Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:05, курсовая работа
Тема моей курсовой работы звучит «Роль и функции государства в рыночной экономике». Именно эту тему я выбрал неслучайно, мотив, побудивший меня к этому выбору, заключается в более детальном и глубоком исследовании субъективной возможности государственного вмешательства в экономику и объективной необходимости в этом вмешательстве. Давно известно, что экономика тесно переплетается с политикой, на мой взгляд, связь между этими сферами тесна настолько, насколько глубоко государственное вмешательство, которое зачастую позволяет манипулировать экономическими процессами в часто политических целях, особенно в условиях отсутствия развитого гражданского общества и ответственности госчиновников перед народом.
Введение
1 Объективная необходимость государственного регулирования
1.1 Чистый рынок и его недостатки
1.2 Поражение рынка
2 Эволюция взглядов на степень государственного вмешательства в экономику в разных теориях
2.1 Классическая
2.2 Кейнсианская
2.3 Монетаристская
3 Основные функции государства в экономике
4 Механизм реализации функций
4.1 Кредитно- денежная политика
4.2 Фискальная политика
4.3 Инвестиционная политика
4.4 Правовая база
5 Роль государства в переходной экономике Украины
Заключение
2.3 Монетаристская
Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Проблема, с точки зрения монетаристов, в том, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательная деятельность в интересах профсоюзов, поддержание цен на сельхозпродукцию, законодательство о монополиях в интересах бизнеса и другие мероприятия государства поощряют и усиливают негибкость в понижении цен и зарплаты. Кроме того, монетаристы считают, что государство своими неуклюжими и непродуманными попытками стабилизирует экономику с помощью дискретной политики, тем самым усиливает циклические колебания. Монетаристы видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Напротив опровергают экспансионное влияние бюджетного дефицита. Поэтому экономист Милтон Фридман заявляет: «На мой взгляд, состояние бюджета само по себе не оказывает существенного воздействия на динамику номинального (денежного) дохода, инфляцию, дефляцию или циклические колебания».
С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождает скорее неправильным денежно- кредитным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. В частности Фридман выступает за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение расширяется ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП, то есть денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год.
Учитывая сказанное, неудивительно, что монетаристы являются ярыми сторонниками laissez-faire, или свободного рынка. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Кроме прочего, централизованное государственное управление неизбежно подавляет свободу человека. Государственное вмешательство должно быть как можно меньше. Таким образом, взгляд кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный сектор практически диаметрально противоположны.
Кроме вышерассмотренных основных теоретических школ, существуют ещё и производные течения такие как институционализм, корни которого уходят в кейнсианство, школа неоклассиков, основой концепции которой является теория рациональных ожиданий, а также неокейнсианство. Отношение к роли государства в этих направлениях существенно не отличается от основных.
3 Основные функции государства в экономике
Известно, что роль государства в экономике определяется его функциями. Поэтому рассмотрим важнейшие из них.
1). Законодательная. Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.
Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты- производители, потребители само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий. Их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации.
2).Контролирующая. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство использует меры государственного регулирования на основе антимонопольного законодательства, устанавливая контроль над ценами и поступление налогов, прибегает к разделению монополий , препятствуя их слиянию. Государство может в судебном порядке изымать незаконно полученную прибыль. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.
Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.
3).Стабилизирующая функция- третье не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики. Её можно определить как деятельность правительства, направленную на повышение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов.
4).Распределительная функция.
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является эффективное распределение ресурсов. Но в определённых ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, возникает проблема нерационального распределения ресурсов. Тут необходимо государственное вмешательство для социально справедливого и рационального решения этой проблемы.
5). Не менее важной является и функция перераспределения доходов.
Рыночная система представляет собой беспристрастный механизм, который обеспечивает большие доходы лишь тем, кто более способен, физически крепок, имеет лучшее оборудование. Эта часть общества в такой системе чувствует себя комфортно и её жизненный уровень достаточно высок. Но есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, получившие скромное образование и квалификацию, не унаследовавшие никаких материальных средств. Их доходы очень незначительны. Кроме того, в обществе всегда есть люди престарелые, с умственными и физическими недостатками, одинокие женщины, на содержании которых имеются дети, безработные (лица, которые по объективным причинам не могут участвовать в производстве и за счёт него обеспечивать своё существование).
6).В условиях неравномерного распределения доходов, порождающих социальное расслоение и бедность, государство берёт на себя функцию защиты малоимущих и социально незащищённых граждан. Её целью есть обеспечение социальной стабильности, защищенности разных слоёв населения. Система социальной защиты государства в первую очередь предусматривает стимулирования высокой трудовой и деловой активности трудоспособной части населения, обеспечения её рабочими местами, создавая условия для отдыха и оздоровления.
К социальной функции государства относятся также вопросы правового регулирования отношений между работодателями и наёмными рабочими с точки зрения сбалансированности их экономических интересов, а также вопросы социального страхования.
4 Механизмы реализации функций
4.1 Кредитно- денежная политика
Одним из новых экономических методов государственного регулирования экономики является кредитно- денежная политика, основополагающей целью которой является регулирование экономики с целью достижения общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции, то есть макроэкономическая стабилизация.
Существует три основных средства кредитно- денежного контроля:
1.Операции на открытом рынке.
2.Изменение нормы обязательных резервов
3.Изменение учётной ставки.
В Украине кредитно- денежная политика осуществляется Центральным банком. Операции на открытом рынке являются средством контроля денежного предложения. В результате, когда центральные банки покупают ценные бумаги на открытом рынком, резервы коммерческих банков увеличиваются, и наоборот, когда продают- резервы коммерческих банков уменьшаются. Что же заставляет коммерческие банки и население идти на продажу или покупку ценных государственных бумаг у центрального банка? Известно, что цены и процентные ставки облигаций находятся в обратной зависимости. Когда правительство решает покупать государственные облигации, спрос на них возрастает. Следовательно, цены поднимаются, а процентные ставки падают. Это побуждает коммерческие банки и других владельцев продавать их Центральному банку. И наоборот, когда правительство решает продавать гособлигации, дополнительное их предложение на рынке понижает цены и поднимает процентные ставки, делая тем самым их привлекательной покупкой для банков и населения.
4.2 Фискальная политика
Фискальная политика является неотъемлемым и важным атрибутом экономической системы. Фискальная политика в государстве должна устраивать государственные налоги и расходы так, что они, во- первых, не тормозили, а активизировали экономическую деятельность субъектов хозяйствования; во- вторых, помогали снижению колебаний экономического цикла и, в-третьих, служили развиванию экономики высокой занятости, избегая чрезмерной инфляции. Реализуя экономические функции государства, фискальная политика становится в его руках острым инструментом, который следует применить умело, рационально и эффективно. История свидетельствует, что в недавнем будущем экономические циклы протекали болезненно, сопровождались серьёзными потерями и потрясениями. Таким образом, фискальная политика представляет совокупность финансовых мероприятий государства в отношении регулирования правительственных расходов и прибылей для достижения определённых социально- экономических целей, поэтому в современных условиях она используется как один из важнейших рычагов выполнения экономической роли и функций государства в рыночной экономике.
Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства немалых материальных и финансовых ресурсов. В развитых капиталистических странах государство распоряжается от 1/3 до 3/5 национального дохода и выступает покупателем 1/3 продукта.
Современная фискальная политика регулирует основные направления финансовых ресурсов государства, средства финансирования и главные источники покрытия государственных расходов. Существуют прямые и непрямые финансовые методы регулирования экономики. К прямым методам относятся прежде всего средства бюджетного регулирования. Средства госбюджета используются для финансирования затрат на расширенное воспроизводство и покрытие непроизводственных затрат государства, на госинвестиции, на проведение структурной политики. Государственные финансы активно используются для предоставления прямых и непрямых субсидий и дотаций отдельных предприятиям и отраслям, целевых кредитов. Большое значение имеют государственные закупки товаров и услуг, которые служат целям стабилизации хозяйственной конъюнктуры. К непрямым методам относятся меры, с помощью которых государство влияет на финансовые возможности товаропроизводителей и на размеры потребительского спроса. Важнейшую роль здесь играет система налогообложения. Главной формой мобилизации доходов государства служат прямые и непрямые налоги. В современных условиях быстро растут взносы в фонды социального страхования.
Наиболее полную разработку концепция налогов нашла в работах американского профессора А. Лэффера. Суть концепции заключается в том, что замедление темпов экономического роста вызвано повышением уровня налогов, которые подрывают стимулы к инвестициям и способствуют сокращению потребительского спроса. Высокие ставки налогов толкают субъектов хозяйственной деятельности к уклонения от уплаты налогов, а также формируют теневую экономику. Данная идея о том, что уменьшение налоговых ставок приводит, в конечном счёте, к увеличению поступлений в госбюджет, играет важную роль в финансовой политике государств с развитой рыночной системой.
4.3 Инвестиционная политика
Инвестиционная политика государства тесно переплетается с финансовой и кредитной политикой и реализуется, как было показано раньше, через её механизмы. Но инвестиционная политика имеет и собственный механизм, связанный с амортизацией.
В отличие от других издержек производства - материальных и заработной платы, какие регулируются рынком, издержки средств труда регулируются, как правило, государством. То есть, государство влияет на темпы научно- технического прогресса. Кроме того, оно препятствует укрытию части прибыли от налогообложения отнесением её к амортизационным отчислениям. Для того, чтобы ускорить развитие науки и техники, технично обновить производство, государство повышает ставки амортизационных отчислений и этим ускоряет возвращение стоимости основного капитала как источника модернизации производства. О значении этого способа развития производства свидетельствует тот факт, что реформа амортизации была одним с главных мер «рейганомики».
4.4 Правовая база
Если внимательно проанализировать сущность вышерассмотренных механизмов государственного регулирования, то можно заметить, что в их основе лежат нормативно- правовые акты или законы. То есть правовая база, являющаяся результатом законодательной деятельности, служит основополагающим механизмом государственного регулирования экономики. Поэтому необходимо различать создание законов, как государственную функцию, а уже сами законы- метод государственного регулирования. Государственное вмешательство в экономику будет только тогда необходимым и стабилизирующем, когда нормативно- правовые акты будут разрабатываться с осознанием и учетом экономических законов. Лишь в этом случае, государственное вмешательство будет целесообразным, способствуя сглаживанию недостатков чистого рыночного механизма. Среди кодексов законов наибольшего внимания заслуживает антимонопольное законодательство, с помощью которого государство защищает конкуренцию. Начало ему было положено в США, что явилось реакцией со стороны потребителей и профсоюзов на усиление власти монополистов в экономике. Наивысшей точкой острого общественного возмущения монополиями стало принятие в 1890 году антитрестовского закона Шермана. В различных странах содержание антимонопольного законодательства имеет свои особенности, однако обязательными являются следующие положения:
Информация о работе Роль и функции государства в современной рыночной экономике