Роль сферы Ниокр в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:06, реферат

Описание работы

В последние годы отмечается новый подъем интереса к изучению и осмыслению роли науки в мировом экономическом развитии. Это связано с самыми разнообразными причинами, среди которых следует, вероятно, особо отметить наблюдаемую в современном мире высокую неравномерность темпов экономического роста в различных странах, обострение глобальной конкуренции на рынках наукоемкой продукции, сильный бюджетный дефицит, ограничивающий возможности государственного финансирования НИОКР, и, наконец, появившиеся новые теоретические подходы к объяснению экономической динамики.
Можно попытаться с самых общих позиций представить три разных типа взаимоотношений сферы НИОКР и экономики в целом.

Файлы: 1 файл

грЭ.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

РОЛЬ СФЕРЫ НИОКР В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В последние годы отмечается новый подъем интереса к изучению и осмыслению роли науки в мировом экономическом развитии. Это связано с самыми разнообразными причинами, среди которых следует, вероятно, особо отметить наблюдаемую в современном мире высокую неравномерность темпов экономического роста в различных странах, обострение глобальной конкуренции на рынках наукоемкой продукции, сильный бюджетный дефицит, ограничивающий возможности государственного финансирования НИОКР, и, наконец, появившиеся новые теоретические подходы к объяснению экономической динамики.

Можно попытаться с самых общих позиций представить три разных типа взаимоотношений сферы НИОКР и экономики в целом.

Во-первых, науку можно трактовать как одну из составных частей (подсистем, функциональных элементов) экономической системы общества (рис. 3.2а). Тогда ее существование и развитие следует рассматривать в тесной увязке с состоянием экономики. Последняя органично впитывает достижения науки и регулирует ее развитие в соответствии с внутренними потребностями. Иными словами, в этом случае предполагается наличие сильного экономического детерминизма по отношению к науке.

 

Во-вторых, можно предположить, что наука все-таки в той или иной степени автономна от экономики (рис. 3.2б). Часть усилий ученых направляется на удовлетворение потребностей народного хозяйства, часть — на получение нового знания, которое в данный момент может и не иметь непосредственного практического значения, но рано или поздно найдет свое воплощение, скажем, в конкретных технологиях и будет использовано во благо обществу.

В-третьих, имеет право на существование и тезис о том, что наука самоценна сама по себе и должна в силу этого развиваться независимо от экономической ситуации — любые достоверные научные результаты крайне важны для понимания окружающего мира и прогресса всей человеческой цивилизации (рис. 3.2в).

Предпочтение какого-то одного из высказанных предположений во многом определяет отношение к развитию научных исследований и разработок. Возможна, в частности, и такая постановка вопроса: нельзя ли использовать расходуемые на науку средства с большей социальной выгодой в каких-то иных целях? Подобные вопросы имеют уже не только чисто теоретическое значение. Найти на них обоснованный ответ порой далеко не так просто, как могло бы на первый взгляд показаться.

В современных условиях развитие науки требует значительных людских и материальных ресурсов. Получение нового знания становится все более дорогим общественным удовольствием. В то же время связь между дополнительными затратами на повышение научно-технического потенциала и получаемыми в итоге результатами не столь уж очевидна. Вероятно, характер ее изменяется со временем. Однако привести какие-то убедительные примеры в общем случае здесь весьма сложно, так как нет четких и поддающихся однозначному количественному выражению критериев интегральной оценки научно-технического потенциала и тем более объективных критериев, позволяющих сопоставлять ценность научных результатов. Сделать это удается только спустя достаточно большой промежуток времени. Не случайно большинство нобелевских премий присуждено за открытия многолетней давности (конечно, здесь есть свои исключения, например присуждение премий за открытие эффекта Мессбауэра или явление высокотемпературной сверхпроводимости).

Не легче проследить существующие причинно-следственные связи между получением новых научных результатов и показателями экономической динамики. По крайней мере, на макроэкономическом уровне они сильно опосредованы. К тому же экономическая система находится под влиянием большого числа разнородных, но часто взаимозависимых факторов. Все это также создает дополнительные трудности для эмпирических исследований.

В итоге, несмотря на все сказанное, до сих пор нет убедительного ответа на вопрос о том, какой уровень финансирования сферы НИОКР можно считать оптимальным для развития национальной экономики и успешной хозяйственной деятельности отдельных предприятий, а какой — избыточным или недостаточным. Между тем такой ответ имел бы огромное практическое значение в условиях острого бюджетного дефицита, ограниченных инвестиционных возможностей государства и предприятий.

В обзоре М. Надири были проанализированы опубликованные в разных странах результаты 63 работ, посвященных оценке нормы прибыли от инвестиций в сферу НИОКР частных промышленных компаний. Оказалось, что в США этот показатель варьировал на уровне фирм от 3 до 54% и на уровне целых отраслей — от 0 до 36%. В среднем ежегодная норма прибыли от частных инвестиций в сферу НИОКР была оценена на уровне 20—30% [13, с. 7].

Несмотря на некоторые расхождения в опубликованных эмпирических данных, тезис о важности накопления новых знаний для успешного экономического развития отдельных отраслей производства и общества в целом не вызывает серьезных возражений, по крайней мере на уровне здравого смысла. За этим тезисом стоит весь исторический опыт человеческой цивилизации. Этот вывод подтверждается и теми изменениями, которые сегодня наблюдаются в оценке рынком перспективности тех или иных компаний.


 

Основные направления НТП

Основные направления НТП и развития науки и техники устремлены на решение наиболее насущных задач, стоящих перед обществом, заключающиеся в повышении уровня жизни, удовлетворении растущих потребностей, обеспечения безопасности и экономического роста. Только политика повышения эффективности НТП, его более глубокого проникновения в наиболее важные сферы деятельности человека и разумное использование достижений науки и техники способна решить многие проблемы современного общества.

Основные направления НТП - научно-технического прогресса - это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.

Различают:

  • общегосударственные (общие),
  • отраслевые (частные) направления НТП. 

Общегосударственные — направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны. 

Отраслевые направления — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности. Так, например, для машиностроительной промышленности характерны одни направления НТП, для сельского хозяйства — другие, исходя из их специфики.

В экономике принято различать основные направления НТП и формы их проявления.

К ним относятся следующие направления: 

  • электрификация народного хозяйства; 
  • комплексная механизация и автоматизация производства; 
  • химизация производства; 
  • внедрение новейших технологий.

Электрификация — процесс производства и широкого использования электроэнергии в общественном производстве и быту.

Материальной основой электрификации является электроэнергетика — отрасль промышленности, включающая в себя предприятия по выработке электроэнергии (электростанции) и объекты по приему и доведению ее до потребителей (подстанции и линии электропередач).

Электрификация является основой для механизации и автоматизации производства, а также химизации производства, способствует повышению эффективности производства в целом.

Другим важным направлением НТП является комплексная механизация и автоматизация производства.

 

Под механизацией понимается применение различных машин и механизмов, заменяющих или облегчающих труд рабочих.

Различают механизацию частичную и комплексную.

Частичная механизация производства характеризуется заменой на основных операциях ручного труда механизированными инструментами или машинами.

Комплексная механизация производства предполагает применение систем машин, механизмов и других технологических средств, делающих возможными операции по всему циклу производственного процесса без применения ручного труда, за исключением операций управления машинами и механизмами, их регулирования и наладки.

Комплексная механизация и автоматизация производства являются главными средствами, обеспечивающими непрерывный научно-технический прогресс в производстве, во всем народном хозяйстве, и на этой основе — повышение производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции.

Автоматическое оборудование позволяет повышать производительность труда в 5— 10 раз, а в отдельных случаях даже в 20 раз.

Химизация производства — одно из важнейших направлений НТП, которое предусматривает совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий с целью интенсификации, получения новых видов продукции, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий, внедрение химических методов и материалов в производство ведет к серьезным преобразованиям в технологии, улучшает и ускоряет технологические процессы, способствует дальнейшему совершенствованию конструкций машин, улучшает условия труда людей. В любой отрасли промышленности химические методы способны переработать отходы и отбросы в ценные продукты.

Рассматривая основные направления НТП в промышленности, особое внимание следует обратить на совершенствование технологических процессов.

Технологическая революция — основа современного этапа НТР — связана с переходом от преимущественно механической разработки предметов труда к комплексному использованию физических, химических и биологических процессов. Технология определяет порядок выполнения операций, выбор предметов труда, средств воздействия на них, оснащение производствам оборудованием, инструментом, средствами контроля, способы сочетания личностного и вещественных элементов производства во времени и пространстве, отношение производства с окружающей средой.

Биотехнология — использование биологических процессов и агентов для целей производства. Первоначально она была связана лишь с отраслями агрокомплекса (хлебопечение, сыроварение, силосование кормов), затем включила промышленный биологический синтез физиологически активных препаратов (антибиотики, кормовой белок, витамины), стала пользоваться при очистке сточных вод, извлечении металлов из руд и отходов для повышения нефтеотдачи пластов, получения биотоплива. Новый этап биотехнологии связан с генной инженерией. Особое значение имеет создание и освоение биологически активных веществ и лекарств для ранней диагностики и лечения заболеваний, новых технологий получения ценных пищевых, химических и других продуктов, технологий глубокой и эффективной переработки сельскохозяйственных, промышленных входов для получения биогаза и удобрений.

На современном этапе развития техники одним из важнейших направлений является гибкая интеграция производства (ГИП). Основу ГИП составляют:

1) централизация обработки  деталей и сборки узлов;

2) гибкость оборудования  и организации производства;

3) интеграция управления  на базе электронизации и кооперирования.

 

Централизация обработки — это максимально полная обработка детали, сборка узла на одном рабочем месте, на одном станке. Если автоматические линии являются специальным оборудованием и нашли применение только в массовом производстве, то обрабатывающий центр (ОЦ) является универсальным оборудованием, применяемым как в массовом, так и в единичном производстве.

Гибкость производства — это возможность быстрого перехода к производству новых изделий, обработке различных деталей на одном и том же оборудовании с небольшой остановкой оборудования для переналадки или без нее. Гибкость — это такая организация производства, при которой можно повторно использовать если не все, то значительную долю существующих основных фондов, когда приходится полностью менять номенклатуру продукции.

Третий компонент комплексной автоматизации — интеграция.Интеграция является более высокой ступенью ее развития на основе компьютеризации. Интеграция производства начинается с объединения различных функциональных составляющих производства в различные автоматизированные системы управления.

Главная проблема научно-технического прогресса применительно только к отраслям машиностроения заключается в формировании облика машиностроительного комплекса нового качества. Это новое качество состоит в соответствии машиностроения особенностям экономической ситуации, отражающей более решительный переход к интенсивным путям развития народного хозяйства.

Технический прогресс в отраслях — потребителях машиностроительной продукции — требует создания новых видов продукции и технологий. Смена продукции и технологии в этих отраслях происходит быстрее, чем машиностроение как центральное звено в перестройке производственной структуры народного хозяйства приспосабливается к этой перестройке. В ряде случаев для предприятий машиностроения затруднительно в короткие сроки создать и освоить выпуск новых машин и оборудования, которые необходимы в отраслях-потребителях для выпуска новой продукции на базе новой технологии, более эффективной в народнохозяйственном отношении.

 

. Государственное регулирование сферы научных исследований. 
 
Государство может регулировать приток и использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования научно-технологической деятельности. Ориентиром для инвесторов будет служить долгосрочная стратегия научно-технологического развития, обеспечивающая получение конкурентоспособных преимуществ по крайней мере в тех областях, где факторы - суровость климата, удаленность производственных объектов и материалоемкость продукции - играют менее существенную роль. Прежде всего это - отрасли высоких технологий, использующие научно-технический задел и накопленный опыт развития.  
 
Для своевременной корректировки государственных приоритетов научно-технологического развития будет необходима комплексная система прогнозирования приоритетных направлений науки и технологий. Эти приоритеты должны определять технологическую структуру экономики на период не менее 5--10 лет.  
 
Представляется, что государственная поддержка областей технологического роста должна осуществляться главным образом в рамках реализации нескольких целевых стратегических межотраслевых проектов или государственных программ создания новых продуктов или инновационного развития регионов, участниками которых будут как государственные научно-технические организации федерального и регионального уровней (академические институты и центры, федеральные центры науки и высоких технологий, государственные научные центры, вузовские научные структуры и пр.), так и научно-исследовательские институты, конструкторские, проектные, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские, технологические и промышленные предприятия предпринимательского сектора, а также финансово-кредитные, маркетинговые, инжиниринговые, консалтинговые и иные организации. Реализация таких программ должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования организационно-правовых механизмов государственно-частного инновационно-технологического партнерства. 
 
Даже располагая ресурсами, государство должно постепенно переходить от практики прямых государственных вложений в научно-технологическую сферу к косвенным методам регулирования ее развития, обеспечивая предоставление государственных гарантий инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов НИОКР, выполненных за госбюджетные средства, в промышленность. Фундаментальные и поисковые исследования - основа технологического развития страны - должны получать прямую финансовую поддержку государства.  
 
Главным предметом внимания должна быть конкурентоспособность российских наукоемких отраслей экономики, обеспечение соответствия отечественной наукоемкой продукции требованиям международных стандартов качества и охраны окружающей среды. Действия государства в этом направлении должны координироваться единым межведомственным постоянно действующим органом по конкурентоспособности.  
 
Государство должно включать в число основных государственных приоритетов оказание поддержки развитию научно-инновационной инфраструктуры - уникальных объектов материально-технической базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих инновационному развитию на федеральном и региональном уровнях. Оно также должно содействовать оказанию услуг предпринимательскому сектору экономики, необходимых в процессе исследовательской и внедренческой работы, а также помогать выходу отечественных производителей товаров и услуг на мировой рынок. 
 
Должна осуществляться государственная поддержка формированию крупных научно-производственных комплексов, региональных инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал регионов на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать эффективное развитие регионов и увеличение занятости их населения.  
 
- самого гибкого, склонного к риску и инициативного участника рынка - коммерческих предприятий, ориентированных на поиски и доработку инновационных идей, а также обеспечивающих их структур, таких, как "технологические инкубаторы", технопарки, инновационные центры. 
 
Одним из потенциальных путей рационального развития отечественной науки и технологий должна быть государственная поддержка создания и использования двойных технологий как в гражданском, так и в военном секторе. Взаимная передача созданных технологий из одного сектора в другой призвана обеспечить использование их технологических заделов и возможностей в интересах российской экономики, эффективное использование государственных ресурсов. 
 
Прямая государственная поддержка должна оказываться традиционным отраслям промышленности, обеспечивающим базовые потребности граждан, для повышения уровня их технологической оснащенности.  
 
При всем многообразии задач и функций государства в части формирования инновационной экономики главной задачей в этом процессе должно являться формирование трудовых ресурсов, способных работать в этой экономике, воспринимать, генерировать, осваивать и эффективно продвигать инновации на рынок. Предлагаемую программу развития научно-технологической сферы не удастся реализовать, если мы не привлечем в науку молодежь. В срочном порядке должна быть сформирована национальная программа привлечения и закрепления в науке молодых ученых и специалистов. Необходимо срочно расширить подготовку инновационных менеджеров, способных обеспечить эффективную реализацию всего инновационного цикла - коммерциализацию идей и технологий. 
 
Формируя многосекторную экономику, государство будет избегать директивного управления, учитывать в рамках системы консультаций мнение и потребности различных общественных кругов и структур, т.е. должен установиться реальный контроль общества за формированием и реализацией государственной политики. Осуществление общегосударственного процесса принятия решений должно опираться на мнение ученых и специалистов академической, отраслевой и вузовской науки.  
 
Федеральным и региональным органам исполнительной власти уместно предоставлять права по осуществлению и распоряжению результатами хозяйственной деятельности, направленной на получение конечных научно-технологических результатов, удовлетворение потребностей рынка, при одновременном расширении ответственности за итоги этой деятельности. Это, в частности, относится к ведению оперативного хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.  
 
За государством должны быть закреплены исключительные права только на результаты научно-технологической деятельности, которые оно будет доводить до промышленного применения и реализации. Прежде всего это касается научно-технической деятельности в интересах обороны и национальной безопасности. В иных случаях именно организации, разрабатывающие наукоемкую продукцию, должны обладать правами на результаты своей научно-технологической деятельности. Только таким образом мы сможем активизировать инновационную деятельность предприятий и защитить научно-технологический потенциал России.  
 
Федеральный орган исполнительной власти, координирующий развитие научно-технологической сферы России, должен иметь полномочия на проведение обследований деятельности научных организаций, заказа исследований, выявляющих проблемы развития науки и технологий, создание консультационных органов для принятия решений. Научные работы фундаментального характера должны координироваться Российской академией наук. 
 
Основными рычагами государственного регулирования научно-технологической сферы должны стать государственный бюджет и государственный заказ на НИОКР, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемый в рамках государственного контракта. При этом как в первом, так и во втором случае должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств, а также обязательное подключение структур малого бизнеса к обеспечению потребностей государства. 
 
Описанная в общих чертах модель развития отечественной научно-технической сферы должна быть разъяснена и принята обществом, закреплена законодательным путем.  
 
Всевозможное содействие национальной инновационной деятельности должно быть вменено в обязанность всем служащим государственных органов исполнительной власти (именно так было сделано в США в 1986 г.), быть приоритетным направлением деятельности научно-инновационной комиссии при Правительстве РФ. Реализация инновационно-технологической модели потребует принятия детальной государственной программы перехода на инновационный путь развития на несколько лет с периодической коррекцией в зависимости от достигнутых результатов. 
 
Требуется разработка национальной инновационной системы, имеющей всеобъемлющий характер и отражающей интересы всех сфер общества. Представленная модель научно-технологической сферы России направлена на коммерциализацию научно-технологического потенциала страны, создание новых продуктов, ожидаемых рынком. Она исходит из опоры на собственные кадровые, исследовательские и производственные ресурсы - высокотехнологическое ядро хозяйства, позволяющее избежать имитационного развития. Опыт развития с опорой на собственные силы имеется в российской истории: лишь 40 лет потребовалось для превращения России в одну из двух научно-технических сверхдержав второй половины ХХ века.  
 
Методы управления национальным научно-технологическим потенциалом в интересах выполнения общенациональных целей имеют особое значение. Описанная модель научно-технологической сферы России будет предусматривать создание новых и развитие показавших свою эффективность механизмов, побуждающих исследовательскую и производственную системы следовать в русле государственных приоритетов.  
 
Среди них наиболее важными представляются следующие: - повышение эффективности координации действий и ответственности за принимаемые решения в сфере науки, инноваций и образования федеральных и региональных органов исполнительной власти, в том числе за счет формирования механизмов межведомственной координации в области менеджмента качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, технологий и услуг; -- периодическая корректировка приоритетов развития науки и технологий с учетом изменения социально-экономических потребностей и новых достижений науки и практики; создание механизмов консультаций различных общественных слоев для формирования направлений развития научно-технологической сферы, а также создания технологий для решения ключевых научно-технических и социально-экономических задач; -- оптимизация институциональной структуры российской сферы науки и инноваций; организационно-правовое оформление государственного сектора науки; -- проработка рыночных перспектив направлений и ключевых областей развития науки и технологий с участием независимых экономических центров и банков; -- повышение роли государственной аккредитации научных организаций в стимулировании инновационной деятельности; -- совершенствование и принятие новых правовых документов по широкому спектру проблем научно-инновационной деятельности, включая: · развитие государственной контрактной системы в области НИОКР (формирование системы федерального контрактного права) для вовлечения потенциала научно-технических организаций; · организацию инновационной деятельности и формы сотрудничества (партнерства) государственного сектора науки с деловыми и промышленными структурами в проведении исследований и разработок и коммерциализации их результатов; · коммерциализацию результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета; · государственную политику в области стандартов и нормативов, в том числе экологических; формирование механизмов обеспечения национальной научно-технологической безопасности Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики; · борьбу с преступностью в сфере высоких технологий. 


Информация о работе Роль сферы Ниокр в современной экономике