Роль государства в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.

Файлы: 1 файл

контрольная по ГРЭ.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)
  1. Роль государства в регулировании экономики.

 

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Однако не следует думать, что государство стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое положение страны. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами государственного регулирования. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику возникла в связи с тем, что рыночный механизм порождает ряд негативных последствий. Кроме того, сама общественная жизнь требует вмешательства государства как особого инструмента, обладающего исключительным и общепризнанным правом принуждать. Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи этой книги надолго определили механизм государственного вмешательства в экономику.

В смешанной экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится вполне определенная роль, так как рынок, подобно любой хозяйственной системе, не является идеальным механизмом. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому естественно, что государство стремится разработать такой механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным рыночным последствиям в экономике: монополизму, бедности, кризисам, спадам и т.п.

 

2. Экономическая система. Модели смешанной экономики.

 

В самом общем виде экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих экономическую структуру общества.

Для классификации различных экономических  систем используют два основных критерия: (а) преобладающую форму собственности на средства производства и (б) способ координации и управления экономической деятельностью. С большой долей условности можно выделить модели традиционной, командной и рыночной экономики, которые различаются методами решения основных экономических проблем.

Сегодня нельзя говорить о наличии  в том или ином государстве одной из трех экономических моделей в чистом виде. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех систем. В экономике смешанного типа рыночные механизмы дополняются активной деятельностью государства, а также в какой-то степени и традициями. Свободный рынок времен Адама Смита ушел в прошлое. Государство не только определяет таможенную и налоговую политику, но и регулирует действия монополий на рынке, имеет свой сектор в экономике, производит, а в отдельных случаях и распределяет товары и услуги, контролирует некоторые цены (например, на энергоносители). В то же время степень государственного вмешательства в экономику является спорным вопросом. Многие страны решают его по-разному.

Так, «шведская система» характеризуется активным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Сердцевину этой системы образует социальная политика. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний.

Японскую модель экономики отличают развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций в сочетании с заимствованием у других стран всего того, что нужно для ее развития.

В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.

Однако, в любом случае для смешанного типа организации экономики характерны:

1) многообразие форм и видов  собственности, среди которых  главная роль принадлежит частной собственности на средства производства и результаты хозяйственной деятельности;

2) развитая система  рынков, конкуренции и цен;

3) возможность для  любого хозяйствующего субъекта  в рамках соблюдения законности реализовать свои творческие способности и самостоятельно решать основную экономическую проблему «что? как? Для кого?»;

4) эффективная роль  правительства в регулировании  экономики. Основными инструментами регулирования рынка выступают государственные программы, системы налогообложения, финансово-кредитная система, трудовое законодательство и т.п.;

5) открытость экономики,  означающая, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в праве предпринимателей при соблюдении определенных условий осуществлять внешнеэкономические операции по сбыту своей продукции, внедрению инвестиционных проектов, приобретению инновационных технологий, оказанию консалтинговых услуг и т.д.;

6) сохранение духовных  ценностей народа, традиций, обычаев  и хозяйственных навыков.

 

 

Рисунок 1. Модель смешанной  экономики.

 

3. Основные  экономические функции правительства  в смешанной экономике.

 

Реальные экономические системы являются "смешанными". В них наряду с рыночной системой активную роль в экономике играет правительство. Основные экономические функции правительства в смешанной экономике:

1. Поддерживать и облегчать функционирование  рыночной системы. Это предполагает:

    • Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы (определение "правил игры", регулирующих отношения между участниками рынка, применение полицейских сил для поддержания порядка и т.д.);
    • Защита конкуренции от монополии (ситуация, когда число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену производимого продукта).

2. Усиливать и модифицировать функционирование рыночной системы. Это предполагает:

    • Перераспределение дохода и богатства с помощью:  
      а) прямого вмешательства в функционирование рынка (гарантированные цены фермерам на сельскохозяйственную продукцию, минимальная заработная плата и т.д.);  
      б) трансфертных платежей (пособия мало обеспеченным, безработным, пенсии инвалидам);

          в)    налоговой системы.

    • Корректирование распределения ресурсов, которое необходимо либо когда рыночная система производит "не те" количества определенных товаров (связано с переливами ресурсов или побочными эффектами), или когда рыночная система вообще не в состоянии производить определенные товары и услуги, являющиеся государственными или социальными благами.  
      Когда производство или потребление товара порождает не компенсируемые издержки у третьей стороны (не являющейся участницей сделки), возникают побочные эффекты в виде издержек перелива (например, загрязнение окружающей среды). Издержки перелива приводят к чрезмерному поступлению ресурсов в некоторые отрасли, которые могут быть устранены путем законодательных мер или введением особых налогов.  
      Примерами выгод перелива (достаются третьим сторонам) являются медицинские обследования, образование и т.д. Выгоды перелива сопровождаются дефицитом ресурсов для некоторых отраслей, которые могут быть устранены с помощью субсидий либо потребителям, либо производителям.

Государственные, или  общественные, блага обычно являются неделимыми и влекут за собой выгоды, от пользования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага. Классическим примером является маяк, светом которого могут пользоваться все суда. К общественным благам также относятся:  
пожарная охрана, регулирование паводков и т.д. Обеспечивать такие услуги должно государство.

  1. Правительство должно стабилизировать экономику, Помогать ей обеспечивать полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен.

Важнейшей составной  частью смешанной экономики является частный сектор, представленный домохозяйствами  и деловыми предприятиями.

Домохозяйства играют в  экономике двойственную роль — они  являются основными поставщиками всех ресурсов (а значит и получателями доходов) и одновременно основной расходующей  группой.  
В проблеме распределения дохода различают функциональное распределение (связано со способом, которым денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль) и личное распределение дохода (связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств — в рыночной системе доход распределяется неравномерно). Домохозяйства распределяют свой общий доход на индивидуальные налоги, сбережения и покупку товаров и услуг.

Вторым основным компонентом  частного сектора являются деловые  предприятия. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, магазина, шахты, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятиях, называется фирмой. Фирма может иметь как одно, так и много предприятий  
(в таком случае фирма может быть объединением "горизонтального", "вертикального" типа или "конгломератом"). Группа фирм, производящих одинаковую или подобную продукцию, образуют отрасль. Выделяют три основные правовые формы деловых предприятий: единоличное владение, партнерство, корпорация.

Единоличное владение —  самостоятельное ведение дел  в своих интересах. Преимущества: легко учредить, владелец имеет значительную свободу действий и сильный непосредственный стимул вести дела эффективно. Недостатки: финансовые средства обычно ограничены личными финансовыми активами предпринимателя. Владелец должен принимать все основные решения, поэтому нельзя использовать выгоды специализации управления. Единоличный владелец несет неограниченную ответственность, рискует не только активами фирмы, но и своей личной собственностью.

Партнерство — форма  организации бизнеса, когда два  или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его  управлении. Преимущества: легко организовать. Возможность специализации в управлении, финансовые ресурсы менее ограничены, чем ресурсы единоличного владения. Недостатки: возможность несогласованной политики при несовместимости интересов партнеров. Выход одного партнера из фирмы впечет за собой, как правило, распад фирмы. Неограниченная ответственность.

Корпорация — правовая форма собственности, при которой  капитал образуется путем объединения  индивидуальных капиталов с помощью  выпуска акций и облигаций. Преимущества: могут объединять финансовые ресурсы не ограниченного числа лиц. Ограниченная ответственность (владельцы корпорации рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций). Благодаря эффективности в привлечении капитала, могут привлекать преимущества из технологий массового производства и высокой  
специализации в управлении. Продажа акций не подрывает целостности корпорации, чем обеспечивается ее устойчивость. Недостатки: регистрация устава корпорации сопряжена с бюрократическими трудностями и расходами на юридические услуги. В корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений (выпуск не имеющих никакой стоимости ценных бумаг). Часть доходов корпорации, выплачиваемая в качестве дивидендов, облагается налогом дважды: первый раз как часть прибыли корпорации, второй раз как часть личного дохода владельца акции. Функции собственности и контроля разделены.

Важным компонентом  смешанной экономики является государственный  сектор. Воздействие государства  на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы, хотя существует и много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь (регулирующая роль государства в сфере производства, занятости, производительности труда, уровня цен и размещения ресурсов).

Основные виды государственных  расходов - это государственные закупки  товаров и услуг, и трансфертные платежи.

Доходы государства  обеспечиваются в основном за счет налоговых поступлений.

В зависимости от различных  признаков налоги делятся на следующие  группы:

- от объекта налогообложения  - на прямые и косвенные;

- от органа, осуществляющего  взимание и распоряжение налогом  — на государственные и местные;

- от порядка использования  — на общие и специальные;

- от соотношений между  доходом и ставкой налога —  на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Информация о работе Роль государства в регулировании экономики