Рисковое предпринимательство в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Цель данного реферата заключается в изучении и раскрытии сущности и типов венчурного предпринимательства, выявлении проблем их развития в России и указании путей их решения.
На основе поставленной цели, задачами данной работы является решение следующих вопросов:
изучение теоретических основ венчурного предпринимательства;
определение характеристики основных типов венчурных фирм;
рассмотрение венчурного предпринимательства в России;
выявление проблем и перспектив развития венчурного рынка в России.

Файлы: 1 файл

реферат основной.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

При ориентации на узкий  сегмент рынка это будут фирмы-патиенты. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности.

В сфере крупного стандартного бизнеса  действуют фирмы-виоленты. Это фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих "средние запросы" к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным  на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

 

3. Венчурное предпринимательство  в России

Точкой отсчета создания венчурной индустрии в России следует считать 1993 год. Венчурная  индустрия зародилась не в результате частной инициативы отечественных  «бизнес-ангелов» или национальных финансовых институтов, а была привнесена «варягами», чтобы ускорить процесс перехода страны к рыночной экономике. На встрече глав государств Большой семерки и Европейского союза в апреле 1993 года было принято решение об оказании России помощи на проведение структурных реформ. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) во исполнение этого решения организовал 11 региональных венчурных фондов (РВФ).

Вслед за ЕБРР другим крупным игроком  на зарождающемся российском рынке  венчурных и прямых частных инвестиций стала Международная финансовая корпорация International Finance Corporation (IFC). В апреле 1993 года IFC приняла решение о выделение 8 млн. долл. фонду Framlington Russian Investment Fund, общий объем которого составил 50 млн. долл. С середины 90-х годов до 2001 года IFC участвовала в качестве инвестора еще в нескольких венчурных фондах и фондах прямых частных инвестиций в России.

Согласно различным источникам, на конец 1997 года в России действовало  около 25 различных инвестиционных институтов с капиталом примерно 1,6 млрд. долл. К концу 2000 года количество фондов в стране увеличилось до 35-40, а их суммарный капитал составил около 3,7 млрд. долл.

В 1997 году была создана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), учредителями и членами которой в то время стали упомянутые РВФ, американские венчурные фонды (TUSRIF, Agribusiness) и фонды прямого инвестирования (SEAF). Миссия РАВИ заключалась в содействии становлению и развитию венчурной индустрии России в целом, а основной задачей было лоббирование интересов венчурного сообщества.

На сегодняшний день РАВИ до сих пор существует и её миссией также остается содействие становлению и развитию рынка  прямых и венчурных инвестиций в  России. Задачами Российской академии венчурного инвестирования являются:

  • формирование в России политического и предпринимательского климата, благоприятного для инвестиционной деятельности;
  • представление интересов профессионалов рынка в органах исполнительной и законодательной власти, в средствах массовой информации, в финансовых и промышленных кругах внутри страны и за рубежом;
  • информационное обеспечение и создание коммуникативных площадок для участников российского рынка прямых и венчурных инвестиций;
  • развитие системы подготовки современных управленческих кадров для венчурного предпринимательства.

Кризис 1998 года стал переломным событием как для страны в целом, так и еще не окрепшей венчурной  индустрии. Из действовавших в России около 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций больше половины свернули свою деятельность. Региональные венчурные фонды путем, в том числе слияний были укрупнены, а неэффективные управляющие команды заменены более дееспособными. Из 11 управляющих компаний РВФ ЕБРР к 2001 году остались три наиболее сильные группы: немецкая Quadriga Capital, голландская Eagle и скандинавская Norum.

В течение трех лет  после августовского кризиса 1998 года объем прямых иностранных инвестиций в Россию по сравнению со странами Восточной Европы неуклонно сокращались в абсолютном выражении и в сопоставимых показателях.

Некоторые признаки изменения  в лучшую сторону позиции зарубежных инвесторов обнаружились с начала 2000 года. Более благосклонное отношение  зарубежных инвесторов к России стало  возможным во многом благодаря существенному улучшению макроэкономических показателей страны, а также серьезному изменению характера взаимоотношений в политической и экономической области между Российской Федерацией и промышленно развитыми странами Запада. Как следствие, значительно возросло доверие инвесторов к нашей стране.

С 2000 года получила развитие Российская венчурная ярмарка –  коммуникативная площадка, на которой  технологические компании из разных регионов России, прошедшие тщательный отбор и специальную подготовку, представляют свой бизнес венчурным инвесторам. Последние оценивают представляемые бизнесы с точки зрения вложения инвестиций, а именно, качество менеджмента, перспективности технологий, коммерческой жизнеспособности и потенциала роста того или иного бизнеса.

Венчурная ярмарка ставит перед собой следующие цели:

  • повышение интереса финансовых институтов к перспективным малым высокотехнологичным предприятиям;
  • получение владельцами и менеджерами компаний опыта практического общения с венчурными капиталистами;
  • помощь компаниям-участникам в привлечении внешнего капитала для роста и развития.

В ярмарке принимают  участие представители венчурных  фондов и фондов прямых инвестиций, инвестиционных компаний и банков, крупнейших юридических и консалтинговых организаций, инфраструктурных организаций и фондов поддержки малого предпринимательства, а также Аппарата Правительства РФ, Аппарата полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и главы региональных администраций.

Ярмарки также проводятся и в Республике Татарстан, например, в этом году 26 апреля в г.Казань состоится VIII Казанская венчурная ярмарка.

Казанская венчурная  ярмарка – мероприятие, организуемое в Казани с 2005 года, – это коммуникативная площадка для выстраивания конструктивного диалога между инвесторами и менеджментом новых быстро растущих компаний сектора технологических инноваций. Менеджеры инновационных компаний малой и средней капитализации представляют свой бизнес потенциальным инвесторам, могут устанавливать прямые деловые контакты, обмениваться опытом, обсуждать последние тенденции развития отрасли с коллегами, а также с представителями властных структур федерального и регионального уровней.

Ключевой особенностью ярмарки является предварительная экспертиза заявок малых и средних предприятий, цель которой – проверка компаний на соответствие требованиям венчурного инвестора, а также обязательная специализированная подготовка владельцев и менеджеров компаний, отобранных на экспозицию, направленная на овладение навыками эффективной презентации бизнеса потенциальному инвестору.

К участию в Восьмой  Казанской венчурной ярмарке  приглашаются представители российских и зарубежных венчурных фондов и  фондов прямых инвестиций, стратегических и частных инвесторов, «бизнес-ангелов», крупных корпораций, специалистов инвестиционных компаний и банков, юридических и консалтинговых организаций, сотрудников заинтересованных министерств и ведомств федерального и регионального уровней, а также компании, заинтересованные в привлечении прямых частных инвестиций для развития своего бизнеса.

В настоящий момент усиливается  роль государства в развитии инфраструктуры и поддержке малых инновационных  компаний. Основной интерес государства  в продвижении венчурного финансирования состоит в том, что венчурный капитал решает сразу две задачи: поддерживает развитие инновационного сектора экономики и внедряет инновационные технологии в производственные процессы страны, а переход к экономике, основанной на производстве интеллектуального капитала, является приоритетом для государства.

Несмотря на то, что  венчурное финансирование инновационной  деятельности очень специфично, в  связи с недостаточным развитием  российского фондового рынка, отечественный  венчурный капитал в Российской Федерации значительно вырос  за последние годы.

В 2011 году величина накопленной капитализации фондов, работающих на территории России, продемонстрировала рост и составила около 20,1 млрд. долл., что примерно на 20% больше, чем в 2010 году (16,8 млрд. долл.). Таким образом, динамика прироста увеличилась по сравнению с предыдущим отчетным периодом (10,5% в 2010 году). Тем не менее, относительные темпы прироста не достигли от наблюдавшихся в докризисный период (в 2008 году прирост капиталов составлял примерно 40% по сравнению с 2007 годом, а в 2007 году – около 60% по сравнению с 2006).

Вместе с тем в 2011 году произошли весьма знаменательные события как в сфере фандрейзинга, так и в области осуществленных фондами инвестиций и выходов  из портфельных компаний.

Пожалуй, впервые в  отечественной практике фонд, предназначенный для инвестиций именно в высокотехнологические компании, запускается одной из старейших и известнейших на российском рынке компаний, управляющих фондами прямых инвестиций. При этом уже имеется информация о намерениях якорного инвестора (ЕБРР) участвовать в капитале фонда.

К тенденциям последних  лет, нашедших практическое воплощение в 2011 году, можно отнести продолжение  создания фондов, имеющих ярко выраженную специализацию. В частности, в 2011 году первую инвестицию осуществил единственный на сегодняшний момент на российском рынке мезонинный фонд; кроме того, действовало около полутора десятков фондов, позиционирующих себя как посевные; при государственной поддержке началось формирование крупнейшего инфраструктурного фонда (РФПИ), инвестиционная деятельность которого, вне всяких сомнений, окажет в ближайшей перспективе существенное влияние на весь сложившийся ландшафт российской индустрии прямых инвестиций. Также приступили к работе биотехнологический и  инфраструктурный фонды ОАО «РВК»; действуют и активно формируются при участии ОАО «Роснано» нанотехнологические фонды; развертывают деятельность фонды в фармацевтической отрасли, в сфере «чистых» технологий и т. д.

В целом на российском рынке объем вновь привлеченных в фонды средств в 2011 году (около 3,8 млрд. долл.) более чем в 2 раза превышает показатели 2010 года (1,74 млрд долл.).

Рис. 1 Капитализация венчурных  фондов и прямых инвестиций в России, млн.долл.

С учетом имеющейся информации можно констатировать, что в 2011 году прирост накопленной капитализации российского рынка в объеме почти 3,8 млрд. долл. был обеспечен за счет запуска 21 фонда прямых и венчурных инвестиций. За исключением нескольких фондов, осуществивших промежуточные закрытия, объем вновь привлеченных в 2011 году капиталов связан с формированием новых фондов. При этом характерно, что венчурные фонды, обеспечив около одной шестой части прироста капитала, составили по числу примерно две трети всех новых фондов.

 

Рис.2 Распределение объемов  инвестиций по отраслям, 2011 год

Отраслевые предпочтения вновь созданных фондов достаточно широки и «простирались» от отраслей телекоммуникаций и компьютеров до «чистых» технологий и сельского хозяйства.

4. Проблемы и  перспективы развития венчурного  рынка в России

Анализируя состояние  венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

  • правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;
  • приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;
  • недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;
  • использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;
  • неэффективное использование средств венчурных фондов;
  • неразвитость инфраструктуры, способной  обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;
  • отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;
  • отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;
  • низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка  венчурного предпринимательства в  России должна проводиться по следующим  направлениям:

Информация о работе Рисковое предпринимательство в современной России