Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа
Описание работы
Актуальность выбранной темы «Роль иностранных инвестиций в экономике России» обусловлена тем, что народное хозяйство России не может развиваться без активизации инвестиционной деятельности. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.
Прогрессивным нововведением
Закона 1999 года является то, что он выделяет
прямые иностранные инвестиции, содержит
целый ряд государственных гарантий для
иностранных инвесторов, предоставляется
иностранным инвесторам различные таможенные
и налоговые льготы, а также не менее благоприятный
правовой режим, чем отечественный. Сфера
применения в данном Законе определена
методом исключения: исключена банковская,
кредитная, страховая деятельность и деятельность
некоммерческих организаций.[6, с.7]
Федеральный закон от 21 июля
2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
регулирует отношения, возникающие в связи
с подготовкой, заключением, исполнением
и прекращением концессионных соглашений,
и устанавливает гарантии прав и законных
интересов сторон концессионного соглашения,
касающиеся в том числе прав иностранных
инвесторов.
Инвестиции в особые экономические
зоны регулируются Федеральным законом
от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации». Осуществление
иностранным инвестором или российской
компанией с иностранными инвестициями
финансовой аренды (лизинга) подпадает
под действие норм Гражданского Кодекса
и Федерального закона от 29 октября 1998
года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
[6,с.8]
Третья группа законопроектов
в области регулирования иностранных
инвестиций включает в себя нормативные
акты, регулирующие отдельные вопросы
деятельности организаций с иностранными
инвестициями. В нее входят: Таможенный
кодекс Российской Федерации, Налоговый
кодекс Российской Федерации, Закон Российской
Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном
тарифе», устанавливающие таможенные
и налоговые платежи предприятий; Постановлением
Правительства Российской Федерации от
23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной
таможенной пошлины и налога на добавленную
стоимость в отношении товаров, ввозимых
иностранными инвесторами в качестве
вклада в уставный (складочный) капитал
предприятий с иностранными инвестициями»,
которое устанавливает льготы по уплате
ввозной таможенной пошлины. Государственная
регистрация иностранным инвестором юридического
лица либо регистрация иностранного гражданина
в качестве индивидуального предпринимателя
на территории Российской Федерации производится
в соответствии с Федеральным законом
от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей».
Большое значение в области
регулирования иностранных инвестиций
имеют двусторонние соглашения и многосторонние
договоры Российской Федерации. Правовое
регулирование иностранных инвестиций
в Российской Федерации, как и в других
странах, осуществляется в соответствии
с международными договорами и с соблюдением
норм международного права.
Среди многосторонних договоров,
в которых участвует Россия, следует отметить:
Сеульскую конвенцию; Вашингтонскую конвенцию;
Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом
лизинге, Европейскую энергетическую
хартию.
Суть данных Соглашений заключается
в установлении обязательств между государствами
поощрять и создавать благоприятные условия
для инвестиций; обеспечивать надлежащую
защиту иностранной собственности; предоставлять
инвестору возможность беспрепятственного
перевода своих доходов в свободно конвертируемую
валюту; рассматривать споры с инвестором
по вопросам капиталовложений в международном
арбитраже.
Все вышеперечисленные правовые
основы регулирования в области иностранных
инвестиций говорят о том, что российские
законодатели делают все возможное в уравнивании
в правах иностранных инвесторов с российскими,
лишь бы они были заинтересованы во вложении
инвестиций в российскую экономику. Однако
для активизации инвестиционного процесса,
а также для формирования благоприятных
условий для иностранных инвесторов в
нашей стране необходимо постоянное совершенствование
налогового, инвестиционного и корпоративного
законодательства.
Так, например, сохраняются
некоторые «белые пятна» в законодательстве
об свободных экономических зонах. На
сегодняшний день вопрос развития свободных
экономических зон не менее актуален.
Эта широко признанная в мировой практике
форма привлечения иностранных инвестиций
слабо приживается в нашей стране. В Китае
СЭЗ стали окном в мировую экономику, крупным
каналом притока в страну иностранного
капитала, во многом благодаря подведению
под них прочной правовой базы. [7]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ
ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
В РОССИИ
По мнению экономистов, иностранные
инвестиции не были в России движущей
силой экономического роста ни количественно
(максимума в 4% ВВП они достигли в 2007-м
году), ни качественно (доля прямых инвестиций
в общем притоке в 2011-м упала ниже 10%). В
целом ПИИ не играют значимой роли
и во вложениях в основной капитал: за
последние семь лет их доля составляла
в среднем 12,6%. По данным Росстата, доля
ПИИ (без учета реинвестированных доходов)
в общем объеме накопленных инвестиций
в последние пять лет сокращается с максимального
значения в 50,1% в 2006-м до 38,5% во втором квартале
2012-го, что является минимальным уровнем
с 2004-го года.
Россия не может предложить
иностранным инвесторам такие же низкие
издержки, как развивающиеся страны, но
не может и гарантировать такой уровень
институтов, как у развитых стран. В этой
сфере она отстала даже от многих развивающихся
экономик. Можно предположить, что это
связано с тем, что существующая институциональная
среда отвечает потребностям некоторых
политических и бизнес-элит.
По инвестиционной привлекательности
наша страна, согласно данным Всемирного
Экономического Форума, находится на 124
месте из 133. То есть чуть выше Алжира и
Кувейта. Так что привлекательной для
иностранных инвесторов остается по преимуществу
сфера вложений с высокой прибыльностью.
Все, что так или иначе связано с качеством
институциональной среды, инвестора отталкивает.
Недавний пример — отказ Wall-Mart (крупнейшей
в мире розничной сети) покупать «Ленту»
потому, что дью-дилидженс заняла бы слишком
много времени, и последующее закрытие
российского представительства иностранного
торгового гиганта. Вложениям в России
Wall-Mart предпочел инвестиции в Южной Африке.
Мировая инвестиционная активность
в целом еще не восстановилась. Однако
этот факт не может служить для России
оправданием. В отличие от России, ПИИ
в других странах растут. Данные по США
указывают на то, что прямые инвестиции
за рубеж выросли примерно в 2 раза в первом
квартале по отношению к предыдущему году,
и динамика инвестиций в Россию в первом
квартале уходящего года позволяла надеяться,
что иностранный инвестор придет и в нашу
страну: восстановился приток портфельных
инвестиций (в первом квартале года они
выросли в 2,5 раза) и кредитов на срок свыше
180 дней (рост почти на четверть). Но удельный
вес портфельных инвестиций традиционно
мал и не превышает 2% всех иностранных
инвестиций, поэтому они не оказали значительного
влияния на общую ситуацию, и прямые и
прочие инвестиции не пошли вслед за портфельными
инвестициями и кредитами. Значит и на
выходе из кризиса страна сталкивается
с дефицитом «длинных денег», необходимых
для крупных инвестиций.
Поотраслевая разбивка ПИИ,
однако, показывает одну новую тенденцию
— рост вложений в обрабатывающие производства
(см. табл. 1). Также, что и неудивительно,
растут инвестиции в топливный сектор.
Однако резко снизились инвестиции в торговые
и транспортные предприятия. [8]
Таблица 1. Поступление
иностранных инвестиций, всего, млн. долл.
Январь-сентябрь
2006
2007
2008
2009
2010
Всего
35 323
87 936
75 792
54 738
47 488
Добыча полезных ископаемых
8 165
15 169
8 210
5 715
8 645
Обрабатывающие производства
9 060
21 603
26 481
15 029
18 930
Электроэнергетика
240
236
3 383
386
447
Строительство
445
1 094
2 499
728
650
Торговля
7 381
37 207
17 918
16 277
8 688
Транспорт и связь
4 380
5 725
2 237
8 512
3 952
Источник: Росстат
Однако в исследовании агентства
The Economist Intelligence Unit (EIU), проведенном при
поддержке крупнейшего в мире производителя
алюминия UC RUSAL говорится о том, что в последние
годы прямые иностранные инвестиции в
Россию и из России начали восстанавливаться
после периода спада во время финансового
кризиса. По данным EIU, прямые инвестиции
в Россию в 2011 году составили 49,5 млрд долларов,
и, по прогнозам, в 2012-м ожидается их небольшой
подъем — до 50 млрд. Это немного ниже 55
млрд долларов, инвестированных в 2007 году,
и значительно меньше предкризисного
пика в 75 млрд, достигнутого в 2008-м.
Объем прямых иностранных инвестиций
из России во время мирового кризиса сокращался
дважды, однако сейчас он устойчиво восстанавливается.
Более того, ожидается, что прямые инвестиции
из России в ближайшие годы выйдут на значительно
более высокий уровень по сравнению с
началом прошлого десятилетия. В частности,
по данным EIU, среднегодовые прямые иностранные
инвестиции из России в 2000—2002 годах составляли
около 3 млрд. долларов, увеличившись до
годового среднего уровня в 49,2 млрд в 2007—2010
годах. По прогнозу EIU, в 2012 году прямые
иностранные инвестиции из России достигнут
41 млрд долларов. Таким образом, Россия
станет 14-м крупнейшим по величине экспортером
прямых иностранных инвестиций, поднявшись
с 28-го места, которое она занимала в 2000
году. Россия также становится одним из
крупнейших источников прямых иностранных
инвестиций среди быстроразвивающихся
стран, отмечается в исследовании.
Согласно прогнозу EIU, прямые
иностранные инвестиции в Россию к 2016
году вырастут до 70 млрд. долларов в год,
из России — до 55 млрд.[9]
2.2 ОСНОВНЫЕ СТРАНЫ-ИНВЕСТОРЫ
РОССИИ
По данным аудиторско-консалтинговой
сети Grant Thornton International, которая выступает
проводником между инвесторами, получателями
инвестиций и федеральными и региональными
властями в процессе привлечения инвестиций
в регионы, на сегодняшний день основными
странами-инвесторами для России являются
Кипр, Нидерланды, Люксембург и некоторые
другие, относящиеся к оффшорным зонам.1 В накопленных инвестициях
доля средств, поступивших с Кипра, составляет
31,835 млрд. долл., из Нидерландов – 30,69
млрд., Люксембурга – 26,78 млрд., Великобритании
– 11,6 млрд., Германии – 10 млрд., США – 6,8
млрд., Ирландии – 3,7 млрд. С Британских
Виргинских островов поступило 3,6 млрд.,
из Швейцарии – 3,1 млрд.[10]
Статистика долей инвестиций
приведена в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Доли
инвестиций по крупнейшим иностранным
инвесторам
Источник: Федеральная
служба государственной статистики
2.3 ПУТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Доля России в общем объеме
мировых инвестиций весьма низка и не
соответствует ее потенциальным возможностям.
Это объясняется неразвитостью конкурентных
преимуществ страны. По производительности
труда, эффективности использования естественных
основных ресурсов страна отстает в 4-6
раз от развитых государств и в 3-4 раза
- от новых индустриальных стран. За последнее
десятилетие произошло снижение этого
показателя - падение производительности
труда и сокращение доли готовых изделий
в промышленном экспорте.[11]
Можно выделить 10 проблем инвестирования
в России и способы их решения:
Коррупция
Коррупция является одной из
важных проблем в России. Одним из следствий
этой проблемы является нежелание многих
инвесторов вкладывать деньги в предприятия
России.
Так выглядит график нарушений
(воровства и нецелевого использования
бюджета) за предыдущие года (диаграмма
2):
Диаграмма 2. Как выявлялись
нарушения законодательства в финансово-бюджетной
сфере, млрд. рублей
Источник: Счетная
палата
По официальной версии в прошлом
году уровень коррупции составил 718,5 млрд.
рублей. Кто же захочет вкладывать в российские
предприятия, если во многих госучреждениях
мало что можно сделать без связей или
взятки?
Борьба с коррупцией должна
отвечать всем требованиям борьбы с преступностью.
Общую организацию борьбы с коррупционной
преступностью следует базировать на:
[12]
а) постоянном анализе изменений
коррупции и её причин;
б) определении стратегии и
тактике борьбы с ней с учётом реальных
социально-экономических, политических
условий, состояния общественного сознания,
правоохранительной системы;
в) основе федерального закона,
а не подзаконных актов, так как, во-первых,
неизбежные ограничения ряда прав служащих
(при предоставлении декларации о доходах,
ограничении совместительства и т.п.) могут
в соответствии со статьей 55 Конституции
Российской Федерации осуществляться
только на основе федерального закона;
во-вторых, доказательствами в уголовном
судопроизводстве признаются только данные,
полученные в предусмотренном законом
порядке. При этом необходимо обеспечивать
развитие антикоррупционного законодательства
с использованием средств разных отраслей
права, комплексного подхода;
г) разработке целевых взаимоувязанных
программ борьбы с коррупцией в Российской
Федерации и её субъектах, причём реально
обеспеченных в материальном, кадровом,
правовом отношениях;
д) координации деятельности
всех органов государственной власти
Президентом России (через Совет Безопасности)
и координации деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступными проявлениями
коррупции Генеральным прокурором России;
е) специализированной подготовке
кадров и выделении в правоохранительных
органах специализированных подразделений;
ж) использовании помощи разных
институтов гражданского общества, населения,
юридических лиц (включая сотрудничество
банков);
з) систематической оценке результатов
работы и корректировки мер.
Внутренняя нестабильность
Нестабильность проявляется
в частых изменениях в законах и других
нормативных актах, регулирующих инвестиционную
деятельность в стране. Не существует
меткой и унифицированной нормативной
базы, отработанных контрактных процедур.
Кроме того, существует местный произвол
в налогообложении, бюрократический диктат
чиновников в экономике, усложненность
и продолжительность процедур согласования
при принятии важных решений или реализации
каких-либо коммерческих проектов.