Роль финансовой системы в национальной безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 00:20, доклад

Описание работы

Если проанализировать структуру элементов фин.системы, то наибольшее значение среди них будут представлять бюджетно-налог,кредитно-банк. и валютно-ден.. Концептуально формирование эффективной системы фин. без-ти должно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е. многоуровн.и полномасшт. системы отслеживания динамики всех осн.фин.-эк.процессов в стране. Очевидная сложность заключается в разработке точных критериев и уровней фин. без-и.

Файлы: 1 файл

Доклад по Зеленскому Роль финансовой системы в национальной безопасности страны.docx

— 17.63 Кб (Скачать файл)

Роль финансовой системы в национальной безопасности страны

Если проанализировать структуру  элементов фин.системы, то наибольшее значение среди них будут представлять бюджетно-налог,кредитно-банк. и валютно-ден.. Концептуально формирование эффективной системы фин. без-ти должно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е. многоуровн.и полномасшт. системы отслеживания динамики всех осн.фин.-эк.процессов в стране. Очевидная сложность заключается в разработке точных критериев и уровней фин. без-и. 
На динамику фин. деятельности оказывает влияние комплекс факторов,относящихся к внутренним и внешним условиям деят-ти пр-ий. В странах с развитой эк-кой фин. несостоятельность предприятий на 1/3 обусловлена внеш.факторами, а на 2/3з – внутренними (естественно, это усредненная экспертная оценка). В России переходного периода фин. негативы в большей степени зависят от влияния внешней среды (общеэк. кризис, инфляция, платежный кризис, банк.сектор и др). 
Финансы все больше становятся достаточно самост.сегментом экономики, обладающим колоссальным потенциалом. Практически фин. сфера, фин.капитал в течение истекшего века превратились из посредника, обслуживающего воспроизводство, в его ключевое звено. 
Однако вовлечение фин.ресурсов происходит крайне неравномерно, порождая как периоды, так и секторы их нехватки, что обусловливает угрозы разрушения или ущерба в отдельных отраслях и сегментах деятельности или в экономических субъектах. Диспропорции в концентрации финансовых ресурсов также обостряют критические ситуации в экономике, нарушая нормальную жизнедеятельность общества. 
К настоящему времени образовался  огромный разрыв между материально-вещественными  и финансовыми потоками: «финансовая  экономика где-то в двадцать, если не в пятьдесят раз больше, нежели реальная экономика». 
Финансы как важнейший  виртуальный ресурс субъектов существуют в нескольких формах. 
 Во-первых, финансы, обслуживающие реальную эк-ку, являются ее отражением. Во-вторых, ф-сы существуют в виде самост. и независимой формы деятельности. Такая деят-ть направлена на увеличение фин. ресурсов (капитала) собств. методами, часто без непосредственной увязки с реальной эк-кой. В-третьих, финансы сущ-ют как отрасль знаний, как наука. 
Опыт развития мировой  экономики в последние годы показывает, что спекуляция оттягивает из реального  сектора дене. средства и преследует цели максимизации личных доходов спекулянтов, является прогрессивно дестабилизирующим фактором. Этот эффект возникает потому, что нет необходимости спекулят.капиталы обращать в др.формы в течение длит.периода времени. Очевидно, что система свободно плавающих обменных курсов является кумулятивно дестабилизирующей. Неуст-ть фин. рынков может иметь катастрофические масштабы и требует регулирования. 
Искусство фин.-эк.политики сводится к нахождению исх.основы для возобновления роста эк-ки. Понятие фин. без-и,  
во-первых, должно корреспондировать с общим понятием национальной безопасности страны; во-вторых, выступать составной частью понятия эк.безопасности страны; в-третьих, обладать собственным содержанием, отличающим проблематику фин.без-ти от такого же рода проблем общеэкономического порядка. Разработка концептуальных основ системы фин. безопасности как элемент соц.-эк. переориентирования важнейших макроэк.и фин.процессов, во-первых, проходит в условиях значительной неопределенности и, во-вторых, является в должной мере программно не обеспеченной. 
Однако, несмотря на это, продолжается формирование направления реформ, не вполне отвечающего особенностям и  потребностям росс. экономики. В некоторых сферах, как, например, в финансовой, в настоящее время эк.политика все более жестко ориентируется на создание условий для выхода из кризиса с попытками сохранения потенциала для будущего роста. 
Именно поэтому сегодня  перед экономикой стоит проблема выработки такого нового курса, важнейшим  элементом которого является стратегия фин. безопасности, что требует последовательной целеустремленной практической работы, направленной на оздоровление экономики и возобновление ее роста. 
Стратегия фин.безопасности - это полит. и эк.курс в деятельности фин.органов гос.власти, экономических и финансово-банковских структур, направленный на создание условий и ресурсов фин. стабилизации и экономического роста при сохранении и укреплении единства и целостности России, ее экономического пространства и финансовой системы. 
В стратегии фин. безопасности целесообразно структурировать следующие важнейшие аспекты: 
• цели и задачи фин. без-ти в конкретных условиях ее социально-эк.развития в кратко- и долгосрочной перспективе; 
• средства и инструменты  выбранной стратегии; 
• пути и направления  создания необходимых финансовых условий  и финансовых ресурсов возобновления  эк. роста; 
• средства и способы  противодействия угрозам финансовой безопасности. 
В силу органич. взаимозависимости и взаимообусловленности системы и факторов фин. и эк.без-ти основополагающая цель стратегии и политики обеспечения безопасности – переориентация финансовых ресурсов и потоков с удовлетворения бюджетных, узковедомственных потребностей на максимально возможное расширение финансовой базы реального сектора. 
Достигнутые в последние  годы результаты фин.стабилизации пока не создали предпосылок для отражения угроз фин.устойчивости всех секторов экономики, а по отдельным направлениям даже способствовали поддержанию криз.явлений. 
В этой связи важнейшая  задача текущей политики на федеральном  и региональном уровнях - создание механизма  обеспечения финансовой безопасности, с помощью которого должны быть достигнуты следующие приоритетные цели: 
• активизация финансовой сферы реального сектора путем  мобилизации внутрихозяйственных  резервов; 
• преодоление дезинтеграции  фин.и денежно-кред.системы, достижение согласованного действия всех осн. звеньев фин.инфраструктуры: бюдж., налог. и кред.систем, фондового рынка, системы страх-я, валютных и других инструментов; 
• формир-е и целевое использование инвест.потенциала производства, активизация инвестиционного процесса в целом; 
• возмещение и накопление капитала на новой технической основе; 
• создание механизма меж- и внутриотраслевой конкуренции  капиталов; 
• устранение преимуществ  спекулятивного банк. и торгового капиталов по сравнению с промышленным капиталом; 
• разрешение кризиса неплатежей как одной из существенных причин нынешнего тяжелого финансового  положения подавляющего большинства  предприятий. 
На наш взгляд, необходимо замкнуть кругооборот фин. и бюдж. ресурсов в нац. экономике, перекрыть «черные дыры» утечки капиталов, развернуть фин.потоки в сторону реального сектора экономики, отказаться от чрезмерных ожиданий стихийного самооздоровления росс.экономики. Для проведения такой политики необходимы политическая воля, а также концентрация и усиление фед.власти, в том числе повышение координирующей роли фед. эк. и фин. ведомств.


Информация о работе Роль финансовой системы в национальной безопасности страны