Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 22:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить понятия рынка, его функции, инфраструктуру, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2).Охарактеризовать четыре основных типа рыночных структур: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Введение………………………………………………………………….2
Глава1.Понятие,сравнительной анализ отличий монополистической конкуренции от других рыночных структур в экономике…………………………………………………………….3
1.1 Монополистическая конкуренция……………………………………3
1.2 Совершенной конкуренции и ее характерные черты………………5
1.3 Анализ влияния конкуренции на структуру рынка………..6
Глава 2 .Определение цены и объема производства фирмы-монополистического конкурента………………………………….11
2.1 Фирма в условиях не совершенной конкуренции определение цены и объема производства…………………………………………………………11
Глава 3.Роль монополистической конкуренции в функционировании рынка………………………………………….20
Заключение……………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………27
2.) самовольное использование,
разглашение научно-
Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.
Она обусловливается суверенным правом каждого из субъектов рынка на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению их интересов, к достижению поставленных ими целей за счет ущемления интересов других участников рыночных отношений. Конкуренция порождается объективными условиями: экономической обособленностью субъектов рынка, их зависимостью от хозяйственной конъюнктуры [13 с.92-96].
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Если предложение какого-либо товара превышает спрос, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы реализовать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению производства данного товара. Если спрос превышает предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены покупатели. Чтобы приобрести дефицитный товар, они предлагают более высокую цену. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара[10 с.92-96].
В марксистской экономической теории конкуренция трактуется как:
- свойственная товарному
производству
- как механизм стихийного
регулирования пропорций
Зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. В эпоху капитализма свободной конкуренции существует два основных вида конкурентной борьбы - внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между производителями, действующими в одной отрасли производства. Функциями внутриотраслевой конкуренции являются:
- превращение индивидуальных стоимостей в общественную, рыночную стоимость;
- она выступает как экономический механизм образования рыночной стоимости и механизм образования избыточной прибавочной стоимости (сверхприбыль);
- стимулирование научно-
Межотраслевая конкуренция - конкуренция между производителями, действующими в различных отраслях экономики. Функции межотраслевой конкуренции:
- обеспечение таких пропорций
распределения капиталов между
отраслями, при которых равновеликие
капиталы, независимо от органического
строения и скорости оборота,
приносили бы одинаковую
- преобразование норм прибыли в отдельных отраслях в общую, среднюю норму прибыли, а стоимости товаров - в цену производства;
- деление прибавочной
стоимости между различными
Свободная конкуренция ведет к развитию процессов концентрации и централизации капиталов и концентрации производства, а тем самым к образованию монополистических предприятий. В современной экономической теории различают понятия «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе - к рыночным структурам и охватывает все аспекты (параметры) рынка любого товара (количество фирм, свобода вхождения на рынок и выхода из него, тип продукта, участие фирм в контроле за рыночной ценой и т.п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.
В зависимости от состояния рынка выделяются: свободная («совершенная») конкуренция и несовершенная конкуренция. По методам осуществления различают ценовую и неценовую конкуренции.
Ценовая конкуренция - соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Снижение цены теоретически возможно: за счет снижения издержек производства; за счет снижения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, дифференциации продуктов, рекламе, стимулировании сбыта, послепродажном обслуживании.
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с преобладания методов ценового соперничества над неценовыми методами. В современных условиях наблюдается преобладание неценовых методов над ценовыми. Основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос. Выделяют также добросовестную и недобросовестную конкуренции [9 с.214-225].
Недобросовестная конкуренция - конкуренция с применением методов конкурентной борьбы, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции: демпинг; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; ложная информации и реклама, вводящая в заблуждение; недобросовестное копирование (имитация) товаров конкурентов; промышленный шпионаж и т.д. Недобросовестная конкуренция запрещена положениями законодательства по борьбе с ограниченной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданским и уголовным кодексами. [12 с.92-96]
Тем не менее конкуренция имеет важное значение в экономической жизни общества, стимулируя деятельность хозяйствующих субъектов.
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции.
Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным [2 с. 97-99].
Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия: первое: имеется множество покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема. Второе: товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Третье: отсутствуют входные барьеры (условия, затрудняющие фирме-новичку возможность равноценно конкурировать с фирмами, закрепившимися ранее на этом рынке) для вступления в отрасль нового производителя. Четвертое: на чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не оказывают влияния на рыночные цены. Пятое: полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и любом изменении цен любым продавцом. Шестое: рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы.
Очевидно, что совершенная конкуренция весьма редка на практике. С чем связано поистине уникальное значение этого понятия в теории? Дело в том, что совершенная конкуренция позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков, например, сельское хозяйство, биржи [6 с. 97-99]. Если какое-либо из условий рынка совершенной конкуренции не выполняется, то имеет место несовершенная конкуренция.
Рынок несовершенной конкуренции.
Выделяют три модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерными чертами данной модели являются следующие:
1. Единственный продавец.
Чистый монополист есть
2. Тип продукта - уникальный,
нет близких заменителей. С точки
зрения покупателя, это означает,
что нет приемлемых
3. Чистый монополист диктует
цену: фирма осуществляет полный
контроль над ценой. Причина этого
в том, что монополист контролирует
общий объем предложения. При
нисходящей кривой спроса
4. Вступление в отрасль блокировано, существуют барьеры для вступления в отрасль в виде эффекта масштаба, естественных монополий, легальных барьеров (патента, лицензии), собственности на важнейшие виды сырья, нечестной конкуренции.
Примерами чистых монополий могут быть предприятия коммунального хозяйства, осуществляющие тепло-, газо-, водоснабжение электрические, телефонные компании и др. [6 с. 97-99].
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную структуру, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими: признаками:
1. Относительно большое число фирм в отрасли (25-70), нет ощущения взаимной зависимости между ними.
2. Отдельная фирма обладает
относительно небольшой долей
рынка, поэтому имеет очень
3. Сильная дифференциация продукта, которая может принимать различные формы.
4. Большое значение имеет неценовая конкуренция.
5. Легкие условия вступления в отрасль.
Производство одежды, обуви, предприятия бытового обслуживания населения, магазины розничной торговли - это отрасли которые соответствуют модели монополистической конкуренции [16 с.112-126].
Когда небольшое число фирм господствует на рынке, возникает олигополия, признаками которой являются:
1. Относительно малое
число фирм (до десяти), каждая
из которых обладает
2. Фирмы, находящиеся в таких условиях являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и сама испытывает на себе влияние со стороны конкурентов - это уникальное свойство, присущее только данной рыночной структуре;
3. Продукты могут быть
однородными или
4. Причинами, лежащими в
основе развития олигополии, являются
эффект масштаба и другие
5. Олигополисты боятся прибегать к ценовой конкуренции, отсюда их стремление к более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене.
6. Особая роль принадлежит неценовой конкуренции, т.к. именно через нее определяется доля рынка для каждой фирмы [8-9 с.82-89].
жизни.
Вывод: На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов:
Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить за товар «лишние» деньги.
Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.
Информация о работе Роль монополистической конкуренции в функционировании рынка