Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:03, курсовая работа
Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.
I Экономическая наука. 3
1. Микроэкономика. 3
2. Макроэкономика. 4
II Государственное регулирование экономики. 4
1. Краткая историческая справка. 4
2. Понятие государственной экономической политики. 6
3. Субъекты государственного регулирования экономики. 7
Четыре линии связи хозяйственных интересов с
государственной экономической политикой.
1). Носители хозяйственных интересов.
2). Выразители хозяйственных интересов.
3). Исполнители хозяйственных интересов.
4). Обратная линия связи.
5). Анкетирование.
4. Объекты государственного регулирования экономики. 10
1). Государственная антициклическая политика.
2). Государственное регулирование экономики в области
отраслевой и территориальной структуры.
3). Накопление капитала.
4). Регулирование занятости.
5). Денежное обращение.
6). Состояние платежного баланса.
7). Цены.
5. Генеральная цель государственного регулирования
экономики и дерево целей. 13
6. Средства государственного регулирования экономики. 13
1). Административные средства.
2). Экономические средства.
3). Государственный бюджет.
4). Налоги.
5). Ускоренное амортизационное списание.
6). Государственный сектор.
7). Средства внешнеэкономического регулирования.
7. Государственное экономическое программирование. 20
1). Объекты программ.
2). Обычные и чрезвычайные программы.
3). Целевые программы.
4). Субъекты экономического программирования.
5). Границы экономического программирования.
8. Механизм государственного регулирования экономики
на примере цен. 21
1). Ценовое право.
2). Наблюдение государства за ценами.
3). Косвенное влияние государства на цены.
4). Прямое государственное вмешательство в процесс
ценообразования.
5). Влияние госсектора.
6). Вклад негосударственного сектора в процесс
регулирования цен.
9. Инфляция. 25
1). Причины возникновения инфляции.
а). Внутренние.
б). Внешние.
2). Типы инфляции.
а). Ползучая инфляция.
б). Галопирующая инфляция.
в). Гиперинфляция.
3). Последствия инфляции.
а). Позитивные функции.
б). Негативные последствия.
4). Управление инфляцией.
10. Безработица. 30
1). Рынок труда.
2). Классификация безработных.
3). Формула вычисления среднемесячного
уровня безработицы.
4). Концепции, трактующие феномен безработицы.
5). Направления государственного регулирования
рынка труда.
6). Биржа труда.
11. Этапы государственного регулирования экономики. 33
III Список использованной литературы. 35
Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы “горячих” денег стремятся как можно скорее избавится от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением “инфляционного психоза”, а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
Классический пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии и ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно.
Процесс инфляции противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.
От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных негативных явлений.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
- снижение реальных доходов населения;
- обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
- потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета);
- ослабление позиций властных структур (снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствие с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта
2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий “нефтяного шока”, ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, предусмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 году они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 году.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, “дозировка” и последовательность применения привлекаемых для лечения средств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине “заболевания”.
Неизменным последствием в частности инфляционного процесса является безработица. В силу важности этой проблемы государство принимает особые меры для регулирования рынка труда.
Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее наема, в том числе величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда..
Наиболее тяжелыми для стран Запада были 30-е годы нашего столетия. В США уровень безработицы достиг 25%. Весьма любопытен график, свидетельствующий о динамике уровня безработицы в США за 100 лет (1890-1990).
Если доля безработных составляет 1-3% в общей армии труда, то незанятость принято считать незначительной. Особенно опасной в социальном смысле является продолжительная хроническая незанятость (отсутствие работы в течение 40 недель и более).
Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
1) потерявшие работу в результате увольнения;
2) добровольно оставившие работу;
3) пришедшие на рынок труда после перерыва;
4) впервые пришедшие на рынок труда.
Соотношение этих категорий зависит прежде всего от фазы экономического цикла.
Среднемесячный уровень безработицы в течение данного года рассчитывается по формуле:
UE*100%
Lue = ------------------
LFc,
где Lue - уровень (норма) безработицы, %; UE - среднемесячная численность безработных; LFc - численность гражданской рабочей силы.
Существуют несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) увеличивается медленнее, чем в машинах, оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому, как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, по демографическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.
В США в 60-х годах естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х - уже 6,6%, в 80-х - около 7%. Превышение же безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием конъюнктуры в стране.
На динамику безработицы влияют, кроме того, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, экономическая и социальная политика государства.
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.
В рамках этой программы в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и в ремонтно-восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х годов был искусственно занижен на 0,8 процентного пункта..
Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается подыскать им вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации.
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. На ряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на конъюнктуру в стране.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму),являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих предложить работу;
6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
7) выплата пособий.
Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращение рабочей недели, создание эффективной системы переподготовки кадров.
Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.
Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов: