Роль финансов в расширенном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного производства, могут влиять на все стадии производства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении).
2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и понятие финансов………………………………………………..5
1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов……………5
2. Финансы как экономическая категория……………………………….11
2. Финансы и общественное производство…………………………………….18
2. 1. Общественное производство, его факторы и результаты……………….18
2. 2. Основы использования финансов в общественном производстве. Функции финансов и их роль в общественном производстве……………….28
3. Роль финансов в расширенном производстве………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….…35
Список используемой литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

Прибавочный продукт – часть  ЧНП, созданного сверх необходимого. Он является материальной основой расширения общественного производства, развития сферы нематериального производства, особенно духовного производства. Исторически  прибавочный возникает позднее  необходимого, когда в первобытной  общине на основе роста производственного  труда стало возможным создавать  большую массу жизненных благ, чем это нужно для существования  работника и продолжения его  рода. Величина необходимого продукта не является раз и навсегда данной, она возрастает в связи с возвышением  потребностей на основе роста производственного  труда. Но более высокими темпами  возрастает прибавочный продукт, в  чем и проявляется экономический  прогресс.

 

2. 2. Основы использования  финансов в общественном производстве

 

Функции финансов и их роль в общественном производстве

В рамках использования финансов в  общественном производстве выделяются три главных направления финансового  воздействия на процессы общественного  развития:13

финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;

финансовое регулирование экономических  и социальных процессов;

финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Существуют различные рычаги регулирования: на макроуровне – бюджетная, кредитная  система, страхование и т.д., на микроуровне  – финансы предприятий. Регулирование  финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование.

В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности  можно выделить приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:14

бюджетные стимулы;

налоговые льготы и санкции.

Производство – важнейшее условие  существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: производство общественного продукта и производство будущей рабочей  силы. Первый вид состоит из четырех  стадий, причем невыполнение хотя бы одной  из них приводит к прекращению  данного процесса.

Стадии общественного производства:15

производство;

распределение;

обмен;

потребление.

В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных  фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного  общественного продукта за вычетом  фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов  и накоплений субъектов экономических  отношений – ВВП. Причем каждый участник производственного процесса имеет  свою долю ВВП: для хозяйствующих  субъектов – это валовая прибыль  экономики, для государства –  налоги, для работающего населения  – оплата труда с отчислениями, т.е. происходит распределение ВВП  по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов  начинается процесс их перераспределения  через бюджетную и кредитную  системы, в результате которого формируются  конечные «чистые» доходы, или собственные  финансовые ресурсы субъектов экономических  отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Финансы  – инструмент стоимостного распределения  общественного продукта, т.е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия «распределение». Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для  будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной  форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для  удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости  в результате купли-продажи. Конечное потребление – завершающая стадия производственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта.

Сущность финансов полнее всего  раскрывается через их функции:16

аккумуляция денежных средств и  создание денежных фондов;

распределение и использование  денежных средств. Распределение НД заключается в формировании первичных (основных) доходов, к которым относятся  доходы занятых в материальном производстве: прибыль и зарплата. Далее НД подвергается перераспределению, и формируются  вторичные производственные доходы в отраслях непроизводственной сферы. Распределение отхватывает собой  все уровни и звенья народного  хозяйства, т.е. федеральный, региональный, местный уровни по территориям; внутри отраслей; между отраслями – производственными  и непроизводственными и т.д.;

производственная функция. Благодаря  распределительной функции финансы  обслуживают производственный процесс  в целом. При этом они активно  воздействуют на все его стадии, прежде всего, на предприятии с помощью  формирования фондов на реновацию (полное восстановление), обеспечивается восстановление (возмещение) стоимости расходных средств производства, образуются доходы в различных формах. Этим обеспечивается производство на микроуровне. На макроуровне в зависимости от типа экономической системы государство в той или иной степени регулирует производство в целом народного хозяйства. Если в командной экономике государство через бюджеты всех уровней финансирует все производственные процессы на любом уровне, то в рыночной экономике производство в основном осуществляется на саморегулируемой основе, и лишь частично через разработку целевых государственных программ государство пытается реализовать какие-то свои приоритеты. При чем в целевых программах роль прямого бюджетного финансирования не велика по сравнению с косвенными экономическими мерами воздействия;

контрольная функция. Финансы, связанные  с движением стоимости общего продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно  через финансовые ресурсы и фонды  отображать производственный процесс  в целом и различные его  фазы (финансы являются удобным инструментом). Следовательно, финансы способны постоянно  «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе производственного  процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, других видов поступления  в бюджеты, за соблюдением пропорций, за определение налоговой базы, за использованием льгот, сроками поступлений  и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность использования средств  и их целевая направленность;

регулирующая функция. Государство  через финансовые рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины, формы расчета через  налоги и т.д.) воздействует на деятельность предприятий и отраслей в стимулирующем  или в запретительном отношениях.

3. Роль финансов в  расширенном производстве

 

Расширенное производство включает непрерывное  возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной  части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и  производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических  рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в производстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным  финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на производственный процесс через финансирование предприятий  и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую  политику.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое  и территориальное перераспределение  ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных  регионов.

Одной из причин сокращения инвестиционной деятельности в производственной сфере  по всем народнохозяйственным комплексам — кризис неплатежей в народном хозяйстве.

Особенно велика роль финансов в  расширенном производстве предприятий  различных форм собственности, поскольку  при их непосредственном участии  создается ВВП и происходит его  распределение внутри предприятия  и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий  в рыночной экономике облегчаются  вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся  амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения  банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

В недавнем прошлом в рамках административно-командной  системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль  организаций изымалась, а при  необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета.

В рамках рыночных условий роль финансов в расширенном производстве существенно  возросла. Финансы стали играть следующую  роль:17

финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств);

финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста  отдельных структурных подразделений  с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися  потребностями общества;

финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических  ресурсов, осуществляемом через эффективное  вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование  бюджетных стимулов и финансовых санкций.

Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот  децентрализованных денежных фондов организаций  разных форм собственности, а также  связанных с формированием и  использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной  системе.

Финансы, являясь частью финансового  механизма, тесно связаны с процессом  производства, который существует в  разных экономических формациях, непосредственно  связаны с товарно-денежными отношениями  и государством, представляют собой, прежде всего, стоимостную категорию, осуществляют распределение (на уровне микроэкономики) и перераспределение (на уровне макроэкономики) ВВП и  национального дохода.

Большое воздействие на финансы  предприятий оказывает налоговая  политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая  политика в настоящее время не стимулирует расширенное производство.

Финансы выступают важным элементом  производства рабочей силы, в стоимость  которой, помимо оплаты труда, входят также  расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

И прекращение спада производства, и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной  силы рубля, облегчения налогообложения  производственных предприятий.

Заключение

 

Функции финансов реализуются через  финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений  в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и другое.

Важный элемент производства рабочей  силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы  на образование, здравоохранение, социальное обеспечение – финансы. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической  революции. Быстрая качественная перестройка  производства требует постоянного  изменения профессиональной структуры  рабочей силы, что влечет за собой  дальнейший рост расходов на образование  и переквалификацию кадров.

Только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий возможно прекращение  спада производства и экономический  рост.

Список используемой литературы

 

Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. Финансы и статистика. – М., 2006.

Белотелова Н.П., Шуляк П.Н. Финансы: Учебное пособие. – 6-ое изд., испр. и  доп. – М.: Дашков и К, 2009.

Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг  и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. – М.: НТО им. Вавилова, 2009.

Грачёва Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: Учебник. – М., 2007.

Грязнова А.Г. Финансы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.

Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. – М., 2008.

Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М., 2007.

Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

Мировая экономика: Учебник / под ред. проф. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2003.

Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное  пособие. – 9-ое изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2009.

Павлов П.В. Финансовое право: Учебное  пособие. – М., 2007.

Панской В.Г. Общая теория финансов: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.

Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.

Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

Сайт департамента финансов города Москвы // www.findep.mos.ru

Сайт Федеральной службы по финансовому  мониторингу // www.fedsfm.ru

Сайт электронных книг по финансам // www.aup.ru/books/i003.htm

Сайт Федеральной службы по финансовым рынкам России // www.fcsm.ru

Сайт журнала «Финансы и кредит» // www.fin-izdat.ru

Сайт журнала «Финансы» // www.mba.ru

1 Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

2 Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. Финансы и статистика. – М., 2006.

3 Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

4 Мировая экономика: Учебник / под ред. проф. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2003.

5 Грачёва Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: Учебник. – М., 2007.

6 Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

Информация о работе Роль финансов в расширенном производстве