Роль государства в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между
государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений –
особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия
решений относительно удовлетворения потребностей.
Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с
тем, экономические функции правительства – федерального, местных органов
власти – играют в ней существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правител

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

предпринимателей  с целью направления их деятельности в нужном, выгодном

обществу, направлении.

В условиях рынка  отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму, методы

административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само

понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять  деятельностью

предприятий с  помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость

подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания  их личных интересов с

общественными не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как

же можно?

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма  воздействия на

предпринимателей  и наемных рабочих, продавцов  и покупателей – система

экономического  принуждения в сочетании с  материальной заинтересованностью,

возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике

отмирает привычное нам слово «получка», там люди не получают, а зарабатывают

(исключение составляют  безработные, да и то – свое  пособие безработные, как

правило, заработали трудом в предшествующем периоде).

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими  методами – путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом  и процентными ставками,

выделения из бюджета  капитальных вложений и дотаций, государственных закупок

и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом

комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает

условия для ускоренного  развития определенных отраслей и производств,

способствует решению  актуальных для общества проблем.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно

поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных

фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их

деятельности и  т.п. но главное средство оказания содействия малому бизнесу –

особые льготные условия налогообложения.

Другая функция  налогов – стимулирующая. С помощью  налогов, льгот и санкций

государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест,

капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование

технического прогресса  с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что

сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию,

расширение производства товаров народного потребления, оборудование для

производства продуктов  питания и ряда других освобождается  от

налогообложения.

Следующая функция  налогов – распределительная, или, вернее,

перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете

концентрируются средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных

проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных

межотраслевых, комплексных  целевых программ – научно-технических,

экономических и  др. С помощью налогов государство  перераспределяет часть

прибыли предприятий  и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на

развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции,

капиталоемкие и  фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат:

железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В

современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены

на развитие сельскохозяйственного  производства, отставание которого наиболее

болезненно отражается на всем состоянии экономики и  жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный

социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая система

позволяет придать  рыночной экономике социальную направленность, как это

сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это  достигается путем

установления прогрессивных  ставок налогообложения, направления  значительной

части бюджета  средств н асоциальные нужды населения, полного или частичного

освобождения от налогов граждан, нуждающихся в  социальной защите.

Наконец, последняя  функция налогов – фискальная, изъятие части доходов

предприятий и  граждан для содержания государственного аппарата, обороны

страны и той  части производственной сферы, которая  не имеет собственных

источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.),

либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития –

фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т.п.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер,

так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща

одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система

налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может

заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет  эффект осуществления того

или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и

т.п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская

деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере

удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры  прибавляется

неустойчивость  налоговой системы, бесконечные  изменения ставок, условий

налогообложения, а в условиях нашей печальной  памяти перестройки – и самих

принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем

периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой  прибыли уйдет в

бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не

означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут  быть установлены

раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения  нет и быть не может. Любая

система налогообложения  отражает характер общественного строя, состояние

экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень

доверия населения  к правительству – и все  это на момент ее введения в

действие. По мере изменения указанных и иных условий  налоговая система

перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с

объективными условиями  развития национального хозяйства. В связи с этим в

налоговую систему  в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.)

вносятся необходимые  изменения.

Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой  системы

достигается тем, что в течение года никакие  изменения (за исключением

устранения очевидных  ошибок) не вносятся; состав налоговой  системы (перечень

налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях

нашей страны с  ее прежней приверженностью к  пятилетним планам (хотя с позиции

хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших  пятилеток

перед французскими, например, четырехлетками) период относительной

стабильности целесообразно  принять равным 5 годам. Систему налогообложения

можно считать  стабильной и, соответственно, благоприятной  для

предпринимательской деятельности, если остаются неизменными  основные принципы

налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и

санкции, (если, естественно, ставки налогов не выходят при  этом за пределы

экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься  ежегодно,

но при этом желательно, чтобы они были установлены  и были известны

предпринимателям  хотя бы за месяц до нового хозяйственного года. Например,

состояние бюджета  на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его

ожидаемые размеры  могут определять целесообразность снижения на 2-3 пункта

или необходимость  повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход.

Такие частные  изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а

вместе с тем  не препятствуют эффективной предпринимательской  деятельности.

Стабильность налогов  означает относительную неизменность в течение ряда лет

основных принципов  налогообложения, а также наиболее значимых налогов и

ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с

государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний  день, то речь должна

идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы.

Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения  могут и должны

меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном

производстве.

                                Заключение                               

Минимально необходимые  границы регулирования реального  рынка определяются

организацией денежного  обращения, производством общественных товаров и

устранения внешних  эффектов. Максимально допустимые границы  вмешательства

государства в  экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением

некоторого уровня занятости, противодействием монополизму  и инфляции,

развитием фундаментальных  исследований, проведением региональной политики,

реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет  свои функции, применяя экономические  и административные

методы. Они взаимосвязаны  и вместе с тем противоположны. Существуют области,

где применение административных методов эффективно и не противоречит

рыночному механизму.

Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворить

коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и

которые в связи  с этим не может произвести рынок. Общественные товары

связывают с одной  стороны коллективные потребности, с другой – налоговую и

бюджетную политику государства.

В некоторых ситуациях  рыночный механизм не может автоматически  обеспечить

равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в  процессе рыночного

производства и  потребления. Государство вмешивается  в экономику и

Информация о работе Роль государства в условиях рыночной экономики