Основные данные о работе
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Белоруссия, ООО «Центр
Доступа», г.Могилёв |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
макроэкономика |
Тема |
Роль государства в
рыночной экономике: взаимосвязь экономики
и политики. |
Фамилия |
Голуб |
Имя |
Елена |
Отчество |
Валентиновна |
№ контракта |
2970011400201156 |
Основная часть
Проблема государственного
вмешательства в экономику является,
по моему мнению, является основной
для любого государства, независимо
от того, рыночная ли это экономика
или же распределительная. В распределительной
экономике все проще: государство берет
на себя все права и обязанности по производству
и распределению товаров и услуг.
То есть о регулировании говорить
не приходится: государству просто
некого регулировать. В таком
случае речь идет о замещением
всего многообразия форм собственности
и способов ответа на вопрос "Что,
как и для кого производить?
" одной единственной формой собственности-
государственной, а ответ на основной
экономический вопрос - строгой
централизацией и распределением. Однако
такая система на деле показала свою
неэффективность. Остается рыночный путь
развития. Но в рыночном хозяйстве
государству приходится постоянно
корректировать глубину влияния.
Перед государством не стоят такие
задачи, как непосредственное
производство и распределение ресурсов,
товаров и услуг. Но оно не имеет и
права свободно распоряжаться ресурсами,
капиталом и произведенными
товарами, как это делается в распределительной
экономике. По моему мнению, государство
должно постоянно балансировать, то увеличивая,
то уменьшая степень вмешательства.
Рыночная система - это прежде всего гибкость
и динамизм в принятии решений как
со стороны как потребителей,
так и со стороны производителей.
Государственная политика просто не имеет
права отставать от изменений в рыночной
системе, иначе оно превратится из
эффективного стабилизатора и регулятора
в бюрократическую надстройку, тормозящую
развитие экономики.
Вмешательство государства в экономику
преследует определенные функции.
Как правило, оно корректирует
те "несовершенства",
которые присущи рыночному механизму
и с которыми он сам либо справиться
не в состоянии, либо это решение
неэффективно. Государство берет на себя
ответственность за создание равных
условий для соперничества предпринимателей,
для эффективной конкуренции, за
ограничение власти монополий.
Оно также заботится о производстве
достаточного количества общественных
товаров и услуг, так как рыночный
механизм не в состоянии должным образом
удовлетворять коллективные потребности
людей. Участие государства в экономической
жизни диктуется еще и тем, что
рынок не обеспечивает социально
справедливое распределение дохода.
Государству надлежит заботиться об инвалидах,
малоимущих, стариках. Ему также принадлежит
сфера фундаментальных научных разработок.
Это необходимо потому что для
предпринимателей это очень
рискованно, чрезвычайно дорого и, как
правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится
регулировать рынок труда, принимать меры
по сокращению безработицы. В целом государство
реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной
экономике проявляется через
следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы
для принятия экономических
решений. Государство разрабатывает
и принимает
законы, регулирующие предпринимательскую
деятельность, определяет права и обязанности
граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство
использует бюджетно-налоговую
и кредитно-денежную политику
для преодоления спада производства,
для сглаживания инфляции, снижения безработицы,
поддержания стабильного уровня
цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное
распределение ресурсов.
Государство организует производство
товаров и услуг, которым
не занимается частный сектор.
Оно создает условия для
развития сельского хозяйства,
связи, транспорта, определяет расходы
на оборону, на науку, формирует
программы развития образования, здравоохранения
и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты
и социальной гарантии. Государство
гарантирует минимум заработной
платы, пенсии по старости,
инвалидности, пособие по безработице,
различные виды помощи малоимущим и
т. д. Закон о Федеральной
торговой комиссии расширил диапазон
незаконного поведения и предоставил
независимому антитрестовскому
органу полномочия для
проведения расследований. Большое количество
антимонопольных законов и различных
уточнений к ним доказывают чрезвычайную
важность этих законов для общества.
Действительно, бесконтрольная монопольная
власть может принести существенные
убытки обществу применением нечестной
конкуренции, что вызовет банкротства
мелких производителей, недовольства
потребителей высокими ценами,
а нередко и плохим качеством товаров,
отставание в научно-техническом прогрессе
и много других негативных последствий.
Таким образом, государство выступает
в роли арбитра, который избирает
оптимальное (и наиболее эффективное)
соотношение между монополиями
и конкурентными отраслями. В различные
периоды истории для различных
стран это соотношение было
разным, корректируемым под
особенности развития экономики,
и государство должно умело
и эффективно использовать этот
механизм.
Государство оказывает
воздействие на рыночный механизм
через свои расходы, налогообложение,
регулирование и государственное
предпринимательство. Государственные
расходы считаются одним
из важных элементов макроэкономической
политики. Они влияют на распределение как дохода,
так и ресурсов. Государственные
расходы состоят из государственных
закупок и трансфертных платежей.
Государственные закупки представляют
собой, как правило, приобретение
общественных товаров (затраты
на оборону, строительство и
содержание школ, автодорог, научных
центров и т. д. ). Трансфертные
платежи - это выплаты, перераспределяющие
налоговые доходы, полученные от всех
налогоплательщиков, определенным слоям
населения в виде пособий по безработице,
выплат в связи с инвалидностью
и т. д. Нужно заметить, что государственные
закупки вносят вклад в национальный
доход и непосредственно используют
ресурсы, в то время как трансферты не
используют ресурсы и не связаны с производством.
Государственные закупки приводят
к перераспределению ресурсов от частного
к общественному потреблению товаров.
Они дают возможность гражданам
пользоваться общественными
товарами. Трансфертные платежи
имеют другое значение: они
изменяют структуру производства
товаров индивидуального потребления.
Суммы, взятые в виде налогов у
одних слоев населения, выплачиваются
другим. Однако те, кому предназначаются
трансферты, тратят эти деньги
на иные товары, чем и достигается
изменение структуры потребления. Другим
важным инструментом государственной
политики является налогообложение.
Налоги - основной источник
бюджетных средств. В государствах
с рыночной экономикой взимаются различные
виды налогов. Одни из них носят
видимый характер, например подоходный
налог, другие не столь очевидны,
поскольку накладываются на производителей
сырьевых ресурсов и воздействуют
на домохозяйства косвенным путем в виде
более высоких цен на товары.
Налоги охватывают как домохозяйства,
так и фирмы. В виде налогов в бюджет
попадают значительные суммы . Одна из
основных проблем - справедливость
распределения налогового бремени.
Существует три основные
системы, основанные на
понятии прогрессивности налогообложения
- отношения суммы, взимаемой
в виде налога с дохода конкретного
работника к величине этого дохода. пропорциональный
налог (сумма налога
пропорциональна доходу работника);
регрессивный налог (в процентном отношении
налог взимается тем ниже, чем выше
доход работника);прогрессивный налог
(в процентном отношении чем выше доход,
тем выше налог).Как мне представляется,
наиболее справедливым является
прогрессивный налог, однако процентное
повышение налога не должно
быть значительным, чтобы не ослаблять
стимулы к труду, а следовательно - к большим
заработкам. Как правило, подоходный налог
построен именно по этому принципу. Однако
налоги с продаж и акцизные налоги
являются фактически регрессивными,
так как они в большинстве
случаев перекладываются на потребителей,
в доходе которых одна и та же сумма
занимает различную долю. Задача
государства - собрать налоги таким
образом, чтобы обеспечить потребности
бюджета и одновременно
не вызвать недовольства
налогоплательщиков. При слишком
высоких налоговых ставках
начинается массовое уклонение
от уплаты налогов. На современном
этапе в России происходит именно
такая ситуация. Государству
не хватает средств, оно повышает
налоги, предприниматели все
чаще уклоняются от их
уплаты, следовательно, в бюджет идет все
меньше средств. Государство опять
повышает налоги. Получается замкнутый
круг. Я считаю, что в данной ситуации
резонно понизить налоги. Это
уменьшит стимулы к неуплате,
сделает честное предпринимательство
более прибыльным, приведет
к большим доходам государства
и снизит уровень криминализации бизнеса.
Государственное регулирование призвано
координировать экономические процессы
и увязывать частные и общественные интересы.
Оно осуществляется в законодательной,
налоговой, кредитной
и субвенционной формах.
Законодательная форма
регулирования регламентирует
деятельность предпринимателей. Примером
могут служить антимонопольные законы.
Налоговая и кредитная формы регулирования
предусматривают использование
налогов и кредитов для воздействия
на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки и
льготы, правительство воздействует
на сужение или расширение производства.
При изменении условий кредитования
государство влияет на уменьшение или
увеличение объема производства. Субвенционная
форма регулирования
предполагает предоставление
государственных субсидий или
налоговых льгот отдельным отраслям
либо предприятиям. К их числу обычно относят
отрасли, формирующие общие условия
для формирования общественного капитала(инфраструктуры).
На основе субсидий может оказываться
поддержка и в сфере науки,
образования, подготовки кадров, и
в решении социальных программ. Существуют
также и специальные, или целевые
субсидии, которые предусматривают расходование
средств бюджета по строго определенным
программам. Доля субвенций
в ВНП развитых стран составляет
5-10 процентов. Выделяя субсидии,
снижая налоговые ставки, государство
тем самым изменяет распределение
ресурсов, и субсидируемые отрасли
получают возможность возмещать издержки,
которые невозможно покрыть по рыночных
ценах. Государственное предпринимательство
осуществляется в тех областях, где хозяйственность
противоречит природе частных фирм
или же требуются огромные вложения
средств и риск. Основное
отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная цель
государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода, а в решении
социально- экономических задач, таких
как обеспечение необходимых темпов
роста, сглаживание циклических колебаний,
поддержание занятости, стимулирование
научно-технического прогресса
и т. д. Данная
форма регулирования обеспечивает
поддержку малорентабельных предприятий
и отраслей хозяйства, которые жизненно
важны для воспроизводства. Это
прежде всего отрасли
экономической инфраструктуры
(энергетика, транспорт ,
связь). К проблемам,
решаемым государственным
предпринимательством, относятся
также предоставление населению
льгот в различных областях социальной
инфраструктуры, помощь жизненно важным
науко-капиталоемким отраслям экономики
в целях ускорения научно-технического
прогресса и укрепления на этой основе
позиций страны в мировом хозяйстве,
проведение региональной политики -
строительство в экономически
отсталых районах промышленных предприятий,
создание рабочих мест, охрана окружающей
среды путем внедрения безотходных
технологий, строительства
очистных сооружений, развитие
фундаментальных научных исследований,
производство товаров, являющееся по закону
государственной монополией. Я считаю,
что государственное предпринимательство
должно развиваться только в тех сферах,
где просто нет иного выхода.
Дело в том, что по сравнению
с частными государственные
предприятия являются
менее эффективными. Государственное
предприятие, пусть даже наделенное
самыми широкими правами и ответственностью,
всегда отстает от частного в степени
хозяйственной самостоятельности.
В деятельности госпредприятия
наверняка присутствуют как рыночные,
так и нерыночные, идущие от государства
мотивы. Политические мотивы переменчивы,
они зависят от правительства, распоряжений
министерств и т. д. Поэтому госпредприятия
часто оказываются в сложной
и неясной обстановке, предсказать
которую намного сложнее, чем рыночную
конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные
колебания спроса и цен гораздо легче,
чем предугадать поведение нового министра
или же чиновника, решения которого
зачастую определяют судьбу
предприятия. За ними могут
стоять политические цели, которые
не имеют никакого отношения
к рыночному поведению (стремление
увеличить поступления в бюджет,
желание сохранить штаты и повысить
заработную плату и т. д. ).Как правило,
государственные предприятия не
готовы к рыночному соперничеству,
поскольку рассчитывают не только на
себя, но и на особое отношение
со стороны властей (дотации, налоговые
льготы, гарантии сбыта в рамках
госзаказов). У государственных предприятий
нет обязательств перед акционерами,
банкротство им обычно не грозит. Если
экономика обременена избыточным
количеством государственных предприятий,
в сложное положение попадают
их работники. Именно
они становятся первой жертвой
правительственной политики, направленной
на преодоление чрезвычайных ситуаций.
Список использованных интернет-ресурсов
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную
используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
kazedu |
http://www.kazedu.kz/referat/187240 |