Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 19:48, реферат
Регулирование занятости является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы (безработицы) система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
1. Цели и задачи регулирования занятости.....…………………………….……3
2. Регулирование занятости в странах с развитыми рыночными
отношениями……………………………………………………………….……. 5
2.1 Швеция…………………………………………………..………………….....7
2.2 США….…………………………………………………..…………………....9
2.3 Япония.....………………………………………………..…………………...10
Список используемой литературы……………
Тема: Регулирование занятости в странах с развитыми рыночными отношениями
Содержание
1. Цели и задачи регулирования занятости.....…………………………….……3
2. Регулирование занятости в странах с развитыми рыночными
отношениями…………………………………………………
2.1 Швеция…………………………………………………..………
2.2 США….…………………………………………………..…………
2.3 Япония.....……………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………..
1. Цели и задачи регулирования занятости
Регулирование занятости является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы (безработицы) система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в той сфере деятельности, в какой они могут наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности.
1) содействие в профессиональной подготовке и переподготовке (высокие темпы технологических и организационных изменений в экономике требуют постоянного повышения квалификации персонала. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются как на базе региональных центров занятости, так и на предприятиях. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот);
2) помощь в трудоустройстве
(содействие контактам между
3) содействие самозанятости и предпринимательству (направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других, развитие малого предпринимательства);
4) организация общественных работ (недостатком общественных работ является то, что они, как правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы);
5) помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.
Сегодняшняя политика регулирования занятости
в развитых странах это хаотическая смесь
из останков кейнсианской стратегии, монетаристских
рекомендаций, рецептов экономического
предложения, индустриальной политики,
институциональной политики, институциональных
рекомендаций различного рода. В настоящее
время она реализуется по трём основным
направлениям:
1) макроэкономическое
регулирование,
2) модификация сложившихся институтов рынка труда,
3) программы прямого
государственного
2. Регулирование занятости в странах с развитыми рыночными отношениями
Развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем ВВП. В таких странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни.
конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.
Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
Выделяются следующие ключевые направления государственного регулирования труда и занятости:
— установление системы свободного выбора труда;
— законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;
— установление минимального размера оплаты труда;
—
2.1 Швеция
Основная цель регулирования занятости в Швеции - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности.
Характеризуется созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов.
Политика регулирования занятости включает в себя четыре основных элемента:
1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
иями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;
- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных, оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
- организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до шести месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной профессии;
- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение
на помощь тем, кто без поддержки и содействия государства не могут трудоустроиться и адаптироваться к работе, а так же в том, что она носит опережающий характер, т.е. предусматривает заблаговременное создание рабочих мест или мест в системе переподготовки кадров. Одним из показателей эффективности регулирования занятости в стране является движение нормы безработицы. В Швеции долгие годы она стабильно держится на уровне 1,5-2 %. Последний, несомненно, определённый результат политики на рынке труда.
2.2 США
Государственное регулирование занятости в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования занятости в США: программы по стимулированию роста занятости и
ынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны – его трудового потенциала.
2.3 Япония
Государственная политика регулирования занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западноевропейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия.
Одной из характерных черт регулирования занятости в Японии является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечить занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. В зависимости от стажа работы устанавливается уровень заработной платы.
Уровень безработицы в Японии достаточно низкий, проводится
Острота проблем занятости в целом и обеспечение работой лиц среднего и пожилого возраста заставляет государство искать пути решения. Монополии оказывают противодействие государству, это свидетельствует о том, что роль государства в регулировании занятости ограничена рамками классовых интересов.
В последнее время Японии пришлось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы (в 2000 г. – 49%). В средне- и долгосрочной перспективе в японской промышленности ожидаются структурные изменения, обусловленные глобализацией экономической деятельности и развитием информационных технологий. Это, несомненно, повлияет на ситуацию на рынке труда. В связи с чем в последние годы, исходя из задач структурной перестройки экономики, Министерство труда Японии разрабатывает и пытается реализовать ряд комплексных мер, направленных на стабилизацию рынка труда страны, среди которых:
- руководителям фирм, стремящимся сохранить рабочие места в
авление занятостью, ее обеспечение – является одной из центральных проблем государственной политики.
Проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве.
Необходимость изменения политики занятости обусловлена еще и тем, что глобализация и технологический прогресс все более активно влияют на изменение потребностей предприятий к рабочей силе. Компании вынуждены оперативно принимать меры по адаптации и развитию не только производственной деятельности, но и своих работников. В то же время работники осознают, что изменения в деятельности организации – неизбежный процесс. Иметь работу сегодня не означает абсолютной защищенности и уверенности в будущем. Поэтому для того, чтобы планировать свою жизнь и карьеру, работникам нужны новые формы поддержки их трудовых возможностей, которые помогут им оставаться в сфере занятости. Эта поддержка должна выходить за рамки конкретной работы и обеспечить уверенный переход на новое рабочее место
Список используемой литературы
Информация о работе Регулирование занятости в странах с развитыми рыночными отношениями