Роль и значение сектора услуг в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:11, реферат

Описание работы

На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
Итак, можно сказать, что на протяжении последних десятилетий сектор услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 4
2. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ 8
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УСЛУГ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Магнитогорский государственный  технический университет 

им.Г.И.Носова»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Роль и значение сектора услуг в мировой экономике»

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2013

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 4

2. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ 8

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УСЛУГ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Высокая доля сектора услуг – это признак высокого уровня развития общества, прошедшего индустриализацию, построившего качественную национальную инфраструктуру.

В последние годы все  острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики  до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли  ей достаточно мало внимания, услуги практически  не изучались. Поэтому все еще  не существует точного определения  услуги, нет четкого разграничения  видов услуг, совершенной системы  регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Ускорение развития сферы  услуг для воздействия на экономический  рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

Как известно, в последние  годы наблюдается тенденция повышения  роли услуг, причем рост сферы услуг  опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно  больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту  технической оснащенности труда, внедрению  более совершенных технологий и  т.д. Причем ни в одной стране, где  это происходит, подобная тенденция  не оценивается негативно.

На развитие сферы услуг  большое влияние оказывает научно-техническая  революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются  технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает  для них мировой рынок.

Итак, можно сказать, что  на протяжении последних десятилетий  сектор услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

 

  1. ПОНЯТИЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности  общества в целом, не воплощенные  в материально-вещественной форме.

Одной из важнейшей закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста  и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение  в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в  сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости  в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных  технологий.

Международная торговля услугами имеет  свою специфику:

  • неосязаемость
  • невидимость
  • неразрывность производства и потребления
  • неоднородность и изменчивость качества
  • неспособность услуг к хранению

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым  экспортом или импортом. Однако и  в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает  ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной  документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется  присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных  потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с  товарами они не подлежат таможенному  контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как  правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Услуги значительным образом отличаются от производства. Для производства главное — точность «копирования» выходящих с конвейера продуктов с максимальным соблюдением универсального стандарта, охватывающего не только технологию, но и логистику. В услугах все наоборот: главное — вариабельность потребительских предпочтений, которую может обеспечить только человек. Именно персонал может предоставить миллион комбинаций возможных решений в настоящее время и видоизменить первоначальный заказ до неузнаваемости, добавляя любые компоненты.

Все многообразие услуг в современной  развитой экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры:

  1. Транспорт:
  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
  • грузовой (международная перевозка грузов)
  1. Поездки:
  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
  • личные (например, туризм)
  1. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
  1. Строительство
  2. Страхование
  3. Финансовые услуги
  4. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
  5. Роялти и лицензионные платежи
  6. Другие бизнес - услуги:
  • посреднические услуги
  • лизинг
  • прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)
  1. Личные, культурные, рекреационные услуги:
  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
  1. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

К концу 90-х годов сфера услуг  в ведущих зарубежных странах  выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой  и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 - 74 % в ВВП, 63 - 75 % - общей численности занятых и  превысила 50% общего объема капиталовложений.

Все большее значение приобретает  производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных  в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди  отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера  и торговля.

Одна из главных закономерностей  общественного развития - опережающий  рост сферы услуг в сравнении  с материальным производством и  расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие  ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной  деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и  структурные изменения в самих  отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают  необходимые предпосылки для  его дальнейшего прогресса.

На протяжении последних  десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг. 

В наиболее общем виде оценить участие  страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно  развитых стран.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 - 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 - 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

Роль услуг в экономике стран  оценивается также с помощью  индекса, рассчитанного как отношение  доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы услуг  в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических  связях страны в сфере услуг.

Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение  экспорта услуг страны в ее общем  экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет  установить степень специализации  стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует  о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг  и торговля ими растут наряду с  ростом производства и товарной торговли.

В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникла необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

Генеральное соглашение по торговле услугами - первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами – важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: - Круг ведения и термины, - Общие обязательства и дисциплина, - Специальные обязательства, - Прогрессивная либерализация обмена услугами, - Процедурные положения, - Заключительные положения. Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг.

В настоящее время Всемирная  торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом  доступа на национальный рынок для  зарубежных партнеров. Согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта. В 1997 г. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг (с 1999 г.).

Поэтому в сфере регулирования  торговли услугами следует проводить  поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.

 

 

  1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

В последние десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.

Информация о работе Роль и значение сектора услуг в мировой экономике