Роль иностранных инвестиций в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы «Роль иностранных инвестиций в экономике России» обусловлена тем, что народное хозяйство России не может развиваться без активизации инвестиционной деятельности. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

kursovaya (3).docx

— 106.86 Кб (Скачать файл)

Прогрессивным нововведением Закона 1999 года является то, что он выделяет прямые иностранные инвестиции, содержит целый ряд государственных гарантий для иностранных инвесторов, предоставляется иностранным инвесторам различные таможенные и налоговые льготы, а также не менее благоприятный правовой режим, чем отечественный. Сфера применения в данном Законе определена методом исключения: исключена банковская, кредитная, страховая деятельность и деятельность некоммерческих организаций.[6, с.7]

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, касающиеся в том числе прав иностранных инвесторов.

Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм Гражданского Кодекса и Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». [6,с.8]

Третья группа законопроектов в области регулирования иностранных инвестиций включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий; Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», которое устанавливает льготы по уплате ввозной таможенной пошлины. Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица либо регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Большое значение в области регулирования иностранных инвестиций имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.

Среди многосторонних договоров, в которых участвует Россия, следует отметить: Сеульскую конвенцию; Вашингтонскую конвенцию; Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Европейскую энергетическую хартию.

Суть данных Соглашений заключается в установлении обязательств между государствами поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемую валюту; рассматривать споры с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже.

Все вышеперечисленные правовые основы регулирования в области иностранных инвестиций говорят о том, что российские законодатели делают все возможное в уравнивании в правах иностранных инвесторов с российскими, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. Однако для активизации инвестиционного процесса, а также для формирования благоприятных условий для иностранных инвесторов в нашей стране необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства.

Так, например, сохраняются некоторые «белые пятна» в законодательстве об свободных экономических зонах. На сегодняшний день вопрос развития свободных экономических зон не менее актуален. Эта широко признанная в мировой практике форма привлечения иностранных инвестиций слабо приживается в нашей стране. В Китае СЭЗ стали окном в мировую экономику, крупным каналом притока в страну иностранного капитала, во многом благодаря подведению под них прочной правовой базы. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

    1.  ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ

По мнению экономистов, иностранные инвестиции не были в России движущей силой экономического роста ни количественно (максимума в 4% ВВП они достигли в 2007-м году), ни качественно (доля прямых инвестиций в общем притоке в 2011-м упала ниже 10%). В целом  ПИИ не играют значимой роли и во вложениях в основной капитал: за последние семь лет их доля составляла в среднем 12,6%. По данным Росстата, доля ПИИ (без учета реинвестированных доходов) в общем объеме накопленных инвестиций в последние пять лет сокращается с максимального значения в 50,1% в 2006-м до 38,5% во втором квартале 2012-го, что является минимальным уровнем с 2004-го года.

Россия не может предложить иностранным инвесторам такие же низкие издержки, как развивающиеся страны, но не может и гарантировать такой уровень институтов, как у развитых стран. В этой сфере она отстала даже от многих развивающихся экономик. Можно предположить, что это связано с тем, что существующая институциональная среда отвечает потребностям некоторых политических и бизнес-элит.

По инвестиционной привлекательности наша страна, согласно данным Всемирного Экономического Форума, находится на 124 месте из 133. То есть чуть выше Алжира и Кувейта. Так что привлекательной для иностранных инвесторов остается по преимуществу сфера вложений с высокой прибыльностью. Все, что так или иначе связано с качеством институциональной среды, инвестора отталкивает. Недавний пример — отказ Wall-Mart (крупнейшей в мире розничной сети) покупать «Ленту» потому, что дью-дилидженс заняла бы слишком много времени, и последующее закрытие российского представительства иностранного торгового гиганта. Вложениям в России Wall-Mart предпочел инвестиции в Южной Африке.

Мировая инвестиционная активность в целом еще не восстановилась. Однако этот факт не может служить для России оправданием. В отличие от России, ПИИ в других странах растут. Данные по США указывают на то, что прямые инвестиции за рубеж выросли примерно в 2 раза в первом квартале по отношению к предыдущему году, и динамика инвестиций в Россию в первом квартале уходящего года позволяла надеяться, что иностранный инвестор придет и в нашу страну: восстановился приток портфельных инвестиций (в первом квартале года они выросли в 2,5 раза) и кредитов на срок свыше 180 дней (рост почти на четверть). Но удельный вес портфельных инвестиций традиционно мал и не превышает 2% всех иностранных инвестиций, поэтому они не оказали значительного влияния на общую ситуацию, и прямые и прочие инвестиции не пошли вслед за портфельными инвестициями и кредитами. Значит и на выходе из кризиса страна сталкивается с дефицитом «длинных денег», необходимых для крупных инвестиций.

Поотраслевая разбивка ПИИ, однако, показывает одну новую тенденцию — рост вложений в обрабатывающие производства (см. табл. 1). Также, что и неудивительно, растут инвестиции в топливный сектор. Однако резко снизились инвестиции в торговые и транспортные предприятия. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Поступление иностранных инвестиций, всего, млн. долл.

Январь-сентябрь

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

35 323

87 936

75 792

54 738

47 488

Добыча полезных ископаемых

8 165

15 169

8 210

5 715

8 645

Обрабатывающие производства

9 060

21 603

26 481

15 029

18 930

Электроэнергетика

240

236

3 383

386

447

Строительство

445

1 094

2 499

728

650

Торговля

7 381

37 207

17 918

16 277

8 688

Транспорт и связь

4 380

5 725

2 237

8 512

3 952


 

Источник: Росстат

Однако в исследовании агентства The Economist Intelligence Unit (EIU), проведенном при поддержке крупнейшего в мире производителя алюминия UC RUSAL говорится о том, что в последние годы прямые иностранные инвестиции в Россию и из России начали восстанавливаться после периода спада во время финансового кризиса. По данным EIU, прямые инвестиции в Россию в 2011 году составили 49,5 млрд долларов, и, по прогнозам, в 2012-м ожидается их небольшой подъем — до 50 млрд. Это немного ниже 55 млрд долларов, инвестированных в 2007 году, и значительно меньше предкризисного пика в 75 млрд, достигнутого в 2008-м.

Объем прямых иностранных инвестиций из России во время мирового кризиса сокращался дважды, однако сейчас он устойчиво восстанавливается. Более того, ожидается, что прямые инвестиции из России в ближайшие годы выйдут на значительно более высокий уровень по сравнению с началом прошлого десятилетия. В частности, по данным EIU, среднегодовые прямые иностранные инвестиции из России в 2000—2002 годах составляли около 3 млрд. долларов, увеличившись до годового среднего уровня в 49,2 млрд в 2007—2010 годах. По прогнозу EIU, в 2012 году прямые иностранные инвестиции из России достигнут 41 млрд долларов. Таким образом, Россия станет 14-м крупнейшим по величине экспортером прямых иностранных инвестиций, поднявшись с 28-го места, которое она занимала в 2000 году. Россия также становится одним из крупнейших источников прямых иностранных инвестиций среди быстроразвивающихся стран, отмечается в исследовании.

Согласно прогнозу EIU, прямые иностранные инвестиции в Россию к 2016 году вырастут до 70 млрд. долларов в год, из России — до 55 млрд.[9]

 

2.2 ОСНОВНЫЕ СТРАНЫ-ИНВЕСТОРЫ РОССИИ

По данным аудиторско-консалтинговой сети Grant Thornton International, которая выступает проводником между инвесторами, получателями инвестиций и федеральными и региональными властями в процессе привлечения инвестиций в регионы, на сегодняшний день основными странами-инвесторами для России являются Кипр, Нидерланды, Люксембург и некоторые другие, относящиеся к оффшорным зонам.1 В накопленных инвестициях доля средств, поступивших с Кипра, составляет 31,835 млрд.  долл., из Нидерландов – 30,69 млрд., Люксембурга – 26,78 млрд., Великобритании – 11,6 млрд., Германии – 10 млрд., США – 6,8 млрд., Ирландии – 3,7 млрд. С Британских Виргинских островов поступило 3,6 млрд., из Швейцарии – 3,1 млрд.[10]

Статистика долей инвестиций приведена в Диаграмме 1.

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Доли инвестиций по крупнейшим иностранным инвесторам

Источник: Федеральная служба государственной статистики

 

2.3 ПУТИ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Доля России в общем объеме мировых инвестиций весьма низка и не соответствует ее потенциальным возможностям. Это объясняется неразвитостью конкурентных преимуществ страны. По производительности труда, эффективности использования естественных основных ресурсов страна отстает в 4-6 раз от развитых государств и в 3-4 раза - от новых индустриальных стран. За последнее десятилетие произошло снижение этого показателя - падение производительности труда и сокращение доли готовых изделий в промышленном экспорте.[11]

Можно выделить 10 проблем инвестирования в России и способы их решения:

  1. Коррупция

Коррупция является одной из важных проблем в России. Одним из следствий этой проблемы является нежелание многих инвесторов вкладывать деньги в предприятия России.

Так выглядит график нарушений (воровства и нецелевого использования бюджета) за предыдущие года (диаграмма 2):

Диаграмма 2. Как выявлялись нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, млрд. рублей

Источник: Счетная палата

По официальной версии в прошлом году уровень коррупции составил 718,5 млрд. рублей. Кто же захочет вкладывать в российские предприятия, если во многих госучреждениях мало что можно сделать без связей или взятки?

Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на: [12]

а) постоянном анализе изменений коррупции и её причин;

б) определении стратегии и тактике борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

г) разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;

е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

з) систематической оценке результатов работы и корректировки мер.

  1. Внутренняя нестабильность

Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур. Кроме того, существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов.

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономике России