Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1)определено значение государственного регулирования экономики и функции государства;
2)дана характеристика методов государственного воздействия на рынок;
3)выявлены проблемы и направления государственного регулирования экономики РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Значение государственного регулирования экономики, функции государства……………………………………………………………..….5
Методы государственного воздействия на рынок………..……………11
Проблемы и направление государственного регулирования экономики РФ……………………………………………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………....33
Список использованной литературы……………………………………..34

Файлы: 1 файл

Чебоксарский кооперативный институт.docx

— 340.28 Кб (Скачать файл)

Чебоксарский кооперативный институт

Российского университета кооперации

 

                                                                                               Кафедра 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему:

«Роль государства  в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила студентка

                                                                             Факультета финансы и кредит 

                                                                             гр. ЭКб14Д

                                                                             Машина Ирина Юрьевна

                                                                             Научный руководитель:

 

 

Чебоксары

2012

Содержание:

           Введение……………………………………………………………………3

  1. Значение государственного регулирования экономики, функции государства……………………………………………………………..….5
  2. Методы государственного воздействия на рынок………..……………11
  3. Проблемы и направление государственного регулирования экономики РФ……………………………………………………………………….…22

         Заключение………………………………………………………………....33

        Список использованной литературы……………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение экономической роли государства  – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Отечественная экономическая наука  переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые

исследования, которые носят  уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные  её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.    В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти. В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка.

Выбранная мною тема «Роль государства в рыночной экономике» не случайна и, на мой взгляд, весьма актуальна. Проблема государственного регулирования экономики является, по моему мнению, определяющей для каждого государства. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, регулируя и четко прослеживая степень своего вмешательства. Рыночная система характеризуется прежде всего гибкостью и динамизмом в принятии решений со стороны всех экономических агентов. На мой взгляд, невозможно допущение того, чтобы государственная политика отставала от преобразований в рыночной системе, иначе она может трансформироваться из эффективного катализатора и регулятора в бюрократический механизм, препятствующий развитию экономики.

 Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:       

   1)определено значение государственного регулирования экономики и функции государства;    

   2)дана характеристика методов государственного воздействия на рынок; 

   3)выявлены проблемы и направления государственного регулирования экономики РФ.          

Объектом исследования в  курсовой работе является рыночная экономика, предметом – роль государства  в ее регулировании. 

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

  1. Значение государственного регулирования экономики,                

функции государства

          Огромная роль государства и способность его регулирования некоторых экономических процессов  зависит от связи экономики и политики. Государство - есть стержень существующей общественной системы, оно контролирует власть и санкционирует все другие негосударственные институты[8]. Государство формирует принципы и организует формы общественной жизни. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором экономического развития. С возникновением государства складывается его экономическая деятельность. Экономическая политика государства становится основным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Великая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции и рынка о которой писал А. Смит. Государственное регулирование экономики в условиях рыночной экономики - это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям [8]. Государственная политика регулирования экономики является       объективно необходимой для любого правительства не зависимо от того рыночная или      командно-распределительная экономика.                                                
            В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать.   Однако такая система показала свою неэффективность и    несостоятельность.       
           В рыночном хозяйстве, перед правительством, не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Государство при такой системе не имеет право распоряжаться ресурсами, капиталами и произведенными товарами. Рыночная система - это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь имеются исключительное значение. Уже в период свободной конкуренции рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста, когда значительная часть производительных сил перерастает рамки частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, науки, космосом, воспроизводством рабочей силы, экологии и т.д. Появляется необходимость вмешательства в механизм регулирования экономических и политических решений. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, сдвиги в отраслевой и региональной структуре, поддержке экспорта и т.д. Ныне, определенный механизм государственного регулирования экономики сложился в развитых странах мира: во Франции, Германии, Испании, Австрии, Нидерландах, Скандинавских странах. Слабее развито в Англии, США, Канаде. Австралии и др.  
Особенно важно государственное регулирование экономики для развивающихся стран и бывших социалистических государств, в том числе Казахстана, где такие новые формы государственного регулирования экономики не имеют еще собственного опыта. Поэтому, чтобы не повторять ошибки, сочетания рыночной экономики и государственного регулирования, необходимо целесообразно изучить и использовать в практике государственное регулирование экономикой. Из государственной экономической политики можно выделить генеральные и конкретные  цели. Среди генеральных целей приоритетными является достижение экономической и социальной сбалансированности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптация рыночного механизма к различным ситуациям. 
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов, опираясь на собственный сектор экономики. Субъектами государственного регулирования экономики выступают центральные, региональные, муниципальные или коммунальные органы управления следующего типа:

  1. государственный монополизм в управлении хозяйством. Он характерен для социалистических стран, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
  2. различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «Японской», «Шведской» модели, в модели социально-ориентированного рыночного хозяйства Германии, Австрии, в «Китайском» варианте развития;
  3. крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства, как в США.

          Государственное регулирование экономики эффективно там, где сильная законодательная, исполнительная и судебная государственная власть.  
          Под влиянием экономической политики государства, любая национальная рыночная экономика развивается как определенная функциональная экономическая система со сложившимся количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответствие занимается государство через определенные функции. Так, в лице функциональной экономической системы создается динамически саморегулирующая подсистема, их структурные элементы, которые направлены на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке. Она создает условия для обмена информацией, товарами, услугами, технологий, ноу-хау, различными формами капитала, рабочей силой и др. Так, например, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5 % от ВВП; объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров, как минимум в течение трех месяцев; критический уровень безработицы не должен превышать 15-20 % от общего числа трудоспособного населения и т.д. Поддержание таких относительных параметров на определенном уровне с помощью государственного регулирования сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста. Типичный пример для функциональной экономической системы: формирование конкурентной системы; система регулирования денежной массы в обращении; система поддержания уровня внутренних цен; система стимулирования совокупного спроса; система поддержания платежного баланса и др.                    Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

  • Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.
  • Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.
  • Функция защиты конкуренции. Например, в Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, — и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.
  • Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
  • Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.
  • Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:
    • минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики;
    • создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка;
    • обеспечение социальной защиты населения;

Для достижения указанных целей  правительство использует прямые и  косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.   Функциональные экономические системы, посредством саморегулирования и государственной политики, избирательно объединяют различные элементы рыночной инфраструктуры для результативной деятельности всего народного хозяйства. В промышленно развитых странах механизм саморегуляции способствует «угасанию» экономических кризисов, которые периодически потрясали большинство капиталистических стран. 
Экономические кризисы наглядно показали, что в экономике развитых стран появляются эффективные механизмы саморегуляции и государственной регуляции с социальной ориентацией.       Таким образом, государство определяет правовую основу и социальную среду эффективного функционирования национальной экономики. Для этого перераспределяется доход и ресурсы, контролируется уровень занятости и инфляция.  Государственное регулирование экономики - представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера в целях стабилизации экономической системы, ее приспособления к изменяющимся условиям.

 

  1. Методы государственного воздействия на рынок

Выполнение сложных функций  по регулированию рыночных отношений  может быть эффективным в том  случае, когда в руках государства  сосредоточены мощные экономические  рычаги управления, когда оно само экономически сильно.        Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои: 1) расходы;

2) налогообложение;

3) регулирование;

4) государственное предпринимательство.

    Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей.       Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.).   Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д [7].             Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.     Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.   Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 % всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени.  В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики.          Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:            1) Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.   2) В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.        Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике