Роль прогнозирования сша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:21, реферат

Описание работы

Традиционно в мире выделяют две основные модели планирования и прогнозирования. В частности, С.Ю. Глазьев и Ю.В. Яковец первую называют англосаксонской, а вторую – индийской. В научной литературе встречаются и другие названия, однако суть остается прежней. Англосаксонская модель во главу угла ставить бюджетное планирование, а все остальные прогнозы и планы выполняют в большей мере вспомогательную роль.

Файлы: 1 файл

Традиционно в мире выделяют две основные модели планирования и прогнозирования.docx

— 19.04 Кб (Скачать файл)

Традиционно в мире выделяют две  основные модели планирования и прогнозирования. В частности, С.Ю. Глазьев и Ю.В. Яковец первую называют англосаксонской, а вторую – индийской. В научной литературе встречаются и другие названия, однако суть остается прежней. Англосаксонская модель во главу угла ставить бюджетное планирование, а все остальные прогнозы и планы выполняют в большей мере вспомогательную роль. К числу наиболее ярких представителей подобной модели относят США, Великобританию, Канаду. Вторая модель предполагает наличие строго организованной системы государственных органов планирования и прогнозирования. Приоритетом их деятельности является разработка планов (прогнозов) развития страны, отдельных регионов и отраслей на различные сроки. Страны, использующие подобную модель, – Индия, Япония, Южная Корея, Китай, Латиноамериканские страны. 

Роль прогнозирования  в США

Прогнозирование в США считается  одной из важнейших форм регулирования  экономики. О.Моргенштерн отмечал, что  экономическая теория во всех ее видах  в конечном итоге предназначена  для построения прогнозов. в США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники. 
В настоящее время провозглашено, что планирование является одним из видов деятельности, постоянно осуществляемой Правительством США. На федеральном уровне в США разработкой различного рода прогнозов занимаются три организации: Совет экономических консультантов, Административно-бюджетное управление, Совет управляющих Федеральной резервной системы (ФРС). 
Совет экономических консультантов осуществляет свою деятельность в области прогнозирования с целью консультирования Президента при составлении экономических отчетов, консультирования Правительства, оценки различных программ развития. На сегодняшний день прогнозирование является основным видом деятельности Совета экономических консультантов. Состав данного органа определяется законодательно и состоит из высококомпетентных специалистов. Как правило, прогнозы разрабатываемые Советом экономических консультантов строятся на базе прогнозов, построенных другими государственными организациями, а также частными фирмами.

Процесс разработки макроэкономических прогнозов в США

Разработка общегосударственных  прогнозов социально-экономического развития на федеральном уровне в  США осуществляется в три стадии. На первой стадии обсуждаются в большей  степени вопросы будущей политики государства. Это обсуждение проходит в коллегиальном органе, состоящем  из председателя Совета экономических  консультантов, директора Административно-бюджетного управления и министра финансов. На втором этапе обсуждение будущего прогноза ведут руководители соответствующих  групп и отделов, на данной стадии также по большей части решаются политические вопросы. На третьей стадии идет обсуждение прогноза между специалистами, непосредственно участвующими в  его разработке. 
 
Совет управляющих ФРС строит прогнозы развития финансовой сферы. В качестве регуляторов используются инструменты кредитно-денежной политики: определение норм обязательных резервов, изменение норм процентов банков ФРС и др.

Основными методами прогнозирования, используемыми на государственном  уровне в США, являются: методы экспертных оценок, методы экономических индикаторов, модели динамических рядов (методы экстраполяции), эконометрическое моделирование, модель «затраты-выпуск» (некоторая модификация метода МОБ). 
Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство.

В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит  идти обществу, решаются и другие важные вопросы – на каких рынках лучше  действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться.

В развитых государствах, в том  числе в США, широко распространена практика контрактных заказов на прогнозные разработки, выполняемое для правительственных учреждений и крупных компаний. В США центрами подобных исследований являются «РЭМД - корпорейшн», Гудзонский институт, корпорация Цортона, специализирующаяся на экономическом прогнозировании. Самая известная международная прогнозная организация - «Римский клуб», главной линией ее деятельности является стимулирование и координация исследований глобальных проблем. 
Сущность прогнозирования в США, как и в любой развитой рыночной экономике заключается в научном предвидении развития всех форм хозяйствования, в последующем выявлении закономерностей и тенденций научно-технического, экономического и социального прогресса. Экономические прогнозы составляются с учетом факторов с перспективным воздействием на динамику экономики: объем и качество основного капитала, наличие трудоспособного населения, новейшие технологии, уровень безработицы, величина инвестиций, рост экспорта, уровень инфляции. 
В США, как и во многих других зарубежных развитых странах, прогнозирование опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в национальном хозяйстве, получившую название системы национальных счетов (СНС). 
 
В основу макроэкономического прогнозирования США заложена модель круговых потоков или кругооборота ВНП. В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы - и не предполагает вмешательства государства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 1)  
 
 
Рис. 1. Модель круговых потоков в закрытой экономике 
Из схемы, представленной на рис. 1, видно, что экономика является замкнутой системой. Потоки «доходы - расходы» и «ресурсы - продукция» осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство общего объема производства в денежном выражении суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

в США не существует специальных федеральных законов координирующих деятельность в области планирования и прогнозирования на федеральном и региональном уровнях. Каждый штат самостоятельно формирует органы исполнительной власти, в том числе и органы ответственные за планирование и прогнозирование.

Однако главная особенность  всей деятельности в области планирования и прогнозирования в США заключается  в другом аспекте. Именно в США  появилась такая отрасль коммерческой деятельности как прогностическая. Субъектами этой отрасли выступают  специализированные компании, которые  ведут разработку различного рода прогнозов (социально экономических, региональных, отраслевых и т.д.). Данная отрасль  в США имеет достаточно продолжительную  историю. Всё начиналось с образования  консультационных компаний в сфере  управления, которые появились в  США в начале ХХ века.

Достаточно существенную роль в  сфере прогнозирования в США  играют различные университеты. Причем в университетах создаются специальные  исследовательские группы по инициативе профессоров. Частично они финансируются  за счет университета, но львиную долю средств им приносят продажи построенных  ими прогнозов. Очень часто органы исполнительной власти страны и отдельных  штатов пользуются услугами таких университетов  и частных компаний. Причем сотрудничество осуществляется исключительно на коммерческой основе. 
 
Подобное развитие прогностической отрасли в США породило спрос на высококвалифицированных специалистов в данной отрасли. В свою очередь подобный спрос привел к тому, что ведущие ВУЗы страны осуществляют подготовку соответствующих специалистов. 

.Антикризисная программа США 
 
Президент Барак Обама предложил масштабную программу экономической помощи, которая должна вывести экономику США из кризиса. 

План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и  масштабных бюджетных инвестиций в  экономику. Блок 1. Помощь нуждающимся 
Увеличение продолжительности выплаты пособий по безработицеФинансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработныхУвеличение финансирования программ медицинского страхования

Увеличение объемов продовольственной  помощи нуждающимся.  
Увеличение помощи некоторым категориям домовладельцев, выплачивающим ипотечные кредиты, а также строительство жилья для бездомных. 
Блок 2. Инфраструктурные проекты 
План Обамы предусматривает:  
Строительство новых и ремонт старых дорог; гранты на развитие общественного транспорта; реновацию железных дорог; обновление аэропортов. 
Блок 3. Налоги 
Снижение налогов на бизнес

Снижение налогов на частных  лиц

Блок 4. Закон и порядок 
Увеличение ассигнований на правоохранительные органы. Создание особой структуры, которая будет следить за использованием средств, выделяемых в рамках «Плана Американского Восстановления и Реинвестирования».

Заключение 
Таким образом, опыт США в области прогнозирования содержит как безусловно положительные аспекты прогнозирования, так и отрицательные. К первой группе следует отнести: формирование и наличие коммерческой отрасли прогнозирования, активное привлечение для разработки моделей экономического развития высших учебных заведений, подготовка высококвалифицированных кадров, а также выстраивание всех отношений между организациями, занимающимися построением прогнозов и органами государственной власти на коммерческой основе. Также стоит отметить понимание руководством страны и отдельных штатов важности прогнозов социально-экономического развития. Благодаря этому, из бюджетов всех уровней выделяются существенные суммы для финансирования деятельности в области прогнозирования. Ко второй группе относятся нечеткость структурной организации органов прогнозирования на региональном уровне, отсутствие законодательной ответственности за несоответствие прогнозов и реально достигнутых результатов, отсутствие четкого законодательства в координации деятельности в области прогнозирования между органами исполнительной власти штатов и страны. Анализируя общую ситуацию по США, мы видим, что программа Обамы начинает постепенно работать. Но не все так хорошо, как кажется. Финансирования того минимума программ, которые были указаны, опять же привели к тому, что США было вынуждено снова включить печатный станок, и распространять американский доллар. Постоянно выделяя на свою антикризисную программу миллиарды, накачивая себя, а также другие государства своим долларом, США обрекает его на дальнейшее обесценивание, которое уже становиться заметным в нынешней ситуации. Бояться пока конечно ничего не стоит, так как вся мировая экономическая система завязана на долларе США, расчеты как велись, так и ведутся при помощи доллара США, и резко отходить от этого никто пока не собирается.  


Информация о работе Роль прогнозирования сша