Роль государства в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Содержание работы

1. Специализация и кооперирование отраслей производства………………….………2
1.1. Направления, формы и показатели специализации предприятия…….……..…….2
1.2. Формы, основные показатели и сущность кооперирования………………………5
2. Роль государства в условиях рыночной экономики………….…………………..…..9
Список литературы…………………………………………………………..…………..17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)
">      2) Специализация создает предпосылки  и благоприятные условия для  внедрения прогрессивных технологических  процессов, эффективных средств  комплексной механизации и автоматизации  производства.

      3) Специализация обеспечивает более  полное использование действующего оборудования.

      4) На специализированных предприятиях  с массовым характером производства  технический уровень производства  значительно выше, чем на универсальных  предприятиях.

      5) Специализация позволяет максимально  упростить производственную структуру предприятий, то есть состав основных, вспомогательных и обслуживающих цехов и хозяйств.

      6) На основе специализации и  кооперирования производства возникают  более устойчивые связи с поставщиками  и потребителями.

      7) В условиях специализации производства предъявляются более высокие требования к уровню квалификации кадров.

      Экономическая эффективность специализации и  кооперирования – результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность  организационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости, вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повышение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.   

      Вывод: Специализация и кооперирование являются важным фактором повышения эффективности общественного производства. С помощью них широко используется новая высокопроизводительная техника, для более полной механизации и автоматизации производства, это делает экономически оправданным их применение в массовом производстве, что в свою очередь повышает производительность труда и качество выпускаемой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Роль государства  в условиях рыночной  экономики 

      Очень важную роль играет государственное регулирование в территориальном развитии, в определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций,  в выравнивании уровней социально-экономического   развития   регионов   и   формировании    региональных рынков. Государство должно регулировать природопользование, внешнеэкономические связи, структурную перестройку. Рыночный механизм и сегодня нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство.

      Экономические функции государства  определяются потребностями  нормального функционирования рыночной экономики  и развиваются  в двух направлениях:

    1. поддержание и развитие рыночного механизма;
    2. усиление рыночной системы в соответствии с изменением условий развития.

      Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Эти инструменты  государственного регулирования применяются  в методах прямого (не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти) и косвенного (опираются на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности) воздействия на экономику.

Методы прямого государственного воздействия:

      - определение стратегических целей  развития экономики и их выражение  в целевых программах;

      - государственные заказы и контракты  на поставку определенных видов  продукции, выполнение работ,  оказание услуг;

      - государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

      - нормативные требования к качеству  и сертификации технологии и  продукции;

      - правовые   и   административные    ограничения    и    запреты    по    выпуску

определенных  видов продукции;

      - лицензирование операций по экспорту  и импорту товаров.

Методы  косвенного государственного воздействия:

      - налогообложение, уровень обложения  и система налоговых льгот;

      - регулирование цен, их уровень  и соотношение;

      - платежи за ресурсы, ставки  процента за кредит, кредитные  льготы;

      - таможенное регулирование экспорта  и импорта, валютные курсы,  условия обмена валют.

      Таким образом, все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом.

      Государство в современной рыночной экономике  – это предприниматель, инвестор, организатор научно-исследовательских работ и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении,  обмене

    и потреблении  товаров и услуг.

      Функционирование  предприятий различных форм собственности  приводит к конкурентной борьбе на рынках арендных, акционерных, частных и государственных предприятий.

      Государственные предприятия в отличие от частных  больше зависимы от государственных  структур. Они обладают меньшей конкурентоспособностью, для них характерна работа на заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам, им не грозит банкротство. Не мало важно и то, что государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, кредитовании, замораживании долгов).

      Навязывание государственным предприятием некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки делают государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом  и финансовом отношении, чем частные. Рыночная экономика ограничивает деятельность государства и возникает необходимость разгосударствления и приватизации (перемещение ресурсов из государственной собственности в частную).

      Существует  несколько способов разгосударствления:

      - Либерализация рынков – это разгосударствление без изменения государственной собственности. Государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию (расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получение экономической выгоды, предотвращения банкротства), тем самым увеличивается рост числа многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет и малый бизнес, снимает ограничения   для проникновения иностранного капитала. Это все делает  рынки

свободнее.

      - Стимулирование создания и расширения  сферы деятельности смешанных  предприятий (государственно-частных).

      -   Создание    для     государственных     предприятий      рыночных      условий

функционирования. Государством используются меры по ликвидации нерыночной обстановки, в которых  находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот.

      - Денационализация – изменение собственности государственных предприятий. Собственность государственных предприятий может переходить в руки частных лиц, банков, кооперативам и коллективам государственных предприятий.

      В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. Можно выделить два этапа приватизации:

      1 этап. Доступ  к приватизации всех граждан России через приватизационные чеки (ваучеры). Главными целями этого этапа являлись: сформирование широкого слоя частных собственников, привлечение в производство инвестиций, были предложены мероприятия по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров). Эти цели были достигнуты.

      2 этап. Продажа акций за деньги. Через акционерную продажу, передачу пакетов акций в залог и доверительное управление, использование конвертируемых облигаций и производных ценных бумаг при раскреплении пакетов акций из федеральной собственности. На данном этапе складывается слой акционеров, заинтересованных в развитии предприятий, осуществляется накопление капитала, развивается рынок ценных бумаг, возможно привлечение иностранного капитала и образование совместных компаний.

      Вообще, управление Российской Федерацией основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России, а, следовательно, на федеральных принципах.

      Российское  государство является социальным, т.е. его политика направлена на создание   условий,   обеспечивающих   достойную   жизнь   и   свободное   развитие

каждого его жителя. Согласно Конституции  в Российской Федерации охраняется труд, здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

      Переход Российской Федерации к рыночному  типу хозяйствования с сохранением  основных начал государственного управления и контроля за эффективностью развития обусловил новый подход к вопросам экономики отраслевого развития.

      Если  в эпоху административно-хозяйственных методов управления руководства отраслями и межотраслевым развитием осуществлялось централизованно, через министерства, главки институты при Правительстве СССР, то в рыночных условиях понятие отрасли трансформировалось в   определенную

совокупность     самостоятельно     хозяйствующих     бизнес – единиц,      имеющих

различные организационно-правовые формы.

      Но  несмотря на самостоятельность, бизнес – системы не могут не учитывать  законы специализации производства через разделение труда, концентрацию и кооперирование, желая достичь оптимальных объемов производства, при которых затраты снижаются до того уровня, который присущ среднеотраслевому уровню, позволяющему выйти на рынок с ценой спроса.

      Все это предполагает необходимость объединений усилий бизнеса в самых разнообразных направлениях на добровольных началах, а иногда и с помощью государства.

      Роль  государства остается важной в определении  общей политики развития бизнеса, политики инноваций, первоочередного развития ее приоритетных направлений с последующей инвестицией и реинвестицией капитала в комплексы взаимосвязанных отраслей с целью обеспечения сбалансированного развития всего народного хозяйства.

      Возможности государственного регулирования  экономики можно  определить тремя крупными направлениями:

  1. Регулирование цен, сдерживание инфляции. Антимонопольное законодательство и защита конкуренции.

      2. Стабилизационные мероприятия –  сглаживание пиков и падений  уровня производства, сдерживание  безработицы, поддержание экономического роста путем налоговой и финансовой политики, экономическая деятельность, которая не может быть передана частным предприятиям (поддержка науки здравоохранения, обороноспособности).

      3. Функции перераспределения доходов:  прогрессивное налогообложение,  налоговые льготы и дотации для престарелых, многодетных, страхование безработных.

Информация о работе Роль государства в условиях рыночной экономики