Регулирование занятости и государственная политика в этой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:24, реферат

Описание работы

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Файлы: 1 файл

Национ.docx

— 31.18 Кб (Скачать файл)

• утверждение размера, порядка  начисления и расчета пенсий и  пособий;

• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;

• индексация доходов и сбережений.

Меры косвенного регулирования  доходов и заработной платы включают:

• эмиссию денег;

• контроль над инфляцией и валютным курсом;

• налоговые льготы благотворительным  организациям, а также фирмам и  частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;

• налоговые льготы малому предпринимательству;

• тарифно-квалификационные справочники  рабочих и служащих.

В частном секторе государство  косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные  акты носят рекомендательный характер.

Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов - от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят  от него. Рыночный механизм саморегулирования  устанавливает цену факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских  способностей. Государственное регулирование  доходов и заработной платы создает  условия для установления взаимосвязи  доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан  в увеличении личных доходов.

Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она  играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося  снижения жизненного уровня доверие  населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия - непременное условие выхода из кризиса - будет зависеть от роста  доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.

                      

Мировая практика показывает, что  на современном этапе развития производительных сил решающим фактором экономического роста являются инвестиции (вложения), связанные с формированием и  развитием человеческого капитала. И, действительно, по данным Всемирного банка, основанным на изучение экономик 192 стран мира, только 16% экономического роста обусловлена физическим капиталом, 20% – природным, 64 %– человеческим капиталом.

Индустриально-инновационное развитие любой страны, в том числе и  Казахстана, требует колоссальных затрат и ресурсов в качественную подготовку и развитие собственного человеческого  капитала. Ведь только высококвалифицированные  работники и успешные предприниматели  являются мощным гарантом достижения высокой экономической эффективности  того или иного социума.

Под человеческим капиталом в обществоведческой  литературе понимается воплощенный  в человеке запас способностей, знаний, навыков, а также моральных мотивов и установок. Являясь функциональной составляющей инновационного производства, человеческий капитал обобщает знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью. Он выступает формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека, ведет человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной выгоды и различного рода преимуществ перед конкурентами.

Человеческий капитал в аспекте  интеллекта, образованности и квалификации людей играет главенствующую роль в  формировании конкурентоспособной  среды. Складывается новый мировой  порядок, когда индустриально-инновационное  развитие страны подразумевает высокие  качественные параметры работников. Перед Казахстаном в этом плане  стоит сложнейшая проблема созидательного формирования и качественного наращивания  собственного человеческого капитала, от которого зависит, войдет ли он в  число 30-ти наиболее развитых стран, как  это намечено в Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации  Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства».

Человеческий капитал представляет собой очень сложное и по своей  сути комплексное социально-культурное и экономическое явление. Оно  само вбирает в себя такие разнопорядковые явления, как вклад образования в экономический рост, спрос на образование и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда и т.д.

Под человеческим капиталом понимаются, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного работника, с другой, инвестиции государства, предприятия  и самого человека на формирование и постоянное совершенствование  этих способностей.

Благодаря двум американским ученым, экономистам Теодору Шульцу и  Гарри Беккеру во второй половине ХХ века была создана теория человеческого  капитала. За свои разработки по данному  разделу экономического анализа  они оба были удостоены звания лауреатов Нобелевской премии.

Сам термин «человеческий капитал» впервые появился в работах Т. Шульца, интересовавшегося трудным  положением слаборазвитых стран. Он заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим  капиталом». Что касается Т. Беккера, то он создал теоретико-практическую модель человеческого капитала и издал  по этому поводу монографию «Человеческий  капитал».

Реализация казахстанской социальной модели базируется на принципах единства и взаимодействия экономических, социальных и экологических проблем. Основу такой модели составляют: устойчивый экономический рост и проведение экономической политики, способствующей созданию «информационного», «постиндустриального»  общества в Республике Казахстан.

Важнейшей подсистемой казахстанской  социальной модели является социально-трудовая сфера. Она определяется наличием необходимых  условий для формирования и развития профессионально-квалификационного  и интеллектуального капитала общества, высокой степенью защиты интересов  работников, соблюдением их прав в  сфере труда и занятости. Важно  отметить, что данная подсистема дает возможность нашим людям развивать  свои созидательные способности.

Человеческий капитал: профессиональная квалификация, здоровье, образование, интеллектуальный потенциал являются главными факторами устойчивого  экономического развития и повышения  конкурентоспособности страны. Ведь именно эти социальные компоненты человеческого  капитала непосредственно связаны  с экономическими факторами –  трудовой активностью, уровнем доходов  и качеством потребления, конкурентоспособностью рабочей силы. Иначе говоря, социальные факторы воздействуют на экономические процессы через человеческий капитал.

В свою очередь, повышение качества человеческого капитала, т.е. его  наращивание  зависит от состояния и уровня развития отраслей социального комплекса — образования, здравоохранения, науки, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Социально-экономическую основу для  устойчивого экономического развития составляют отрасли и сферы образования, науки, здравоохранения, культуры. Поэтому  в современном Казахстане функции  государства меняются в сторону  увеличения расходов и инвестиций, направляемых на образование, науку, здравоохранение, социальное обеспечение, создание новых  рабочих мест, жилищную политику.

Это говорит о том, что задача развития человеческого потенциала в независимом Казахстане формулируется  как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных  социальных секторов – образования, культуры, здравоохранения, науки. Все  они являются составными элементами казахстанской социальной модели.

В Послании Президента Н.Назарбаева «Казахстан — 2050», имеющего колоссальное стратегическое и эпохально-историческое значение, подчеркивается актуализация создания экономических и социальных условий  для реализации творческого потенциала человека и формирования конкурентоспособного человеческого капитала. Идея Главы  казахстанского государства заключается  в том, что инновационная политика Казахстана сейчас и на перспективу  должна быть по содержанию и сути именно творческим проектом, целью которого должно являться наращивание образовательно-культурного капитала и творческой активности личности и социальных групп, прежде всего семьи, конкретного коллектива-персонала фирм, предприятий, организаций (больших, средних, малых). В Казахстане началась огромная созидательная работа всего общества и всех граждан, всех государственных структур по формированию конкурентоспособного человеческого капитала, отвечающая вызовам ХХІ века.

В этом масштабном архиважном процессе для исторической судьбы нашей страны в ХХІ веке важнейшая роль принадлежит  государственной идеологии. Ведь идеология, как теоретический уровень общественного  сознания, формулирует цель развития социума и без нее не может  быть управляемого общественного развития. Новая общественная идеология и, в целом, новое казахстанское  общественное сознание, должны нацелить каждого казахстанца на то, что главной формой богатства страны становится опережающей уровень интеллектуального и духовного развития населения, принимающий форму человеческого капитала и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности.


Информация о работе Регулирование занятости и государственная политика в этой области