Роль международного валютного фонда в развитии мировой экономики и достижении финансовой стабильности глобальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Международный Валютный Фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко - и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.
Первоначально Фонд кредитовал преимущественно Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних.

Содержание работы

Введение
1. История создания МВФ
2. Основные цели и функции МВФ и структура органов управления
3. Основные механизмы кредитования
4. Кредитная деятельность МВФ
5. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Нижегородский Государственный Педагогический Университет.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени - раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны - заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "Письме о намерениях" или Меморандуме об экономической и финансовой политике, направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной - получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации. Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.

В отличие  от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

4. Кредитная  деятельность МВФ

 

В Уставе Фонда для идентификации его  кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов:

2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки  экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой.

Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с  просьбами о предоставлении кредита  главным образом страны с неконвертируемыми  валютами. Вследствие этого МВФ, как  правило, предоставляет валютные кредиты  государствам-членам как бы "под  залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них  нет спроса, они остаются в Фонде  до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ  стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными  условиями. Согласно первоначальному  Уставу они состояли в следующем:

1. сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны;

2. общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке).

В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения  валюты в МВФ в течение более  короткого срока, чем пять лет, которые  нужны были для этого прежде. Что  касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает  со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении  установленного периода времени  страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в  СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана  досрочно производить выкуп своей  излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса  и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством - членом, то тем самым  погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере  до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны.

Средства  в иностранной валюте, которые  могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные  доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма  кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного  использования резервной и кредитных  долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "письме о намерениях", направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит "в противоречии с целями Фонда" или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны.

Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при  которой страна получает всю испрашиваемую  сумму немедленно после одобрения  Фондом ее запроса, так и путем  заключения с МВФ соглашения о  резервном кредите.

Соглашения  о резервном кредите, или соглашения "стэнд-бай" (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов "стэнд-бай" является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием  для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

В целях  расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных  фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд  компенсационного и непредвиденного  кредитования предназначен для  кредитования стран-членов МВФ,  у которых дефицит платежного  баланса обусловлен внешними, не  зависящими от них факторами.  В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых  цен, промышленный спад и введение  протекционистских ограничений  в странах-импортерах, появление  товаров-заменителей и т.п.

Этот  фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время  до 30% квоты) стран, особенно экспортеров  сырья, валютные поступления которых  сокращаются в результате падения  мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран-импортеров  зерна, испытывающих трудности  в связи с ростом мировых  цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование  стран-импортеров нефти, нефтепродуктов  и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование  непредвиденных потерь для помощи  странам, испытывающим влияние  непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны, лишь снижением экспортной выручки, либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 95 % квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования  буферных (резервных) запасов для  оказания помощи странам, участвующим  в создании подобных запасов  сырьевых товаров в соответствии  с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный  баланс. Лимит - 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой  поддержки операций по сокращению  и обслуживанию внешнего долга.  Это объясняется активной ролью  МВФ в урегулировании долгового  кризиса развивающихся стран  в 80-х годах. При предоставлении  резервных или расширенных кредитов  странам-должникам часть суммы  этих кредитов (до 25%) может быть  зарезервирована в целях сокращения  основного долга. Кроме того, в  целях частичной компенсации  процентных платежей либо дополнительного  обеспечения основного долга  при обмене по паритетной стоимости  долговых обязательств на облигации  с более низкой процентной  ставкой МВФ может выделять  дополнительные средства сверх  резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с  ноября 1992 г.30% квоты страны.

Фактически  величины дополнительного кредита  определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с  учетом "степени радикальности" программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей  страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки  структурных преобразований. Этот  фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной  экономике путем радикальных  экономических и политических  реформ. Поводом для его использования  может быть, во-первых, резкое падение  поступлений от экспорта вследствие  перехода к многосторонней, основанной  на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение  стоимости импорта из-за мировых  цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих  этих явлений. Предоставление  кредитов в данном случае обусловливается  выполнением страной-заемщицей набора более "мягких" макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках "промежуточного", или "переходного", кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.

Получение странами членами МВФ средств  из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование  страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся  в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения  кредитных долей.

МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

5. Роль МВФ  в регулировании международных  валютно-кредитных отношений

 

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

За время  своего существования МВФ превратился  в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в  качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных  отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта  платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Информация о работе Роль международного валютного фонда в развитии мировой экономики и достижении финансовой стабильности глобальных финансов