Резервы увеличения государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

Целью фин. политики является наиболее полная мобилизация фин. ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим фин. политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности внутри государства с одной стороны и внешнеэкономической – с другой. В процессе выработки и проведения фин. политики формируются фин. ресурсы, которые используются для повышения материального и культурного уровня жизни населения, расширения социального обслуживания, регулирования налоговых платежей населения, осуществления мероприятий, направленных на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

Файлы: 1 файл

Резервы увеличения государственных финансов1..doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Резервы увеличения государственных финансов.

    Целью фин. политики является наиболее полная мобилизация фин. ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим фин. политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности внутри государства с одной стороны и внешнеэкономической – с другой. В процессе выработки и проведения фин. политики формируются фин. ресурсы, которые используются для повышения материального и культурного уровня жизни населения, расширения социального обслуживания, регулирования налоговых платежей населения, осуществления мероприятий, направленных на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

    Фин. политика способствует обеспечению фин. ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

В России в настоящее время наиболее имеют место более 50 ФЦП. Это:

  • Федеральная космическая программа России (2006–2015 гг.);
  • Программа «Глобальная навигационная система»;
  • Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы»;
  • Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года»;
  • Программа «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы»;
  • Программа «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы»;
  • Программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы;
  • Программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ» (2008–2010 гг.);
  • Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» (2008–2015 гг.);
  • Программа «Национальная технологическая база» (2007–2011 гг.);
  • Программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года»;
  • Программа «Жилище» (2002–2010 гг.);
  • Программа «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009–2015 годы)»;
  • Программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)»;
  • Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»;
  • Программа «Социальное развитие села до 2012 года»;
  • Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года»;
  • Программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах»;
  • Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009–2013 гг.);
  • Программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006–2015 годы»;
  • Программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы)»;
  • Программа «Дети России» (2007–2010 гг.);
  • Программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы»;
  • Программа «Русский язык (2006–2010 годы)»;
  • Программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года»;
  • Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ»;
  • Программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»;
  • Программа «Государственная граница РФ (2003–2011 годы)»;
  • Программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009–2013 годы»;
  • Программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)»;
  • Программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005–2010 годы»;
  • Программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ (2009–2015 годы)»;
  • Программа «Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года»;
  • Программа «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009–2013 годы)»;
  • Программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005–2010 годы)»;
  • Программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005–2020 годах»;
  • Программа «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007–2010 годы)»;
  • Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»;
  • Программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»;
  • Программа «Мировой океан»;
  • Программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы»;
  • Программа «Юг России (2008–2012 годы)»;
  • Программа развития Калининградской области на период до 2014 года;
  • Программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы»;
  • Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы»;
  • Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008–2012 годы»;
  • Программа «Культура России (2006–2011 годы)»;
  • Программа «Развитие судебной системы России» (2007–2011 гг.);
  • Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)» ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2008 годы)»;
  • Программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;
  • Программа «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах»;
  • Федеральная целевая программа развития образования (2006-2010 гг.);
  • программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;
  • Программа «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации РФ в 2010-2014 годах»;
  • Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы»;
  • Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ (2010-2020 гг.).

   ФЦП во всем мире считается наиболее прогрессивным  методом с точки зрения повышения  эффективности госрасходов. Однако в условиях России идеальные проект функционируют со скрипом, справедливо считаясь черной дырой, в которой массово исчезают государственные деньги. Например, по данным проверки Счетной палаты, из 1396 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2009 году, введены в эксплуатацию только 18 объектов, или 1,3%.

   Главный источник формирования гос. доходов - национальный доход. Состав гос. ресурсов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему ден. средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации гос. доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии.

   Соотношение между этими методами неодинаково  в разные исторические периоды и  определяется множеством факторов: содержанием фин. политики, хоз. конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

  Налоговые поступления в бюджет страны за январь-март 2010 года выросли на 23,1% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года и составили 1,758 трлн. рублей. Такие данные приводятся на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).

  В федеральный бюджет (ФБ) страны за первый квартал 2010 года было собрано 824,7 млрд. руб., в консолидированные бюджеты субъектов России – 932,9 млрд. руб.

  Доход на прибыль организаций составил 386,6 млрд. руб., а НДФЛ – 358,6 млрд. Бюджет России значительно пополнил НДС, составивший 407 млрд. руб. Кроме того, бюджет увеличился за счёт налогов и сборов за пользование природными ресурсами, которые за три месяца дали 340 млрд. руб. За весь 2009 год ФНС собрала в бюджет страны 3,012 трлн. руб. В прошлом году самые большие доходы принес НДС (39% всех поступлений). В январе-марте 2010 года в ФБ (без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в ФБ) поступило 824,7 млрд. руб., что на 32% больше, чем в январе-марте 2009 года. Основная масса администрируемых ФНС России доходов ФБ обеспечена поступлениями НДС (49%), налога на добычу полезных ископаемых (39%) и налога на прибыль (6%).

   Поступления налога на прибыль организаций в январе-марте 2010 года составили 46,9 млрд. руб., что в 2 раза меньше, чем в январе-марте 2009 года.  
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в ФБ с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.

   НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-марте 2010 года поступило 407,0 млрд. руб., что на 24% больше, чем в январе-марте 2009 года.

   Поступления по сводной группе акцизов в ФБ в январе-марте 2010 года составили 26,0 млрд. руб. и выросли относительно января-марта 2009 года в 1,7 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога 1 раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Т.о., в январе 2010 года платежи поступили по 3 срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

   Налога на добычу полезных ископаемых в январе-марте 2010 года поступило 324,6 млрд. руб., в т.ч. на добычу нефти – 295,2 млрд. руб., газа горючего природного – 24,4 млрд. руб., газового конденсата – 1,9 млрд. руб.

   По  сравнению с январем-мартом 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,9 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 41,1$ в декабре 2008 года – феврале 2009 года до 73,9$ в декабре 2009 года – феврале 2010 года, или в 1,9 раза).

  Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части фин. ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами гос. управления.

   Вторым  по фискальному значению доходом  являются гос. займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в гос. сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные фин. ресурсы.

Оценка  внешнего долга РФ по состоянию на 1 апреля 2010 года по подсчётам ЦБ (млрд. долл. США)
  1 октября 2009 г. 1 января 2010 г.  1 апреля 2010 г. 
(оценка)
Всего 476,8 471,6 473,7
Органы  государственного управления 31,2 31,3 30,9
Федеральные органы управления 29,5 29,5 29,1
Новый российский долг 25,0 26,3 25,9
кредиты международных финансовых организаций 3,9 3,8 3,6
МБРР 3,3 3,2 3,0
прочие 0,6 0,6 0,6
прочие  кредиты 1,1 1,0 0,9
ценные  бумаги в иностранной валюте 19,4 20,3 20,2
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также  выпущенные при реструктуризации ГКО 1,8 1,8 1,8
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед  Лондонским клубом кредиторов 17,3 18,1 18,0
ОВГВЗ - VII транш 0,4 0,4 0,4
ценные  бумаги в российских рублях (ОФЗ) 0,2 0,8 0,8
прочая  задолженность 0,3 0,3 0,3
Долг  бывшего СССР 4,5 3,2 3,2
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов 0,0 0,0 0,0
задолженность перед бывшими социалистическими странами 1,4 1,3 1,3
задолженность перед прочими официальными кредиторами 1,9 1,8 1,8
ОВГВЗ - III, IV, V транши 0,0 0,0 0,0
прочая  задолженность 1,2 0,0 0,0
Субъекты  Российской Федерации 1,7 1,8 1,8
кредиты 1,1 1,1 1,1
ценные  бумаги в российских рублях 0,5 0,7 0,7
Органы  денежно-кредитного регулирования 12,2 14,6 12,2
кредиты 0,0 2,4 0,0
наличная  национальная валюта и депозиты 3,2 3,4 3,6
прочая  задолженность (распределение СДР) 9,0 8,9 8,6
Банки 135,9 127,2 128,9
Прочие  секторы 297,6 298,5 301,7
долговые  обязательства перед прямыми  инвесторами и предприятиями  прямого инвестирования 45,0 45,7 48,4
кредиты 233,3 234,7 232,5
долговые  ценные бумаги 12,5 13,9 16,5
задолженность по финансовому лизингу 2,8 2,8 2,8
прочая  задолженность 3,9 1,4 1,4
 
Оценка  внутреннего долга  РФ по состоянию на 1 апреля 2010 года по данным Министерства Финансов (млн. руб.)
Всего 2 177 067,486
государственные гарантии Российской Федерации в  валюте РФ 301 212,072
Гос. внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) на 1 мая 2010 г. 1 873 347,335
 

  Третьим методом мобилизации гос. доходов является эмиссия, причем, не только бумажноденежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих гос. расходов, а на фин. рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажноденежная, и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хоз. оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя её выпуском займов.

  Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов, ведь владельцы облигаций, реализуя их на фин. рынке, могут провоцировать инфляционный процесс.

  Т.о., финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видов ден. средств, фин. активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Фин. ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения ден. средств, их накопления и использования.

К основным видам государственных финансовых ресурсов относятся:

  • Налоги;
  • Кредиты МВФ и других международных организаций + внутренние кредиты Центробанка;
  • Отчисления во внебюджетные фонды;
  • Платежи населения в местный бюджет;
  • Прочие ресурсы.

Состав  государственных финансовых ресурсов и их форма:

   
Вид финансовых ресурсов Уровень Подуровень Форма финансовых ресурсов
Собственные фин. ресурсы макро- государство доход от сдачи  в аренду и продажи гос. и муниципального имущества; доходы от деятельности гос., муниципальных унитарных предприятий
микро- хозяйствующий субъект УК, прибыль, амортизация
домашнее  хозяйство заработная  плата, доходы от продажи личного  имущества
Фин. ресурсы, мобилизованные на рынке макро- государство эмиссия ценных бумаг и бумажных денег, гос. кредит
микро- хозяйствующий субъект продажа, покупка ценных бумаг, гос. кредит
домашнее  хозяйство
Полученные  в порядке перераспределения фин. ресурсы макро- государство налоги, сборы, платежи
микро- хозяйствующий субъект проценты  и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым  другими владельцами; страховые возмещения и т.д.
домашнее  хозяйство
 
 

  Финансовые  фонды – важная составная часть общей системы ден. фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования фин. ресурсов обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой: позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества, обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

  Фин. ресурсы являются одной из составных частей всех ден. ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них включают также кредитные ресурсы, ден. доходы населения, оборотные средства предприятий. Провести грань между фин. ресурсами и ден. доходами нетрудно, т.к. первые находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования, а вторые – в руках граждан.

  Оборотные средства (ОС) также не включаются в состав фин. ресурсов, т.к. особенности использования ОС на предприятии предполагают постоянное, неразрывное их обращение в форме натурально-вещественного слагаемого. Предприятие не может ОС даже временно направить на другие цели, т.к. они всегда должны строго использоваться на обслуживание кругооборота предметов труда на предприятии. Фин. ресурсы могут распределяться и перераспределяться по различным каналам и ден. фондам, поэтому ОС и не включают в состав фин. ресурсов.

  Финансовые  ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Фин. ресурсы, выступая в ден. форме, отличаются от других ресурсов. Источниками фин. ресурсов выступают все 3 элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство  в следующих направлениях:

  1. финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование экономики.

Финансовые  источники делятся  на:

   1) источники, которые действуют  на макроуровне (уровне государства);

   2) источники, которые действуют  на микроуровне (уровне предприятия).

Информация о работе Резервы увеличения государственных финансов