товаров составил всего 10% в товарообороте страны.

Местным органам разрешалось менять эти  коэффициенты.

Регулирование цен в 1992 и 1993 гг. осуществлялось на основе предельной рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25 – 50% к затратам.

Структура свободной оптовой и свободной  отпускной цены состоит из следующих  элементов: себестоимость, прибыль  предприятия – изготовителя товара, акциз и НДС. Структура свободной  цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена, торговая надбавка плюс НДС на торговую надбавку.

7 марта  1995 года Правительство Российской  Федерации приняло Постановление за номером 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором отмечается: «…не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйственных субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции   производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

  В  перечень продукции производственно  – технического назначения, товаров  народного потребления и услуг,  на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти входят:

  • газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно– строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению)
  • продукция ядерно – топливного назначения
  • электроэнергия и теплоэнергия.

Тарифы, которые регулируются:

  • перекачка, перевалка и налив нефти;
  • продукция оборонного значения;
  • протезно – ортопедические изделия;
  • перевозки грузов, погрузочно- разгрузочные работы на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  • обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
  • отдельные услуги почтовой и электронной связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню утвержденному Правительством РФ.

Перечень  продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ:

  • газ населению и жилищно- строительным кооперативам;
  • электроэнергия и теплоэнергия;
  • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта в городском (включая метро) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
  • оплата население жилья и коммунальных услуг;
  • ритуальные услуги;
  • услуги водоснабжения и канализации;
  • торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского значения;
  • услуги почтовой и электронной связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;
  • перечень услуг транспортных снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;
  • снабженческо- сбытовые и торговые надбавки к ценам  на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;
  • наценки на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и т. д.

Для решения  вопроса об установлении цен, необходима информация, которую следует тщательно  подвергнуть изучению и анализу.

Обычно  информацию собирают по следующим основным направлениям:

  • рынок труда;
  • тип конкуренции;
  • конкуренты;
  • правительственная политика;
  • объемные и качественные показатели по производству конкретного товара.

В заключении отметим, что  очень важным является государственное регулирование цен естественных монополий, так как они в основном производят такую продукцию, которая необходима для нормального функционирования большинства предприятий и составляет значительную часть потребляемых ими ресурсов, поэтому неплатежи предприятий за продукцию естественных монополий могут привести к кризису в масштабах всей экономики страны. Распространение неплатежей является результатом ценовой дискриминации со стороны естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и неограниченных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Если  бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьезных  недостатков, то не было бы и необходимости  их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок не обязательно  гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

В соответствии со ст.71 Конституции РФ в ведении  государства находятся основы ценовой политики.

Цены  являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических  точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования  - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая  политическая экономия рассматривала  свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, - вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом ГРЭ. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В каждой стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Информация о работе Регулирование цен