Роль и конкуренции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:57, доклад

Описание работы

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Файлы: 1 файл

Роль государства в регулирование доходов населения.docx

— 24.76 Кб (Скачать файл)

КГБОУ СПО

«Приморский политехнический колледж»


 

Эссе

 

По дисциплине: Экономика.

На тему: Роль и конкуренции в экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил: 

 Студент:  Жаров.Н.Н.

 Группа: 432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

                                                  2013 г. 
Введение

Конкуренция- это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества. Рыночный характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция  – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем  лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за рынки  за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители  на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции других конкурентов.

Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг. Таким образом конкуренция- это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом.

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических  теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании  конкурентных отношений в рыночной среде.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и  во всех развитых странах в настоящее  время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий  момент важнейшей задачей экономических  исследований в нашей стране.

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

Конкуренция (от латинского concurrentia - столкновение, состязание) - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

            Предмет конкуренции – товар,  посредством которого соперники  стремятся завоевать потребителя  и его деньга.

           Объект конкуренция - это потребитель  и покупатель, за расположение  которого борются на рынке  противоположные стороны.

Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким  образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой  в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Реально сложившаяся практика экономической  жизни в мире показывает, что рынок  и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения[1]. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ''нормальной'' конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ''перекосов'' и больших диспропорций в его развитии[2]. К примеру, ''дефицитный рынок'' ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ''дефицитный рынок'' можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.

При наличии  конкуренции на рынке производители  постоянно стремятся снизить  свои производственные затраты, чтобы  увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные  условия возникновения конкуренции[3]:

 

1.полная  хозяйственная (экономическая) обособленность  каждого товаропроизводителя;

2. полная  зависимость товаропроизводителя  от конъюнктуры рынка;

3. противостояние  всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок  и открытий.

Список использованной литературы

 

  1. http://livejournal.com/9372.html
  2. http://www.calameo.com/books/00076156807f945ce4fff
  3. http://bibliotekar.ru/dohody-zarplata/104.htm
  4. http://knowledge.allbest.ru/economy/d-2c0a65635a2bc68b5c43b89521316d37.html
  5. http://konspekts.ru/ekonomika-2/makroekonomika/politika-gosudarstva-po-regulirovaniyu-doxodov-naseleniya/

Информация о работе Роль и конкуренции в экономике