Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1)определено значение государственного регулирования экономики и функции государства;
2)дана характеристика методов государственного воздействия на рынок;
3)выявлены проблемы и направления государственного регулирования экономики РФ.
Введение……………………………………………………………………3
Значение государственного регулирования экономики, функции государства……………………………………………………………..….5
Методы государственного воздействия на рынок………..……………11
Проблемы и направление государственного регулирования экономики РФ……………………………………………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………....33
Список использованной литературы……………………………………..34
Чебоксарский кооперативный
Российского университета кооперации
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Роль государства в рыночной экономике»
Чебоксары
2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..34
Введение
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые
исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в. В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти. В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка.
Выбранная мною тема «Роль государства в рыночной экономике» не случайна и, на мой взгляд, весьма актуальна. Проблема государственного регулирования экономики является, по моему мнению, определяющей для каждого государства. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, регулируя и четко прослеживая степень своего вмешательства. Рыночная система характеризуется прежде всего гибкостью и динамизмом в принятии решений со стороны всех экономических агентов. На мой взгляд, невозможно допущение того, чтобы государственная политика отставала от преобразований в рыночной системе, иначе она может трансформироваться из эффективного катализатора и регулятора в бюрократический механизм, препятствующий развитию экономики.
Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1)определено значение государственного регулирования экономики и функции государства;
2)дана характеристика методов государственного воздействия на рынок;
3)выявлены проблемы и направления государственного регулирования экономики РФ.
Объектом исследования в курсовой работе является рыночная экономика, предметом – роль государства в ее регулировании.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
функции государства
Огромная роль государства и способность
его регулирования некоторых экономических
процессов зависит от связи экономики
и политики. Государство - есть стержень
существующей общественной системы, оно
контролирует власть и санкционирует
все другие негосударственные институты[8].
Государство формирует принципы и организует
формы общественной жизни. Государство
породило новую форму общественной обусловленности
поведения человека, отделив общий интерес
от частного. Поэтому возникновение и
существование государства является не
только исторически необходимым, но и
общественно прогрессивным и значимым
фактором экономического развития. С возникновением
государства складывается его экономическая
деятельность. Экономическая политика
государства становится основным звеном
и необходимым элементом рыночной системы.
«Великая рука» правительства должна
регулировать «невидимую руку» конкуренции
и рынка о которой писал А. Смит. Государственное
регулирование экономики в условиях рыночной
экономики - это типовые меры законодательного,
исполнительного и контролирующего характера
в целях стабилизации и приспособления
существующей социально-экономической
системы к изменившимся условиям [8]. Государственная
политика регулирования экономики является
объективно необходимой для любого правительства
не зависимо от того рыночная или
командно-распределительная экономика.
В
распределительной экономике государство
берет на себя все права и обязанности
по производству и распределению товаров
и услуг. Здесь просто нечего регулировать.
Однако такая система показала свою неэффективность
и несостоятельность.
В рыночном
хозяйстве, перед правительством, не стоят
задачи непосредственной организации
производства товаров и распределения
ресурсов. Государство при такой системе
не имеет право распоряжаться ресурсами,
капиталами и произведенными товарами.
Рыночная система - это прежде всего прерогатива
в принятии решений производителями и
потребителями. И все же регулирующие
функции государства здесь имеются исключительное
значение. Уже в период свободной конкуренции
рыночный механизм не в состоянии решить
все проблемы экономического роста, когда
значительная часть производительных
сил перерастает рамки частной собственности
и государство вынуждено брать на себя
содержание больших структур экономики:
железных дорог, почты, телеграфа и т.д.
Усиление межгосударственной интеграции
на основе разделения труда приводит к
перерастанию общих экономических процессов
за национальные границы, формированию
новых социально-экономических проблем,
связанных с обороной, науки, космосом,
воспроизводством рабочей силы, экологии
и т.д. Появляется необходимость вмешательства
в механизм регулирования экономических
и политических решений. В современных
условиях государственное регулирование
экономики является составной частью
воспроизводства. Оно решает задачи стимулирования
экономического роста, регулирования
занятости, сдвиги в отраслевой и региональной
структуре, поддержке экспорта и т.д. Ныне,
определенный механизм государственного
регулирования экономики сложился в развитых
странах мира: во Франции, Германии, Испании,
Австрии, Нидерландах, Скандинавских странах.
Слабее развито в Англии, США, Канаде. Австралии
и др.
Особенно важно государственное регулирование
экономики для развивающихся стран и бывших
социалистических государств, в том числе
Казахстана, где такие новые формы государственного
регулирования экономики не имеют еще
собственного опыта. Поэтому, чтобы не
повторять ошибки, сочетания рыночной
экономики и государственного регулирования,
необходимо целесообразно изучить и использовать
в практике государственное регулирование
экономикой. Из государственной экономической
политики можно выделить генеральные
и конкретные цели. Среди генеральных
целей приоритетными является достижение
экономической и социальной сбалансированности,
обеспечение национальных конкурентных
преимуществ, экономической безопасности,
адаптация рыночного механизма к различным
ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам
государственного регулирования, но всегда
исходят из необходимости увязки общественных
и частных интересов, опираясь на собственный
сектор экономики. Субъектами государственного
регулирования экономики выступают центральные,
региональные, муниципальные или коммунальные
органы управления следующего типа:
Государственное
регулирование экономики эффективно
там, где сильная законодательная, исполнительная
и судебная государственная власть.
Под влиянием
экономической политики государства,
любая национальная рыночная экономика
развивается как определенная функциональная
экономическая система со сложившимся
количественными и качественными характеристиками.
Поддержанием их или приведением в соответствие
занимается государство через определенные
функции. Так, в лице функциональной экономической
системы создается динамически саморегулирующая
подсистема, их структурные элементы,
которые направлены на поддержание макроэкономического
равновесия на национальном рынке. Она
создает условия для обмена информацией,
товарами, услугами, технологий, ноу-хау,
различными формами капитала, рабочей
силой и др. Так, например, уровень дефицита
государственного бюджета не должен превышать
5 % от ВВП; объем золотовалютных резервов
должен быть достаточен для покрытия расходов
по импорту товаров, как минимум в течение
трех месяцев; критический уровень безработицы
не должен превышать 15-20 % от общего числа
трудоспособного населения и т.д. Поддержание
таких относительных параметров на определенном
уровне с помощью государственного регулирования
сохраняет равновесие на внутреннем рынке
и обеспечивает устойчивость и динамизм
экономического роста. Типичный пример
для функциональной экономической системы:
формирование конкурентной системы; система
регулирования денежной массы в обращении;
система поддержания уровня внутренних
цен; система стимулирования совокупного
спроса; система поддержания платежного
баланса и др.
Обычно выделяют следующие основные функции
государства в рыночной экономике:
Для достижения указанных целей
правительство использует прямые и
косвенные методы, способствует формированию
инфраструктуры, поддерживает сбалансированность
экономики, для чего использует кредитно-денежные,
ценовые, налоговые инструменты. Функциональные
экономические системы, посредством саморегулирования
и государственной политики, избирательно
объединяют различные элементы рыночной
инфраструктуры для результативной деятельности
всего народного хозяйства. В промышленно
развитых странах механизм саморегуляции
способствует «угасанию» экономических
кризисов, которые периодически потрясали
большинство капиталистических стран.
Экономические кризисы наглядно показали,
что в экономике развитых стран появляются
эффективные механизмы саморегуляции
и государственной регуляции с социальной
ориентацией. Таким образом, государство
определяет правовую основу и социальную
среду эффективного функционирования
национальной экономики. Для этого перераспределяется
доход и ресурсы, контролируется уровень
занятости и инфляция. Государственное
регулирование экономики - представляет
собой систему мер законодательного, исполнительного
и контрольного характера в целях стабилизации
экономической системы, ее приспособления
к изменяющимся условиям.
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои: 1) расходы;
2) налогообложение;
3) регулирование;
4) государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.). Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д [7]. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления. Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 % всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие: 1) Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос. 2) В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода: