Роль экономической теории в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

Целью этой работы является раскрытие понятия «Экономическая теория» и определение ее место в современном мире.

Содержание работы

Введение
1. Предмет экономической теории
2. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
3. Роль экономической теории в жизни общества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   План

 

Введение 

1.  Предмет экономической теории

2. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

3.  Роль экономической теории в жизни общества

Заключение

Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

   

 Существуют  различные  представления об экономике. В  обыденном понимании экономика - это все народное хозяйство страны, все его отрасли и виды материального  производства и непроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всех отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наконец, существует наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей.

     Целью этой работы является раскрытие понятия «Экономическая теория» и определение ее место в современном мире.

 

 

  1. Предмет экономической теории

 

Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.

В настоящее время  этот термин получил широкое распространение, но в несколько измененном виде. Ныне «экономия» означает - сокращение затрат, бережливость при использовании каких-либо ресурсов. Производным от «экономии» является термин «экономика». В современных условиях он используется в различных значениях:

1)  хозяйство региона,  страны, группы стран, всего мирового  хозяйства

2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых элементов и условий производства (народонаселения, труда, управления), отдельных отраслей (животноводство, сельское хозяйство, промышленность и т.д.)

3) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и образующих определенную экономическую  систему.

Экономическая наука  это наука об управлении редкими  ресурсами, формах человеческого поведения  и способах их использования  для удовлетворения многочисленных и неограниченных потребностей.

В современных условиях  экономическая  наука – важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующие экономические процессы и явления  на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.

Экономическая наука составной  частью включает в себя экономическую  теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной  практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хозяйственной деятельности по удовлетворению потребностей общества и индивидов.

     Экономическая  теория представлена совокупностью   наук, которые можно разделить   на две группы: общая и частная   экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п.

     Экономическая  теория изучает не все, а  лишь главные, самые важные  процессы экономической  жизни  общества и каждого человека  в нем. Чтобы жить, люди должны  удовлетворять  свои нужды,  запросы в пище, одежде, жилье,  образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

     Известны  три подхода к определению   того, чем занимается экономическая   теория.

     Первый  подход состоит в том, что,  поскольку  материальные потребности  общества безграничны, а экономические  ресурсы  для производства  товаров и услуг  ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей "Экономикса", предметом изучения которого является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

     Второй  подход сводится к определению  предмета экономической теории  и заключается в исследовании  системы производительных сил  и производственных отношений.  При этом исследуются не только  внешние, хозяйственные проявления  тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в "Экономиксе", но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

     Суть  третьего  подхода состоит в том, что  предметом изучения экономической   теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

     Каждый  из названных подходов расширяет  круг объектов (блага, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройка) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи между которыми изучаются экономической теорией. Они углубляют и обобщают наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.

     Предметом  курса экономической теории являются  экономические отношения, складывающиеся  в общественном развитии, в их  взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

     Таким образом,  экономическая теория предстает   перед нами как система знаний о сложном многообразии явлений  экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, категориях, законах, принципах и формах увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость, поддающуюся познанию и воздействию на нее.

     Наиболее  устойчивой является структура  курса экономической теории, в  основу которой положен предмет  экономической науки - экономика  и ее уровни - отдельное предприятие,  фирма, национальная экономика  страны, интернациональные процессы  в экономике.

     Кроме общих  основ экономической теории, выделяются  три уровня отношений, а значит, и разделения экономической науки,  получившего название "микроэкономика", "макроэкономика" и "интерэкономика" (мировое хозяйство).

  

 

2.  Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире.

 

   Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Для многих поколений  советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.  
   Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.  
       Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом. В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.  Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.  
    Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.  
     "Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".  
     Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха. В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.  
       Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.  
     Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности.    

      Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

 

 

 

3. Роль экономической теории в жизни общества

 

    Чем сложнее становится система хозяйственных отношений в обществе, тем ощутимее выявляется ограниченность обыденного экономического мышления. Конечно, здравый смысл помогает мелкому хозяину выработать правила рационального поведения, скажем, в условиях доиндустриального производства. Но в эпоху индустриального и постиндустриального хозяйства руководить крупными предприятиями и объединениями стало невозможно без серьезной научной экономической подготовки. Успешно управлять единым национальным хозяйством, безусловно, нельзя без овладения экономической теорией. Эта теория призвана выполнять три главные экономические функции, недоступные в качественном отношении для обыденного мышления:

  • познавательная  функция;
  • прогностическая функция;
  • практическая  функция.

      Познавательная  функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет

открыть законы,  по которым  развивается национальное хозяйство.

      Такое  изучение начинается с рассмотрения  фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. Факты  должны быть достоверными и типичными, характерными для изучаемой социально-экономической жизни. В таком случае факты, как говорится, — «упрямая вещь». К добротному фактическому материалу относится неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и др. Только такие источники информации позволяют избежать ошибочных теоретических построений, оторванных от реальности.

      Чтобы  глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к теоретическим  обобщениям реальных фактов, открывают  тенденции и законы хозяйственного  развития. При этом применяются  экономический анализ  (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности), экономические модели (абстрактное — отвлеченное от второстепенных моментов — обобщение действительности) и экономические принципы, законы (обобщение мотивов и практики хозяйственного поведения людей).

      Хозяйственная  жизнь развивается потому, что   между определенными процессами  существуют причинно-следственные  связи. Одно явление служит  причиной, а другое — его следствием.

Информация о работе Роль экономической теории в жизни общества