Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами, на принципах равноправного сотрудничества.
Роль государства ограничивается тем, что оно создает условия и обеспечивает свободу международной торговли. В отношении экспорта и импорта действует принцип свободного ценообразования, а в системе расчетов – свободная конвертируемость валют. В то же время принципы равноправного рыночного сотрудничества постоянно попадают под различные фискальные и валютные ограничители, которые правительство вынуждено принимать под давлением различных социальных групп населения (группы давления).

Файлы: 1 файл

Контрольная по мировой.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)
  1. Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности

 

Под внешнеэкономической  политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических  отношений с другими странами, на принципах равноправного сотрудничества.

Роль государства  ограничивается тем, что оно создает  условия и обеспечивает свободу  международной торговли. В отношении  экспорта и импорта действует  принцип свободного ценообразования, а в системе расчетов – свободная конвертируемость валют. В то же время принципы равноправного рыночного сотрудничества постоянно попадают под различные фискальные и валютные ограничители, которые правительство вынуждено принимать под давлением различных социальных групп населения (группы давления).

Механизмы внешнеэкономического регулирования неразрывно связаны с внутренней экономической политикой государства. Их содержание обусловлено задачами расширенного воспроизводства, которые государство решает в рамках своего национального хозяйства, используя преимущества, которые дает международное разделение труда. Одной из основных целей внешнеэкономической политики является достижение сбалансированности внешнеторговых операций. 

 Достижение  этой цели складывается в результате  столкновения экономических и  социальных интересов различных групп населения, как общая результирующая множества подцелей, которые в значительной степени противоположны друг другу. Правительству приходится постоянно выбирать приоритеты и инструменты внешнеэкономической политики, которые максимально приближали бы национальную экономику к основной цели и минимизировали социальные потери.Данное обстоятельство порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух направлений: либерализации и протекционизма.

Протекционизм – политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а, зачастую, – на захват внешних рынков.

Либерализация – политика, связанная со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Выбор того или  иного направления внешнеэкономической  политики – сложный процесс, поскольку любое решение для одних групп населения приносит экономический эффект, а для других оборачивается социальными и экономическими потерями.

Достижение  любой из поставленных целей,о которых речь шла выше, зависит:

· от инструментов внешнеэкономической политики;

· от способности и готовности субъектов власти использовать эти инструменты;

· от готовности населения страны принять эти цели и нести социальные издержки.

Рис.1 Инструменты внешнеэкономической политики

Основным инструментом фискальной торговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный  тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, в отдельных случаях при экспорте и транзите иностранных товаров по территории страны. Он применяется:

· как средство фискальной торговой политики для увеличения доходной части бюджета;

· для защиты национальных производителей от иностранных конкурентов;

· для перераспределения и увеличения прибыли у национальных производителей.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.

Таможенные пошлины бывают трех видов:

· адвалерные (advalorem tariffs) – наиболее распространенные, взимаемые в процентах от цены товара (например, 10 % к цене автомобиля). В 90-х годах в индустриально развитых странах средний уровень адвалерной ставки составлял 6 %;

· специфические – в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или штуки товара (например, 10 долларов с каждой тонны лома цветных металлов);

· смешанные – при которых товар одновременно облагается и адвалерной, и специфической пошлинами.

Основными инструментами  валютно-денежной политики, регулирующим и внешнюю торговлю, являются обменный курс, депонирование внешних кредитов, валютный контроль.

Обменный курс отражает стоимость национальной валюты на мировом рынке, этот курс имеет первостепенное значение для масштабов внешнеторговых операций. Принципы ценообразования на валютном рынке устанавливает правительство страны путем выбора соответствующей системы обменного курса. При этом различают свободный и твердый валютный курс.

При свободном формировании валютного курса (флоутинг) изменения  в соотношении обмена (ревальвация / девальвация) происходит свободно, без государственного вмешательства, в зависимости от динамики предложения спроса на валюту.

Изменение курсов валюты отражается на экспорте и импорте и оказывает, таким образом, влияние на занятость, рост и уровень цен, темпы экономического роста, внешнеторговый баланс.

Депонирование внешних кредитов является формой контроля получения кредитов предприятиями за границей для осуществления торговых операций. Субъект внешнеэкономических операций, получивший торговый кредит за границей, должен определенный процент (в крайнем случае, до 100 %) депонировать на хранение в Центральный или другой уполномоченный банк.

Валютный контроль – это форма контроля, связанная с требованиями государства сдавать или продавать валюту, хранить ее на специальных счетах, ограничивать вывоз из страны.

Она применяется как мера для ограничения оттока капиталов  из национальной экономики.

Помимо приведённых  выше, существуют также и нетарифные методы. Их роль во влиянии на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов.

Принято выделять следующие три основные группы нетарифных мер:

· прямое воздействие на цены;

· количественные ограничения;

· правовой режим, который не ограничивает экспорт и импорт как таковой, но в результате его применения такие ограничения происходят.

1. К прямому  воздействию на экспортные и  импортные цены относятся следующие  нетарифные меры:

· субсидии государства, которые выплачиваются производителям, чтобы компенсировать их убытки, понесенные при сбыте продукции за рубежом;

· оказание финансовой и организационно-правовой помощи при продвижении товаров на внешний рынок (выставки, информация, организация контактов);

· государственное страхование внешнеторговых рисков;

· применение методик таможенных оценок, позволяющих произвольно увеличивать размеры пошлин (отнесение товара к различным группам, использование внутренних или мировых, оптовых или розничных цен, оценка стоимости по конечной продаже, выбор аналогов и т.д.).

2. К количественным  ограничениям относятся:

· квоты как форма гарантий национальным производителям на долю внутреннего рынка. Они устанавливаются скорее из политических, чем экономических соображений и часто используются как форма давления на другие страны с целью расширения национального экспорта;

· законодательные требования по использованию бюджетных средств на закупку только отечественной продукции;

· законодательное требование, чтобы в продукции сложного технического назначения использовался определенный процент стоимости, которая должна иметь отечественное происхождение;

· таможенные формальности, административные проволочки, требование специальных разрешений;

· технические стандарты и нормы;

· санитарные и ветеринарные нормы;

· требования к упаковке, маркировке, разливу и т. п.;

· ограничение услуг;

· запрет на экспорт и импорт для защиты здоровья населения (наркотики, алкоголь, табак, экологически неблагоприятные продукты и товары), сохранения национальных ценностей, обеспечения национальной безопасности;

· запрет на экспорт и импорт как гуманитарное действие (ввоз животных и растений, занесенных в “красные книги”);

· эмбарго как форма политического давления.

3. Другие меры, непосредственно не направленные  на ограничение импорта или  стимулирование экспорта, но действие  которых зачастую ведет именно  к этому результату:

· лицензирование внешнеэкономических операций;

· требования осуществлять расчеты через определенные банки;

· требования поставки определенных товаров на внутренний рынок за право импорта или экспорта;

· требования к рекламе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Показатели  открытости экономики отражают степень и условия взаимодействия отдельной экономики с другими странами и используются в качестве важнейших характеристик открытой экономики. В то же время для определения взаимоотношений между странами в рамках теории открытой экономики используются модели малой и большой открытой экономики. Модель малой открытой экономики описывает экономику страны, в которой цены принимаются стабильными, а хозяйственная деятельность не оказывает заметного влияния на состояние мировой экономики, так что импульсы, исходящие из нее в мировое хозяйство, не имеют возвратного действия в краткосрочном периоде.

В данной ситуации рассматривается ситуация применения стимулирующей фискальной или бюджетно-налоговой  политики в условиях плавающего обменного  курса. В результате применения которой через увеличение ставки банковского процента выше мирового уровня, будет осуществлен приток иностранного капитала в страну. Следовательно, дополнительный спрос на иностранную валюту, вызванный увеличением импорта товаров (результат роста доходов при фискальной политике государства), будет превышен ее дополнительным предложением. За этим последует удорожание национальной валюты, которое приведет к сокращению спроса на нее, уменьшатся инвестиции.

В итоге, снижение налогов в модели малой открытой экономики приведет к росту располагаемого дохода, простимулирует потребление и сократит объем национальных сбережений.

 

 

 

 

 

 

 

3. А)Сначала узнаем цену товара в каждой стране

 Для этого  приравниваем спрос и предложение  в каждой стране, получаем:

В стране А р= 1,83

В стране Б р= 0,6

Следовательно, импортером будет выступать страна А, т.к. там цена выше.

Далее, рассчитаем мировую цену, для этого используем такую формулу 

Qbs-Qbd=Qad-Qas

В результате подсчетов  получаем мировую цену равную 1,4

Ответ: Объем импорта составляет 26 единиц.

  Б) При обмене 100 долларов будет получено 775 долларов

При обмене 10000 рублей будет получено 1257 долларов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Алехин А.П., Кармолицкий  А.А., Козлов Ю.М. Административное  право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.

2. Бахрах Д.Н. Административное  право России: Учебник. М., 2000.

3. Ищенко Б.А. - Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под ред. Б. А. Ищенко. - М.: Экономика, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Кафедра______________________________________________________

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине_____________________________________________________

На тему:    ________________________________________________

 

 

Выполнила студентка

Заочной формы  обучения

Специальности_________

______________________

______курса______группы                           ____________  / ________________ 

                                                                                                                                                            (подпись)                             (И.О. Фамилия)

 

Отметка______________

Руководитель  работы

_________кафедры_____________                  ____________/ _______________

   (должность)           (наименование)                (подпись)                   (И.О. Фамилия)

Оренбург

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности