Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:13, реферат
Целью фин. политики является наиболее полная мобилизация фин. ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим фин. политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности внутри государства с одной стороны и внешнеэкономической – с другой. В процессе выработки и проведения фин. политики формируются фин. ресурсы, которые используются для повышения материального и культурного уровня жизни населения, расширения социального обслуживания, регулирования налоговых платежей населения, осуществления мероприятий, направленных на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.
Резервы увеличения государственных финансов.
Целью фин. политики является наиболее полная мобилизация фин. ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим фин. политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности внутри государства с одной стороны и внешнеэкономической – с другой. В процессе выработки и проведения фин. политики формируются фин. ресурсы, которые используются для повышения материального и культурного уровня жизни населения, расширения социального обслуживания, регулирования налоговых платежей населения, осуществления мероприятий, направленных на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.
Фин. политика способствует обеспечению фин. ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
В России в настоящее время наиболее имеют место более 50 ФЦП. Это:
ФЦП во всем мире считается наиболее прогрессивным методом с точки зрения повышения эффективности госрасходов. Однако в условиях России идеальные проект функционируют со скрипом, справедливо считаясь черной дырой, в которой массово исчезают государственные деньги. Например, по данным проверки Счетной палаты, из 1396 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2009 году, введены в эксплуатацию только 18 объектов, или 1,3%.
Главный источник формирования гос. доходов - национальный доход. Состав гос. ресурсов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему ден. средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации гос. доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии.
Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием фин. политики, хоз. конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Налоговые поступления в бюджет страны за январь-март 2010 года выросли на 23,1% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года и составили 1,758 трлн. рублей. Такие данные приводятся на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).
В федеральный бюджет (ФБ) страны за первый квартал 2010 года было собрано 824,7 млрд. руб., в консолидированные бюджеты субъектов России – 932,9 млрд. руб.
Доход на прибыль организаций составил 386,6 млрд. руб., а НДФЛ – 358,6 млрд. Бюджет России значительно пополнил НДС, составивший 407 млрд. руб. Кроме того, бюджет увеличился за счёт налогов и сборов за пользование природными ресурсами, которые за три месяца дали 340 млрд. руб. За весь 2009 год ФНС собрала в бюджет страны 3,012 трлн. руб. В прошлом году самые большие доходы принес НДС (39% всех поступлений). В январе-марте 2010 года в ФБ (без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в ФБ) поступило 824,7 млрд. руб., что на 32% больше, чем в январе-марте 2009 года. Основная масса администрируемых ФНС России доходов ФБ обеспечена поступлениями НДС (49%), налога на добычу полезных ископаемых (39%) и налога на прибыль (6%).
Поступления
налога на прибыль организаций в январе-марте
2010 года составили 46,9 млрд. руб., что в 2
раза меньше, чем в январе-марте 2009 года.
Уменьшение поступлений в основном связано
со снижением с 1 января 2009 года ставки
для зачисления налога в ФБ с 6,5 до 2%. При
этом, в соответствии с законодательством,
ежемесячные авансовые платежи (за исключением
платежей по фактически полученной прибыли)
в I квартале 2009 года уплачивались по ставке
6,5%.
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-марте 2010 года поступило 407,0 млрд. руб., что на 24% больше, чем в январе-марте 2009 года.
Поступления по сводной группе акцизов в ФБ в январе-марте 2010 года составили 26,0 млрд. руб. и выросли относительно января-марта 2009 года в 1,7 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога 1 раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Т.о., в январе 2010 года платежи поступили по 3 срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-марте 2010 года поступило 324,6 млрд. руб., в т.ч. на добычу нефти – 295,2 млрд. руб., газа горючего природного – 24,4 млрд. руб., газового конденсата – 1,9 млрд. руб.
По сравнению с январем-мартом 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,9 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 41,1$ в декабре 2008 года – феврале 2009 года до 73,9$ в декабре 2009 года – феврале 2010 года, или в 1,9 раза).
Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части фин. ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами гос. управления.
Вторым по фискальному значению доходом являются гос. займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в гос. сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные фин. ресурсы.
Оценка внешнего долга РФ по состоянию на 1 апреля 2010 года по подсчётам ЦБ (млрд. долл. США) |
|
Третьим методом мобилизации гос. доходов является эмиссия, причем, не только бумажноденежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих гос. расходов, а на фин. рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажноденежная, и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хоз. оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя её выпуском займов.
Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов, ведь владельцы облигаций, реализуя их на фин. рынке, могут провоцировать инфляционный процесс.
Т.о., финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видов ден. средств, фин. активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Фин. ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения ден. средств, их накопления и использования.
К основным видам государственных финансовых ресурсов относятся:
Состав государственных финансовых ресурсов и их форма:
|
Финансовые фонды – важная составная часть общей системы ден. фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования фин. ресурсов обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой: позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества, обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Фин. ресурсы являются одной из составных частей всех ден. ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них включают также кредитные ресурсы, ден. доходы населения, оборотные средства предприятий. Провести грань между фин. ресурсами и ден. доходами нетрудно, т.к. первые находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования, а вторые – в руках граждан.
Оборотные средства (ОС) также не включаются в состав фин. ресурсов, т.к. особенности использования ОС на предприятии предполагают постоянное, неразрывное их обращение в форме натурально-вещественного слагаемого. Предприятие не может ОС даже временно направить на другие цели, т.к. они всегда должны строго использоваться на обслуживание кругооборота предметов труда на предприятии. Фин. ресурсы могут распределяться и перераспределяться по различным каналам и ден. фондам, поэтому ОС и не включают в состав фин. ресурсов.
Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Фин. ресурсы, выступая в ден. форме, отличаются от других ресурсов. Источниками фин. ресурсов выступают все 3 элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.
Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:
Финансовые источники делятся на:
1)
источники, которые действуют
на макроуровне (уровне
2)
источники, которые действуют
на микроуровне (уровне
Информация о работе Резервы увеличения государственных финансов