Ст-т гр.: МЭ 1 – 08
Арзыкулов Азатбек
Роль государства
в переходный период:
С обретением независимости
Кыргызстан оказался перед исторической
необходимостью самостоятельного реформирования
экономики, перехода к новым, рыночным
отношениям. Эта задача серьезно осложнялась
не только ограниченными материальными
и финансовыми ресурсами, но и
распадом СССР, повлекшим за собой
разрыв хозяйственных связей, обвальное
падение производства, резкий спад
инвестиционной активности и т.п. Страна
оказалась в состоянии глубокого
экономического кризиса. В течение
1990 - 1995 г.г. ВВП сократился почти
на 50%, промышленное производство - на 65%,
продукция сельского хозяйства -
на 25% , валовые инвестиции - на 54%. Показатели
торговли ухудшились почти на 40% за 1992-1994
г., в основном из-за роста цен на импорт
нефтепродуктов и природного газа. Реальные
доходы населения снизились до самого
низкого уровня. В результате значительная
часть населения продолжает испытывать
большие трудности, которые только частично
компенсируются через социальные программы
и гуманитарную помощь. На сегодняшний день существует
две основных теорий решающие проблемы
рынка, которые абсолютно противоречат
друг другу, но на которых нет однозначного
ответ. Сторонники Кейнсианства говорят
о том, что все рычаги должны быть сконцентрированы
в руках государства, и оно само должно
регулировать рынок так как ей это необходимо.
После распада СССР на политической карте
появились множество суверенных государств,
которые перешли от командно-административного
к либеральному, свободному рынку, который
должен был самостоятельно с помощью «Не
видимой руки» А.Смита регулировать рыночные
отношения. Но на практике же, мы видим,
что этот переходный период у некоторых
стран затянулся. Сегодняшний Кыргызстан
находится в подвешенном состоянии, в
котором не утихают споры по наиболее
подходящей системе управления, конституции
и многим другим законам и реформам, сменяя,
было правительство на новое. Среди многочисленных
изменений, происходящих в переходный
период, некоторые же носят необходимый,
неизбежный характер и существуют три
закономерности : yтрата государством
функций единоличного распоряжения экономическими
ресурсами, бюджетный кризис и трансформационный
спад. Т.е можно сказать о том, что в первые
годы суверенитета КР провела не эффективно
политику приватизации средних и больших
государственных объектов, не эффективную
политику в области международных интеграционных
процессах дав доступ на внутренний рынок
ВТО и другим организациям. Как видим, эти закономерности
носят в основном отрицательный характер
и находят выражение в кризисах. Это связано
с тем, что в переходный период экономика
переживает чрезвычайно болезненные перемены
который выражается в социально-экономической
и политической ситуации в стране. Но только
осознание неизбежности этих кризисов
и их быстрое преодоление дает возможность
создать рыночную экономику. Главная
закономерность переходного периода -
утрата государством функций единоличного
распоряжения ресурсами. Как известно,
в период командно-административной системы
государство было единственным собственником
и всесильным распорядителем всех материальных
богатств общества. Теперь значительная
часть имущества переходит в частную собственность,
и государство теряет монопольную власть
на принятии экономических решений.
Это ведет к принципиальным изменениям
положения государства в экономике.