Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:21, реферат
Традиционно в мире выделяют две основные модели планирования и прогнозирования. В частности, С.Ю. Глазьев и Ю.В. Яковец первую называют англосаксонской, а вторую – индийской. В научной литературе встречаются и другие названия, однако суть остается прежней. Англосаксонская модель во главу угла ставить бюджетное планирование, а все остальные прогнозы и планы выполняют в большей мере вспомогательную роль.
Традиционно в мире выделяют две
основные модели планирования и прогнозирования.
В частности, С.Ю. Глазьев и Ю.В.
Яковец первую называют англосаксонской,
а вторую – индийской. В научной литературе
встречаются и другие названия, однако
суть остается прежней. Англосаксонская
модель во главу угла ставить бюджетное
планирование, а все остальные прогнозы
и планы выполняют в большей мере вспомогательную
роль. К числу наиболее ярких представителей
подобной модели относят США, Великобританию,
Канаду. Вторая модель предполагает наличие
строго организованной системы государственных
органов планирования и прогнозирования.
Приоритетом их деятельности является
разработка планов (прогнозов) развития
страны, отдельных регионов и отраслей
на различные сроки. Страны, использующие
подобную модель, – Индия, Япония, Южная
Корея, Китай, Латиноамериканские страны.
Роль прогнозирования в США
Прогнозирование в США считается
одной из важнейших форм регулирования
экономики. О.Моргенштерн отмечал, что
экономическая теория во всех ее видах
в конечном итоге предназначена
для построения прогнозов. в США прогнозирование
ассимилировало последние достижения
экономической теории, математических
методов и электронно-вычислительной
техники.
В настоящее время провозглашено, что
планирование является одним из видов
деятельности, постоянно осуществляемой
Правительством США. На федеральном уровне
в США разработкой различного рода прогнозов
занимаются три организации: Совет экономических
консультантов, Административно-бюджетное
управление, Совет управляющих Федеральной
резервной системы (ФРС).
Совет экономических консультантов осуществляет
свою деятельность в области прогнозирования
с целью консультирования Президента
при составлении экономических отчетов,
консультирования Правительства, оценки
различных программ развития. На сегодняшний
день прогнозирование является основным
видом деятельности Совета экономических
консультантов. Состав данного органа
определяется законодательно и состоит
из высококомпетентных специалистов.
Как правило, прогнозы разрабатываемые
Советом экономических консультантов
строятся на базе прогнозов, построенных
другими государственными организациями,
а также частными фирмами.
Процесс разработки макроэкономических прогнозов в США
Разработка
Совет управляющих ФРС строит прогнозы
развития финансовой сферы. В качестве
регуляторов используются инструменты
кредитно-денежной политики: определение
норм обязательных резервов, изменение
норм процентов банков ФРС и др.
Основными методами прогнозирования,
используемыми на государственном
уровне в США, являются: методы экспертных
оценок, методы экономических индикаторов,
модели динамических рядов (методы экстраполяции),
эконометрическое моделирование, модель
«затраты-выпуск» (некоторая модификация
метода МОБ).
Для США характерно стратегическое планирование,
суть которого состоит в выборе главных
приоритетов развития национальной экономики,
ведущую роль, в реализации которых играет
государство.
В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы – на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться.
В развитых государствах, в том
числе в США, широко распространена
практика контрактных заказов на
прогнозные разработки, выполняемое для
правительственных учреждений и крупных
компаний. В США центрами подобных исследований
являются «РЭМД - корпорейшн», Гудзонский
институт, корпорация Цортона, специализирующаяся
на экономическом прогнозировании. Самая
известная международная прогнозная организация
- «Римский клуб», главной линией ее деятельности
является стимулирование и координация
исследований глобальных проблем.
Сущность прогнозирования в США, как и
в любой развитой рыночной экономике заключается
в научном предвидении развития всех форм
хозяйствования, в последующем выявлении
закономерностей и тенденций научно-технического,
экономического и социального прогресса.
Экономические прогнозы составляются
с учетом факторов с перспективным воздействием
на динамику экономики: объем и качество
основного капитала, наличие трудоспособного
населения, новейшие технологии, уровень
безработицы, величина инвестиций, рост
экспорта, уровень инфляции.
В США, как и во многих других зарубежных
развитых странах, прогнозирование опирается
на сформированную из статистической
информации схему основных взаимосвязей
в национальном хозяйстве, получившую
название системы национальных счетов
(СНС).
В основу макроэкономического прогнозирования
США заложена модель круговых потоков
или кругооборота ВНП. В своей элементарной
форме эта модель включает в себя только
две категории экономических агентов
- домашние хозяйства и фирмы - и не предполагает
вмешательства государства в экономику,
а также каких-либо связей с внешним миром
(рис. 1)
Рис. 1. Модель круговых потоков в закрытой
экономике
Из схемы, представленной на рис. 1, видно,
что экономика является замкнутой системой.
Потоки «доходы - расходы» и «ресурсы -
продукция» осуществляются одновременно
в противоположных направлениях и бесконечно
повторяются. Основным выводом из модели
является равенство общего объема производства
в денежном выражении суммарной величине
денежных доходов домашних хозяйств.
в США не существует специальных федеральных законов координирующих деятельность в области планирования и прогнозирования на федеральном и региональном уровнях. Каждый штат самостоятельно формирует органы исполнительной власти, в том числе и органы ответственные за планирование и прогнозирование.
Однако главная особенность
всей деятельности в области планирования
и прогнозирования в США
Достаточно существенную роль в
сфере прогнозирования в США
играют различные университеты. Причем
в университетах создаются
Подобное развитие прогностической отрасли
в США породило спрос на высококвалифицированных
специалистов в данной отрасли. В свою
очередь подобный спрос привел к тому,
что ведущие ВУЗы страны осуществляют
подготовку соответствующих специалистов.
.Антикризисная программа
США
Президент Барак Обама предложил масштабную
программу экономической помощи, которая
должна вывести экономику США из кризиса.
План заключается в комбинации
двух методов: сокращения налогов и
масштабных бюджетных инвестиций в
экономику. Блок 1. Помощь нуждающимся
Увеличение продолжительности выплаты
пособий по безработицеФинансирование
программ переподготовки и повышения
квалификации безработныхУвеличение
финансирования программ медицинского
страхования
Увеличение объемов
Увеличение помощи некоторым категориям
домовладельцев, выплачивающим ипотечные
кредиты, а также строительство жилья
для бездомных.
Блок 2. Инфраструктурные проекты
План Обамы предусматривает:
Строительство новых и ремонт старых дорог;
гранты на развитие общественного транспорта;
реновацию железных дорог; обновление
аэропортов.
Блок 3. Налоги
Снижение налогов на бизнес
Снижение налогов на частных лиц
Блок 4. Закон и порядок
Увеличение ассигнований на правоохранительные
органы. Создание особой структуры, которая будет
следить за использованием средств, выделяемых
в рамках «Плана Американского Восстановления
и Реинвестирования».
Заключение
Таким образом, опыт США в области прогнозирования
содержит как безусловно положительные
аспекты прогнозирования, так и отрицательные.
К первой группе следует отнести: формирование
и наличие коммерческой отрасли прогнозирования,
активное привлечение для разработки
моделей экономического развития высших
учебных заведений, подготовка высококвалифицированных
кадров, а также выстраивание всех отношений
между организациями, занимающимися построением
прогнозов и органами государственной
власти на коммерческой основе. Также
стоит отметить понимание руководством
страны и отдельных штатов важности прогнозов
социально-экономического развития. Благодаря
этому, из бюджетов всех уровней выделяются
существенные суммы для финансирования
деятельности в области прогнозирования.
Ко второй группе относятся нечеткость
структурной организации органов прогнозирования
на региональном уровне, отсутствие законодательной
ответственности за несоответствие прогнозов
и реально достигнутых результатов, отсутствие
четкого законодательства в координации
деятельности в области прогнозирования
между органами исполнительной власти
штатов и страны. Анализируя общую ситуацию по США, мы
видим, что программа Обамы начинает постепенно
работать. Но не все так хорошо, как кажется.
Финансирования того минимума программ,
которые были указаны, опять же привели
к тому, что США было вынуждено снова включить
печатный станок, и распространять американский
доллар. Постоянно выделяя на свою антикризисную
программу миллиарды, накачивая себя,
а также другие государства своим долларом,
США обрекает его на дальнейшее обесценивание,
которое уже становиться заметным в нынешней
ситуации. Бояться пока конечно ничего
не стоит, так как вся мировая экономическая
система завязана на долларе США, расчеты как велись, так
и ведутся при помощи доллара США, и резко
отходить от этого никто пока не собирается.