Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, контрольная работа
Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между
государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений –
особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия
решений относительно удовлетворения потребностей.
Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с
тем, экономические функции правительства – федерального, местных органов
власти – играют в ней существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правител
предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном
обществу, направлении.
В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму, методы
административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само
понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью
предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость
подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с
общественными не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как
же можно?
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на
предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей – система
экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,
возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике
отмирает привычное нам слово «получка», там люди не получают, а зарабатывают
(исключение составляют безработные, да и то – свое пособие безработные, как
правило, заработали трудом в предшествующем периоде).
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-
экономическими методами – путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок
и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно
поддерживать его.
Формы такой поддержки
фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их
деятельности и т.п. но главное средство оказания содействия малому бизнесу –
особые льготные условия налогообложения.
Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций
государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест,
капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование
технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что
сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию,
расширение производства товаров народного потребления, оборудование для
производства продуктов питания и ряда других освобождается от
налогообложения.
Следующая функция налогов – распределительная, или, вернее,
перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете
концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических,
экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть
прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на
развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции,
капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат:
железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В
современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены
на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее
болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный
социальный характер.
Соответствующим образом
позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это
сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной
части бюджета средств н асоциальные нужды населения, полного или частичного
освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов – фискальная, изъятие части доходов
предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны
страны и той части производственной сферы, которая не имеет собственных
источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.),
либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития –
фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение
функций налоговой системы
так как все
они переплетаются и
одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система
налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может
заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того
или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и
т.п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская
деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере
удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется
неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий
налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих
принципов налогообложения.
Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем
периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в
бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не
означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены
раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая
система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние
экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень
доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в
действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система
перестает отвечать
предъявленным к ней
объективными условиями развития национального хозяйства. В связи с этим в
налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.)
вносятся необходимые изменения.
Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы
достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением
устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень
налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях
нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции
хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток
перед французскими, например, четырехлетками) период относительной
стабильности целесообразно принять равным 5 годам. Систему налогообложения
можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для
предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы
налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и
санкции, (если, естественно, ставки налогов не выходят при этом за пределы
экономической целесообразности).
Частные изменения могут
но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны
предпринимателям хотя бы за месяц до нового хозяйственного года. Например,
состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его
ожидаемые размеры могут определять целесообразность снижения на 2-3 пункта
или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход.
Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а
вместе с тем
не препятствуют эффективной
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет
основных принципов налогообложения, а также наиболее значимых налогов и
ставок, определяющих
взаимоотношения
государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна
идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы.
Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны
меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном
производстве.
Минимально необходимые
границы регулирования
организацией денежного обращения, производством общественных товаров и
устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства
государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением
некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции,
развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики,
реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные
методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области,
где применение административных методов эффективно и не противоречит
рыночному механизму.
Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворить
коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и
которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары
связывают с одной стороны коллективные потребности, с другой – налоговую и
бюджетную политику государства.
В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить
равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессе рыночного
производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и
Информация о работе Роль государства в условиях рыночной экономики