Роль нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время вопросы методики и организации учета нематериальных активов активно обсуждаются во всем мире. Можно сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов российской методологии учета. Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий это, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы.
Это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на данном этапе движения экономики.
Таким образом, изучение роли нематериальных активов в деятельности предприятия является очень актуальным.

Содержание работы

Теоритическая часть.
Введение.
Теоретические аспекты содержания нематериальных активов.
Понятие и экономическое содержание нематериальных активов. Классификация нематериальных активов.

Файлы: 1 файл

роль нематериальных активов.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Теоритическая часть.
    1. Введение.
    2. Теоретические аспекты содержания нематериальных активов.

Понятие и экономическое  содержание нематериальных активов.     Классификация нематериальных активов.

 

    1. Введение

 

  
  
     

В настоящее время вопросы методики и организации учета нематериальных активов активно обсуждаются во всем мире. Можно сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов российской методологии учета. Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий это, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы.      

 Это превращает  проблему нематериальных активов  в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на данном этапе движения экономики.     

Таким образом, изучение роли нематериальных активов в деятельности предприятия является очень актуальным.

 

 

1.2. Теоретические  аспекты содержания  нематериальных активов.

Понятие и экономическое  содержание нематериальных  активов.

 

  

Нематериальные активы относятся  к внеоборотным активам организации. Внеоборотные активы – это активы, многократно участвующие в процессе хозяйственной деятельности и переносящие свою стоимость на продукцию по частям. К нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

а) не имеет материально-вещественной (физической) структуры;

б) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

в) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

д) не предполагается последующая перепродажа данного  имущества;

е) способно приносить организации экономическую  выгоду;

ж) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации  на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.)

В соответствии с перечисленными условиями к  нематериальным активам относят  следующие объекты нематериальной собственности:

1. деловая  репутация и организационные  расходы (расходы, связанные с  образованием юридического лица, признанные в соответствии с  учредительными документами частью  вклада участников в уставный  капитал  организации;

2. объекты интеллектуальной собственности  (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности);

3. исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную  модель;

4. исключительное  авторское право на программы  для ЭВМ, базы данных;

5. имущественное право  автора или иного правообладателя  на топологии интегральных схем;

6. исключительное  право владельца на товарный  знак и знак обслуживания, наименование  места происхождения товаров;

7. исключительное  право патентообладателя на селекционные  достижения;

8. «гудвилл» - разница между рыночной стоимостью  предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой  стоимостью, образованной в связи с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым её уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, применения новых технологий;

9. другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия.

Отсюда вытекают основные критерии, в соответствии с которыми объекты могут быть отнесены к  категории нематериальных активов: юридические и экономические.

Юридические критерии. В нормативном  акте сформулировано, что к нематериальным активам относятся права, возникающие из ряда договоров (авторских, лицензионных и т. п.), а не сами патенты, лицензии или программные  продукты.

Экономические  критерии. К ним относятся  конкретизированная норма о долгосрочном характере их использования на предприятии: свыше одного года, и способность приносить предприятию доход.

Знание приведенного определения  и основных критериев отнесения  средств к нематериальным активам гарантирует недопущение ряда ошибок: права и иные нематериальные активы могут возникать  в организации только в результате заключения определенной категории гражданско-правовых сделок (например, авторский договор, договор о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НПОКР), создании или передаче научно-технической продукции, лицензионный договор).           

 Строго говоря, нематериальные  активы, представляющие собой результат интеллектуальной деятельности, на которые владелец приобретает исключительные права, не могут быть переданы на основании, например, договора купли-продажи, так как с помощью этой категории договора оформляются сделки с вещами, по отношению к которым действует право собственности.   
             Непростым для практического применения является такой критерий, принадлежащий, к нематериальным активам, как способность приносить доход предприятию. Дело в том, что в соответствии с определением активов способность приносить доход является неотъемлемой сущностной чертой принадлежности имущества к категории активов предприятия, и потеря этой способности может привести к исключению того или иного имущества из состава активов.

Введение в определения  нематериальных активов такого критерия может послужить в ряде случаев  причиной требований со стороны контролирующих органов представления дополнительных доказательств о способности приносить выгоду. В случае непредставления доказательств может появиться сомнение о правомерности учета тех или иных прав в составе нематериальных активов, а значит, могут возникнуть и определенные налоговые последствия. Например, по налогу на прибыль — нематериальные активы, как правило, амортизируются в случае их использования в производственных целях, и если имущество не будет признано нематериальными активами, то его амортизация будет расцениваться как завышение себестоимости  и  уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на  прибыль. Такая черта, как способность приносить доход, должна быть присуща всем видам имущества предприятия, учитываемых в составе его активов, и не должна оговариваться в определении лишь некоторых из них.   
          Отдельным вопросом, заслуживающим комментариев, является вопрос об учете в составе нематериальных активов лицензий на определенные виды деятельности.  С января 1995 из пункта о нематериальных активах исключены лицензии на определенные виды деятельности. Было установлено, что по статье «Организационные расходы» показываются в том числе «расходы по получению специального разрешения по осуществлению в соответствии с законодательством отдельных видов деятельности». В этой связи существует мнение ряда специалистов (более часто оно встречается среди работников налоговых органов) о том, что лицензии на виды деятельности не являются нематериальными активами и, следовательно, затраты на их приобретение должны относиться на счет «Использование прибыли», а не на счет «Нематериальные активы».   
               Кроме того, в соответствии с письмом Минфина РФ от 1 ноября 1993 г. №119 и Госналогслужбы РФ № НП-4-04/172 Н «О лицензировании отдельных видов деятельности» «расходы по лицензированию за право осуществления отдельных видов деятельности подлежат отражению предприятиями на счете «Нематериальные активы». 

Таким образом, исходя из вышеизложенного  содержания нормативных актов и экономического смысла расходов по приобретению лицензий на осуществление видов деятельности, они подлежат учету в составе нематериальных  активов организации. 

Еще одним из видов нематериальных активов, прямо не поименованных в отчетности в Российской Федерации, является так называемая деловая репутация организации. «Деловая репутация фирмы», «цена фирмы», «гудвилл» - это различные названия очень похожего явления, результат которого оценивается и ставится на баланс предприятия в качестве актива. При покупке предприятия как единого целого может возникать и, как правило, возникает разница между стоимостью имущества по балансу предприятия и покупной стоимостью этого предприятия. Разница может быть как положительной (предприятие куплено дороже), так и отрицательной (куплено дешевле), чем балансовая стоимость его имущества. Эта разница получила название в отечественном учете в настоящее время «деловая репутация организации». Деловая репутация складывается в процессе осуществления деловой активности фирмы, т. е. ее предпринимательской деятельности. Но она не может быть в этот период самостоятельным активом. Бухгалтерское «признание» деловой репутации в качестве актива происходит только в момент купли-продажи организации как единого имущественно-финансового комплекса.   
           В современных условиях хозяйствования и в России широкое применение получили нематериальные активы. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, развитием и интеграцией международных финансовых рынков. В последнее время в имуществе хозяйственных организаций доля нематериальных активов неуклонно возрастает. Хотя эти активы и являются составной частью всего имущества предприятия, их использование в хозяйственной деятельности значительно отличается от использования материальных объектов, так как они  не имеют вещественной  формы.  
               Как экономическая категория нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т.е. доход. Отличительными признаками нематериальных активов являются:

1.отсутствие материально-вещественной формы; 

2.длительный период использования - свыше 12 месяцев; 

3.возможность идентификации,  т. е. выделения из общей  массы имущества предприятия; 

4.способность приносить  организации  доход.

Нематериальными активами являются не сами патенты, товарные знаки, полезные модели, программы ЭВМ и др., а лишь права на их использование. К нематериальным активам относят права, возникающие: 

- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

- из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;

- из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- из прав на ноу-хау.

В состав нематериальных активов  не включают интеллектуальные и деловые  качества человека, его квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своего носителя и не могут быть использованы без него.      

В этом разделе было рассмотрено понятие  и экономическое содержание нематериальных   активов, что позволяет рассмотреть  их классификацию.

 

 

Классификация нематериальных  активов

 

  

Среди авторов нет однозначного подхода к классификации нематериальных активов.

Ряд авторов выделяют следующие  виды нематериальных активов:

1. Права на использование  земельных участков – это часть  стоимости взносов участников в уставной капитал формируемых организаций. Стоимость этих прав зависит от оценки земли и определяется по соглашению участников. Она должна быть полностью погашена амортизационными отчислениями до истечения срока полезного использования.

2. Права на объекты производственной или интеллектуальной собственности – это изобретения, патенты, лицензии, товарные знаки промышленные образцы, модели, фирменные знаки.

Объекты интеллектуальной собственности разделяют  на два вида:

а) регулируемые патентным  правом (объекты промышленной собственности) б) регулируемые авторским правом.

К объектам, регулируемым патентным правом относят:

1. Изобретение, если оно  является новым и промышленно  применимо (устройство, вещество, микроорганизм,  культуры клеток растений и  животных) или является известным устройством, способом, веществом, но имеет новое применение. Патент на изобретение выдается сроком до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторство, а также исключительное право на его использование;

2. Промышленный образец  - художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного образца являются его новизна, оригинальность, и промышленная применимость. Патент на промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет;

3. Полезная модель - конструктивное  выполнение из составных частей. Отличительные признаки полезной модели - новизна и промышленная применимость; 

4. Товарные знаки и торговые  марки – право на исключительное  использование фирменного наименования юридического лица, а так же на специальные обозначения, отличающие товары и услуги организации от однородных товаров и услуг других организаций. Право использование товарного знака принадлежит только его собственнику или тому, кому он передал свои права. В условиях рыночной экономики товарный знак является дорогостоящим активом компании, поскольку она может продать свой товарный знак или передать право пользования им в качестве вклада в уставный капитал. Право на товарный знак охраняется законом. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Необходимым условием охраны товарного знака является его государственная  регистрация. Товарный знак  может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на  него. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении  товаров, указанных в  свидетельстве. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его  владельца.

Необходимо отметить, что  закон охраняет как использование  товарного знака в целом, так и какого-либо элемента в составе товарного знака. Несанкционированное использование охраняемого элемента товарного знака без элемента, не подлежащего правовой охране, является нарушением прав  на товарный знак;

5. Наименование места происхождения  товара - название географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными и людскими  факторами. 

6. Фирменное наименование - индивидуальное название юридического лица. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического лица и действует  во время его существования. Правовой формой использования фирменного наименования является лицензионный договор; 

Информация о работе Роль нематериальных активов