Роль предприятий в современной экономике России и основные проблемы их развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 08:46, реферат
Описание работы
Акцент в работе делается на детальное рассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития предприятий в России, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представление как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………….. 3 Предприятия в России: от истоков к современному этапу………………… 2 Специфика предприятий и их роль в экономике…………………………... 6 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России …………………………………………………………………………….. 9 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации ……………………………………………. 15 Заключение ……………………………………………………………………... 20 Список литературы ……………………………………………………………. 23
Важным инструментом государственной
поддержки малым предприятиям в большинстве
промышленно развитых стран является
система государственных заказов. Данная
форма отношений позволяет обеспечить
малому бизнесу гарантированный рынок
сбыта, ускорить процесс накопления капитала,
расширить производственные мощности,
укрепить конкурентоспособность, модернизировать
оборудование и многое другое.
Финансово-кредитная поддержка
малому бизнесу осуществляется путем
реализации государственных целевых программ,
предоставление льготных и безвозмездных
субсидий прежде всего на цели научно-технического
развития. В предоставлении гарантий по
займам предприятий малого бизнеса у частных
банковских структур для переоснащения
производства, его расширения. Участие
в деятельности и формировании ресурсов
различных кредитно-финансовых и инвестиционных
организаций. Повышение кредитоспособных
мелких предприятий с помощью системы
кредитования. Формирование системы банковских
услуг, ориентированных на малых предпринимателей.
Государственная поддержка
малому и среднему бизнесу в налоговой
политике проявляется через льготную
систему налогообложения и систему ускоренной
амортизации основных средств.
Антимонопольная политика включает
в себя, во-первых, меры по обеспечению
справедливых равноправных условий подрядных
отношений и сделок по государственным
займам, а также между крупными и небольшими
предприятиями; во-вторых меры по предупреждению
задержек платежей со стороны крупных
фирм небольшим подрядным предприятиям;
в-третьих меры по предотвращению банкротств
мелких компаний, а также гибкую таможенную
политику.
К сожалению, в России сложилась
парадоксальная ситуация, когда происходит
постоянный рост количества разнообразных
структур поддержки малого и среднего
бизнеса, формируются все новые общественные
движения – союзы, ассоциации, объединения,
а бюджетная поддержка малого предпринимательства
постоянно сокращается. Опыт развития
малого предпринимательства показал,
что недостаточная эффективность различных
форм государственной поддержки в России
во многом вызвана слабой подготовленностью
данного сектора экономики к ее восприятию.
В перспективе государство, в принципе
как любой кредитор, должно четко представлять
и уменьшать свои риски, для чего следует
упорядочить, координировать, контролировать
финансовые средства, направляемые на
малый бизнес через различные структуры.
Государственный контроль за
деятельностью малых предприятий заключается,
прежде всего, в соблюдении норм, установленных
различными федеральными и региональными
органами власти для процессов производства
и реализации продукции и услуг. При этом
конкретизация объекта контроля и прав,
которыми наделяются те или иные органы
при осуществлении ими контрольных функций,
фиксируются нормативно-законодательными
и правовыми актами. Однако, принятый в
1995 году Федеральный закон «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» явно устарел
и уже не отвечает современным условиям
рынка. Так, требуют уточнения вопросы
финансовой поддержки малого и среднего
бизнеса и взаимоотношений с бюджетом.
Следует заново определить порядок создания,
функционирования и ликвидации малых
предприятий. А также ряд сфер деятельности
малого бизнеса требует законодательного
оформления, например, восполнение пробела
тех законодательных норм, которые регламентируют
взаимодействие малых и крупных предприятий.
Первым важным шагом к формированию
последовательной государственной поддержки
и развитию малого и среднего бизнеса
стали разработка и принятие в декабре
2001 года Государственным советом Российской
Федерации Концепции государственной
политики поддержки и развития малого
предпринимательства в РФ. Данный документ
декларирует отношение власти к малому
бизнесу и должен быть базой формирования
основных направлений совершенствования
государственной политики в этом важном
секторе экономики, как малый бизнес. Следует
отметить, что реализация изложенных в
Концепции намерений государства потребует
разработки четкой программы действий
на ближайший период и более отдаленную
перспективу (5-10 лет), а также осуществления
контроля за реализацией основных положений
этого документа.
Из всего сказанного, очевидно,
что от уровня развития не только крупного,
но и малого и среднего бизнеса, результата
партнерских отношений между государством
и бизнесом, от учета в полной мере интересов
обеих сторон в значительной степени зависит
экономический и политический прогресс
России. Именно поэтому процесс взаимодействия
государственных структур и предпринимательства
не может носит спонтанный характер. Он
должен быть хорошо управляемым и организованным.
У всех участников этого процесса должны
быть единые цели и намерения. Для стабильного
развития малого предпринимательства
все стороны обязаны прилагать постоянно
возрастающие усилия, действовать заодно
на принципах открытости, честности, откровенности
и справедливости.
Заключение
На основании вышеизложенного,
хотелось бы подвести некоторые итоги.
В процессе рассмотрения развития малого
и среднего бизнеса в России, было выяснено
следующее. Он способен не только быстро
заполнять ниши, образующиеся в потребительской
сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
А также создавать атмосферу конкуренции
и ту среду предпринимательства, без которой
рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия
играют заметную роль в занятости, производстве
отдельных товаров, исследовательских
и научно-производственных разработках.
Углубление специализации в научных разработках
привело к тому, что во многих случаях
небольшие фирмы идут по более простому
или рискованному пути, работают в неперспективных
отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся
за освоение оригинальных нововведений.
Малые предприятия стремятся как можно
скорее наладить массовое производство.
Что, прежде всего, приводит к расширению
рынка предлагаемых товаров и услуг, что
в свою очередь активно стимулирует процесс
производства с целью наиболее быстрого
удовлетворения спроса, мотивируемого
разработками, проводимыми фирмами малого
и среднего предпринимательства.
Мелкие и средние предприятия
в свою очередь являются опорой для крупных
компаний, так как массовый выпуск промышленных
изделий длительного потребления (автомобилей,
холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает
потребность в соответствующих промышленных
услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь
из-за своей громоздкости крупные монополисты
вынуждены затрачивать много усилий в
этом направлении или создавать разветвленную
сеть мелких филиалов, что само по себе
тоже достаточно дорогостоящее занятие,
служащее в основном для поддержания престижа
крупной фирмы.
Развитие предпринимательства
способствует постепенному созданию широкого
слоя мелких собственников, так называемого
среднего класса, самостоятельно обеспечивающих
собственное благосостояние и достойный
уровень жизни, являющихся основой социально-экономических
реформ, гарантом политической стабильности
и демократического развития общества.
Однако, занятие бизнесом является не
только источником средств к существованию,
но и способом раскрытия внутреннего потенциала
личности.
Таким образом, предпринимательство
ведет к оздоровлению экономики в целом
и, следовательно, лучший выход для России
– это создание такой политики государства,
которая была бы направлена на расширение
и развитие предприятий предпринимательства
в нашей стране.
Однако, перспективность сектора
малого и среднего бизнеса в современной
экономике, не следует рассматривать лишь
как очередную компанию в системе антикризисной
политики правительства РФ. Именно малые
предприятия, особенно в случае удовлетворительной
разработки новой государственной политики
в области предпринимательства, могут
стать основой рыночных структур во многих
отраслях, обеспечивая перелив инвестиций
в сферы наиболее эффективного приложения
ресурсов и тем самым соединить процессы
структурной политики и формирование
всероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как и у
государства до сих пор остаются открытыми
большое количество проблем, и до сих пор
сохраняется довольно сложное экономическое
положение, все же продолжается реформирование
экономики, что способствует освоению
новой модели общественно-экономического
развития, имеющей рыночную ориентацию.
В современной политике государства все
более акцентируется внимание в сторону
доминирования частного сектора, либерализации
практически всех отраслей экономики
и активизации рыночных регуляторов, локализации
очагов кризиса, ориентации на платежеспособный
спрос, то есть создание благоприятных
условий для скорого подъема промышленности.
Список литературы
А.И. Архипов, А.К. Большаков.
Экономика / А.И. Архипов. – М.: ТК Велби,
Издательство Проспект, 2006, 840 с.
Голованов Е.Б. Конспект лекций
по дисциплине «микро- и макроосновы рыночного
ценообразования»-Ч.: ЮУрГу, ФЭиП,2008
А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика:
теория и российская практика. – М.: КноРус,
2006, 678 с.
А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская,
В.К. Южелевский. Государство и экономика:
Факторы роста – М.: Наука, 2003, 214 с.
З.И. Калугина. Большие проблемы
малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика
и организация промышленного производства,
№ 2, 2006, с. 105 – 127
Е.В. Лысаковская. Проблемы и
перспективы государственной поддержки
малого и среднего бизнеса // Право и образование,
№ 5, 2006, с. 261 - 266
Б.М. Маклярский. Экономика России.
Учебное пособие / Б.М. Маклярский. – М.:
Международные отношения, 2001,. 304 с