Роль естественных монополий в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 18:33, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить процесс действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России.

Для достижения поставленной цели необходимо, прежде всего, решить следующие задачи:
Рассмотреть, что представляет собой монополия и, в частности, естественная монополия
Рассмотреть роль естественных монополий в современной экономике России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…...3

I Глава «Теоретические аспекты естественных монополий»
1.1. Основные черты монополии …………………...…………………….….6
1.2. Сущность естественных монополий …………………………………..7
1.3. Задачи и способы регулирования естественных монополий……….....8

II Глава «Естественные монополии в России и странах Евросоюза»
2.1. Роль естественных монополий в современной экономике России на примере ЖКХ……………………………………………………….....................10
2. 2. Механизм регулирования деятельности естественных монополий в странах ЕС………………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....13
Список использованной литературы……………..………………….…………15

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный юридический университет

Институт государственного и международного права

Кафедра экономических теорий

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Роль естественных монополий в современной российской экономике»

 

 

 

                                                                             Выполнила: студент 130 гр.,

Тагер Мария Андреевна                     

Проверила: доцент кафедры

экономических теорий

Лисовская Виктория

Валентиновна              

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2014

Содержание

 

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…...3

 

I Глава «Теоретические аспекты естественных монополий»

      1.1. Основные черты монополии …………………...…………………….….6

 1.2. Сущность естественных монополий …………………………………..7

      1.3. Задачи и способы регулирования естественных монополий……….....8

 

II Глава «Естественные монополии в России и странах Евросоюза»

     2.1. Роль естественных монополий в современной экономике России на примере ЖКХ……………………………………………………….....................10

      2. 2. Механизм регулирования деятельности естественных монополий в странах ЕС………………………………………………………………………..11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....13

Список использованной литературы……………..………………….…………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.

          Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. По прошествии многих лет существования в условиях экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло ухудшение технического положения многих предприятий естественных монополий. Для начала дадим определение понятия “естественная монополия”. Естественная монополия1 - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товар в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом, может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, ж/д транспорт конкурирует с авиа перевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией).

          Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.2

          Именно благодаря всему вышеперечисленному тема естественных монополий является одной из самых важных.

          Актуальность темы исследования заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

          Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.

          Объектом исследования является естественная монополия, в частности на примере жилищно-коммунального хозяйства.

          Цель работы: изучить процесс действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России.

         

Для достижения поставленной цели необходимо, прежде всего, решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть, что представляет собой монополия и, в частности, естественная монополия
  2. Рассмотреть роль естественных монополий в современной экономике России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Теоретические аспекты естественных монополий

1.1. Основные черты монополии

         Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия, качество продукции и др.3 Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) его продукции. Может ли житель Москвы, Краснодара или Челябинска добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден.4

          Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

          Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии); легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права); нечестная конкуренция.

1.2. Сущность естественных монополий

          Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов (откуда и пошло название). Это явление исследовал в 1838 г. А. Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Спустя десять лет, в 1848 г. Дж. Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от этого естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.5

          Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.6

В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка. Поэтому чем больше компания, чем ближе она к 100% - процентному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителя, которые, собственно говоря, и делают производителя монополистом.

          Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.

          Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Именно благодаря экономии от масштаба многие отрасли являются естественными монополиями.7

1.3. Задачи и способы регулирования естественных монополий

          Традиционный подход к естественной монополии содержал определенную и достаточно однозначную интерпретацию регулирующего процесса: там, где наблюдается естественная монополия, необходимо и регулирование. Однако, с конца 1970-х гг. наблюдается существенное изменение как теоретических, так и практических подходов к регулированию из-за крупномасштабных «провалов регулирования».

          В ходе анализа причин и характера сбоев была выявлена проблема асимметричности в положении монополии и регулирующих властей. Асимметричность касается, во-первых, распределения информации, где явными преимуществами обладает монополист и, во-вторых, распределения власти, где перевес находится на стороне регулирующих органов. Это неравенство порождает почву для корыстных действий обоих партнеров в паре «регулятор - регулируемый».8

          В реальной действительности фирма информирована намного лучше, чем регулирующие органы, как об уровне своих издержек и спросе в отрасли, так и о своих собственных действиях (например, об усилиях, направленных на использование резервов сокращения издержек), что называют проблемой «скрытых (недоступных для наблюдателя) действий». Таким образом, «неравенство» сторон существенно усложняет задачи регулирующих органов и делает неэффективными привлекательные «простые» решения.

Положение о том, что конкурентные рынки обеспечивают эффективное распределение ресурсов, предполагает, что работники органов регулирования должны попытаться сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существуют естественные монополии.

          Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. С учетом этих замечаний необходимо выполнение таких основных правил регулирования деятельности естественных монополий как регулирование цены максимально приближенной к издержкам; обеспечение нормальной нормы прибыли; повышение эффективности производства.9

 

II Глава

Естественные монополии в России и странах Евросоюза

2.1. Роль естественных монополий в современной экономике России на примере ЖКХ

          В ЖКХ функционирует более 52000 предприятий, на которых работает 4,2 млн. человек.10 По данным Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в консолидированном бюджете страны составляют около 8% общей суммы бюджетных затрат, что приближается к расходам на национальную оборону и превышает затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность и госуправление.11

          Объем продаж российского коммунального сектора в 2013 г. превышал 650 млрд. руб., а в 2014 г. достиг 850 млрд. руб. Тем не менее, в первом полугодии 2013г. ЖКХ было единственной отраслью экономики страны, показавшей убыток, который составил 2,7 млрд. руб.

Проблемы жилищно-коммунального комплекса - одни из самых чувствительных для населения страны. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше и больше средств. Так, если на дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней в 1987-1990 годы уходило 1,1-1,3% ВВП, то к 1996 году этот показатель составил 3-4%, а в 1997-м - уже 6%. Тем не менее, в 2013 г. более 60% организаций ЖКХ были неплатежеспособны.12

          Функционирование комплекса ЖКХ в нашей стране крайне затратное:

численность работников ЖКХ в расчете на 1000 жителей в России в два раза выше, чем в европейских странах; расход условного топлива на отопление    1 метра втрое больше, чем в Норвегии и на севере Канады потребление воды за счет потерь выше в два раза.13

          Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%, электроснабжения - на 70%, водопроводные сети - на 55%, канализационные -на 30%. Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%. Количество аварий на 100 километров сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 - на сетях теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют 30%. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по оценкам Госстроя, сегодня необходимо около 500 млрд.14

2.2.Механизм регулирования деятельности естественных монополий в странах ЕС

          В ЕС юридической и практической основой осуществления прямого регулирующего воздействия на естественные монополии является прежде всего общественная собственность - такие фирмы в той или иной форме являются государственными или муниципальными предприятиями. В связи с такой формой непосредственного государственного контроля и участия в управлении естественными монополиями отсутствует необходимость создания специальных регулирующих органов. Очевидно, что для подобной унификации форм собственности и организационно-правовых форм ее реализации необходимо было принять политическое решение на уровне государственных и местных законодательных органов по вопросам национализации. Такие решения в послевоенный период были приняты в Великобритании, Франции, Италии и ряде других западноевропейских стран.

Информация о работе Роль естественных монополий в современной российской экономике