Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:41, курсовая работа
Цель контрольной работы: описать роль менеджмента в антикризисном управлении на основе анализа научной, учебной литературы, специальных журналов и средств сети Интернет.
Значимость изучаемого вопроса и недостаточность разработки в научной литературе определяют актуальность данной работы.
Задачи контрольной работы:
1. Перечислить общие факторы возникновения кризисных ситуаций
2. Дать понятие антикризисного менеджмента
3. Привести основные принципы и задачи антикризисного управления
Введение 3
1. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций 5
2. Понятие, цели и задачи антикризисного менеджмента 9
3. Основные принципы и задачи антикризисного управления 18
Заключение 21
Список использованных источников 22
Содержание
Введение
В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния. Основная причина рыночной несостоятельности - грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных за счет трудовых коллективов. Однако самое главное-голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося мотором рыночной экономики. Сегодня опыт убеждает, что очень важно не попасть в «черные дыры» экономики, т.е. предприятия, которые поглощая в изобилии ресурсы, просто не в состоянии произвести конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство из них оснащены техникой вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции с потоком высокотехнологичных товаров.
Все выше сказанное позволяет назвать тему чрезвычайно актуальной.
Цель контрольной работы: описать роль менеджмента в антикризисном управлении на основе анализа научной, учебной литературы, специальных журналов и средств сети Интернет.
Значимость изучаемого вопроса и недостаточность разработки в научной литературе определяют актуальность данной работы.
Задачи контрольной работы:
1. Перечислить общие факторы возникновения кризисных ситуаций
2. Дать понятие антикризисного менеджмента
3. Привести основные принципы и задачи антикризисного управления
1. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций
Кризис - это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию извне или изнутри, требующему от нее качественно нового реагирования. Основная особенность кризиса заключается в угрозе разрушения системы.
Причинная зависимость
Не обращаясь к экономической теории, которая дала уже объяснения этим явлениям, обратимся к анализу факторов, которые служат непосредственным катализатором кризисной ситуации.
Успехи и неудачи деятельности
предприятия следует
В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:
1) размер и структура
2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и его покупательная способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);
3) политическая стабильность и направленность внутренней политики;
4) развитие науки и техники,
которое определяет все
5) уровень культуры, проявляющейся
в привычках и нормах
6) к внешним факторам
На финансовом положении большинства предприятий негативно сказываются и последствия общеэкономического спада, инфляции. Им часто сопутствует полоса слияний и неожиданного возникновения иных конкурентов.
Предприятие может подвергнуться
тяжелым испытаниям при неожиданных
переменах в сфере
Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам. Но в их возможности проводить гибкую политику, способную значительно смягчить негативные последствия общего спада.
Не менее малочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его работы. В общем виде их можно представить четырьмя группами: стратегия предприятия; принципы его деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень маркетинга. В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии избирательно. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде.
До 90% различных неудач фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его несоответствием изменившимся объективным условиям.
Другие внутренние факторы, усиливающие кризисную ситуацию предприятия, таковы:
Итак, сотни факторов, действующих в разных направлениях, приводят к разрушению организационного, экономического и производственного механизма функционирования предприятия2.
В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на внутренние. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию государственных и частных предприятий.
Основной причиной возникновения кризисных явлений специалисты считают неопределенность будущего развития экономики и производственных отношений, которая обусловливает сложности в прогнозировании деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому большин¬ство специалистов основным качеством топ-менеджера считают его способность предвидеть будущее развитие событий.
Степень системности имеет решающее значение для предвидения кризисного явления. Поэтому знание циклов экономического развития позволяет менеджеру своевременно обнаружить признаки кризисных явлений и подготовить антикризисные мероприятия.
Возможность прогнозирования кризисных явлений и ситуаций основана на изучении существующих теорий их происхождения, законов развития экономики, производственных и социальных отношений и других законов. Степень реализации кризисных явлений представляет для менеджера важнейший фактор, который может привести к неблагоприятным последствиям. И наоборот, не реализовавшиеся кризисные явления не влияют на деятельность субъектов управления.
Наличие достаточного запаса времени для принятия решения по антикризисному управлению играет главную роль в условиях постоянного дефицита времени в кризисных ситуациях. Основными документами для принятия решения служат стратегический план развития предприятия и перечень антикризисных мероприятий. При их отсутствии менеджеры принимают решения “на ходу”, в условиях стресса и дефицита времени. Исследования показали, что в стрессовом состоянии уровень мышления человека снижается на 90 % от нормального.
2. Понятие, цели и задачи антикризисного менеджмента
Главная задача антикризисного управления - выработка наименее рисковых управленческих решений, которые позволили бы достичь поставленной цели и результата с минимумом дополнительных средств и при минимальных негативных последствиях.
Менеджмент кризисных ситуаций состоит из следующих этапов:
Диагностирование
Результаты диагностирования рекомендуется оформить в виде аналитической записки, справки, прогноза или рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могут использоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодоления кризиса. Основная задача менеджера в кризисной ситуации - не допустить или смягчить этап шока от наступающего кризиса, способствовать сокращению продолжительности этапа отката назад, а также ускоренной адаптации и стабилизации ситуации.
Успех менеджмента кризисных ситуаций определяется: степенью готовности менеджеров фирмы к потенциальным кризисным явлениям, наличием резервов, уровнем профилактических мероприятий, эффективностью применяемых методов управления. Затраты времени и средств на создание резервных систем управления, подготовку антикризисных мероприятий, формирование необходимых резервов становятся более выгодными, чем малоэффективные поспешные действия менеджеров по преодолению кризиса на основе предыдущего опыта, интуиции и энтузиазма.
Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации. При этом по мнению некоторых исследователей происходит перенос всего внимания на сиюминутные, краткосрочные проблемы, одновременно связанные с проведением жестких и быстрых решающих мероприятий. Другие авторы, которые хотят подчеркнуть освободительный и положительный характер кризисов, определяют антикризисный менеджмент наоборот как создание инструментов, которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте и разработать новый курс развития.
Наряду с понятием антикризисного менеджмента включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые ведут к ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, что характеризует антикризисный менеджмент в узком смысле, и во-вторых, к этому необходимо добавить еще профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного менеджмента в широком смысле4. Подобное определение обусловливает задачи руководства и характеризует действия в рамках острого кризиса как реактивный антикризисный менеджмент и задачи профилактики кризисов как превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент или (опережающий) антикризисный менеджмент.
Из-за прямого
воздействия на обеспечение сохранения
базисных переменных величин таких
как ликвидность, доход или оборот
отдельные составные части
В противоположность этому антикризисный менеджмент имеет дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более высокой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий. Антикризовые отношения понимаются как долгосрочные задачи менеджмента, которые могут охватывать все области предприятия.
Информация о работе Роль менеджмента в антикризисном управлении