Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 10:34, курсовая работа
Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность — это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Конкурентоспособность страны зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.
Введение 3
Понятие международной конкурентоспособности
в трактовке М. Портера 4
Подходы к определению международной конкурентоспособности
страны и факторы ее формирования 5
Рейтинги международной конкурентоспособности страны в
2009 – 2010 годах 12
Заключение 19
Список используемых источников 20
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009 – 2010 гг. возглавила Швейцария. Соединенные Штаты спустились на одну позицию (в прошлогоднем рейтинге страна занимала первое место) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Россия в 2009 г. Спустилась сразу на 12 позиций по сравнению с 2008 г. – с 51 на 63 место. Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.
Аналитическая информация МИРМ и ВЭФ, в силу ряда их ограничений представлена в таблице 1, может быть полезна лишь в совокупности с анализом страновой специфики, возможностей внутреннего потенциала и стратегии внешнеэкономического развития страны [3]. Таким образом, несмотря на различия в подходах в определении конкурентоспособности, современное ее понимание связано с усилением взаимозависимости национальных экономик в условиях углубления процессов глобализации. В рамках задачи формирования конкурентоспособности это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития национальной экономики [2].
Для оценки факторов формирования конкурентоспособности страны в целом и возможности воздействия национальных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером [4].
Таблица 1 – Сравнительная характеристика достоинств и недостатков методологии рейтингов ВЭФ и МИРМ
ВЭФ |
МИРМ |
Достоинства методологии | |
Широкий охват различных сфер экономической деятельности на основе достоверных и опросных данных |
Четко представлен критерий национальной конкурентоспособности – эффективность деловой среды |
Постоянное совершенствование методологи, добавление новых показателей, отражающих процесс глобализации мирохозяйственных связей, его влияние на конкурентоспособность стран (Глобальный индекс |
При расчете рейтингов используется широкий спектр статистических (314 показателей, а у ВЭФ – 249) и опросных данных, охватывающий практически все сферы экономики страны |
Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микросреду страны |
Неизменность методологии на протяжении последних лет, что позволяет объективно сравнивать данные за различные периоды времени |
Прогнозная направленность анализа международной конкурентоспособности (What-if-анализ) | |
Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микросреду страны | |
Недостатки методологии | |
Значительное число субъективных показателей конкурентоспособности страны, полученных в результате опроса |
Недостаточное внимание социальным факторам, которые наряду с экономическими также определяют конкурентоспособность страны |
Периодическая перегруппировка составляющих агрегатных показателей (индексов), что затрудняет проведение объективного сравнения конкуренто- способности страны в динамике |
Отсутствие ряда показателей, характеризующих функционирование экономических субъектов на микроуровне: стратегия, конкурентные преимущества производителей и т. д. |
Снижение объективности и точности расчетов вследствие использования опросных данных | |
Отсутствие количественных характеристик по отдельным аспектам конкурентоспособности страны, оценка конкурентоспособности носит в большей степени качественный, описательный характер |
Роль страны в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «национальный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития. Развитие конкурентоспособности страны (по М. Портеру [4]) осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства – конкуренция на основе инвестиций – конкуренция на основе нововведений – конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.
Конкурентное преимущество страны обеспечивается:
– на первой стадии – благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
– на второй стадии – на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
– на третей стадии – за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
– на четвертой стадии – за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.
Формирование конкурентного преимущества страны представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Формирование конкурентного преимущества страны на разных стадиях экономического развития
Стадия |
Детерминанта | |||
Факторы |
Стратегии |
Условия спроса |
Родственные отрасли | |
Факторов производства |
++++++ |
|||
Инвестиций |
++++++ |
++++++++++ |
++++++++++ |
|
Инноваций |
++++++++++ |
++++++++++ |
++++++++++ |
++++++++++ |
Богатства |
++++++ |
++++++ |
++++++ |
++++++ |
++++++ |
++++++++++ |
детерминант не используется
детерминант используется частично
детерминант используется полностью
Согласно приведенной выше классификации факторов конкурентоспособности страны (рисунок 1) они делятся на следующие группы: внешние, в зависимости от степени влияния на конкурентное положение страны, на субъективные, регулируемые, постоянные; внутренние, в зависимости от функциональной направленности, на макроэкономические, институциональные, микроэкономические, ресурсные, социокультурные. Такая градация позволяет наиболее комплексно и системно подойти к разработке направлений и мер государственного регулирования процесса конкурентоспособности, сформировать стратегические ориентиры, учитывающие разноплановые аспекты страновой конкурентоспособности. Конкурентоспособность страны обеспечивается за счет перечисленных групп факторов только при условии роста их производительности, включающей несколько компонентов: производительность базовых ресурсов (природных); производительность индустриальных факторов (труд, капитал); производительность постиндустриальных факторов (информация, инновации, знания). Опыт формирования и реализации концепции конкурентоспособности наиболее конкурентных стран показал, что конкурентоспособность экономической системы основывается на повышении ее эффективности посредством применения передовых технологий в условиях эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Ключевым конкурентным преимуществом наиболее передовых стран выступают человеческие ресурсы и инвестиции, направленные на его активизацию. Общим в государственном вмешательстве для развитых стран является то, что в целях повышения конкурентоспособности своих экономик они стимулируют внешнеэкономические отношения, обеспечивающие «оптимальную» структуру внешней торговли: экспорт представлен более технологичной продукцией, чем импорт; и обратную структуру в части движения капиталов: за рубеж выводятся низкотехнологичные производства, повышая внутри страны продуктивность производства.
3. Рейтинги международной
Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 11000 лидеров бизнеса были опрошены в 134 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.
В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).
Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. Как уверяют представители ВЭФ, GCI постоянно совершенствуется на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Для каждой из 133 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В этом году в отчет включены разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов, включая Соединенные Штаты, растущие экономики стран группы БРИК и 12 стран — новых членов Европейского Союза, проведен глубокий анализ вопросов, влияющих на национальную конкурентоспособность.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009-2010 возглавила Швейцария, данные приведены в таблице 3 [5]. Соединенные Штаты спустились на одну позицию (в прошлогоднем рейтинге страна занимала первое) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Европейские страны продолжают преобладать в первой десятке: в число таких стран входят Финляндия, Германия и Нидерланды. Великобритания, по-прежнему демонстрируя высокие показатели конкурентоспособности, тем не менее продолжила свое падение в рейтинге. По сравнению с прошлым годом страна спустилась на одну позицию и переместилась на 13 место, в основном, из-за ослабления финансовых рынков.
Ряд стран Азии имеют сильные позиции в рейтинге: в первую двадцатку вошли Япония, Гонконг, Южная Корея, Тайвань. Китайская Народная Республика продолжает лидировать среди крупных развивающихся экономик, в этом году Китай поднялся в рейтинге на одну позицию и вошел в первую тридцатку.
Из числа трех других стран группы БРИК Бразилия и Индия также улучшили свои показатели, в то время как Россия спустилась сразу на 12 позиций — с 51 на 63 место. Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.
Что касается бывших советских республик, то лучше всех в рейтинге оказалась Эстония — 35 место. Азербайджан занял 51 место, Литва — 53, Казахстан — 67, Латвия — 68. Украина за минувший год потеряла десять мест рейтинга и опустилась на 82 место. Грузия занимает 90 место, Армения — 97, Таджикистан — 122, Кыргызстан — 123. Молдова не была включена в текущий рейтинг из-за отсутствия статистических данных.
В Латинской Америке и Карибском бассейне лидирует Чили, за ними следуют Барбадос, Коста-Рика и Бразилия.
Ряд стран региона Ближнего Востока и Северной Африки вошли в верхнюю половину рейтинга: в числе лидеров — Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Тунис. Отдельные показатели улучшили страны региона Персидского Залива, продолжив тенденцию движения в рейтинге вверх в последние годы. Среди стран Африки, южнее Сахары, в верхнюю половину рейтинга попали Южная Африка, Маврикий и Ботсвана, и еще ряд стран в некоторой степени повысили свою конкурентоспособность.
Комментирует Клаус Шваб (Klaus Schwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Сильная взаимозависимость мировых экономик делает текущий кризис действительно глобальным экономическим кризисом во всех смыслах. Лидеры государств сейчас пытаются справиться с новыми экономическими вызовами, готовя свои экономики к функционированию в будущем экономическом ландшафте, который будет характеризоваться растущей неопределенностью. В сложной глобальной экономической среде более важным, чем когда-либо, будет заложить прочные основы, поддерживающие экономический рост и развитие».
Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (Columbia University) в США, со-редактор отчета о конкурентоспособности: «В условиях кризиса чрезвычайно важно, чтобы лидеры стран не упускали из виду долгосрочные основы конкурентоспособности, решая сегодня краткосрочные проблемы. Конкурентоспособные экономики — это такие экономики, которые располагают факторами, усиливающими их продуктивность, на которой строится их настоящее и будущее процветание. Экономическая среда, поддерживающая конкурентоспособность стран, может помочь национальным экономикам выдержать спад в бизнес циклах и обеспечить механизмы, которые будут способствовать эффективному функционированию экономики в будущем» [5].
Информация о работе Рейтинги международной конкурентоспособности страны в 2009 – 2010 годах